Рост экономики можно определить множеством различных факторов: увеличением количества ресурсов, повышением их качества и совершенствованием их использования. Увеличение благосостояния общества невозможно без необходимых условий для экономического роста, что как правило, требует инвестиций. Вложения в образование (т.е. в человеческий капитал) важны не меньше, чем вложения в капитал физический.
Сами элементы современной теории человеческого капитала существовали со времен формирования первых знаний и системы образования. Теории человеческого капитала в свое время уделяли внимание Т.Шульц, Г.Беккер, Э.Денисон, Дж.Кендрик, С.Кузнец, И.Фишер и многие другие экономисты, социологи и историки. Отправной точкой к появлению теории стали статистические данные роста экономик развитых стран, которые превышали расчеты, учитывающие классические факторы экономического роста.
Впервые термин был использован в работах Теодора Шульца, в дальнейшем, его последователем Гэри Беккером, было дано обоснование эффективности вложения в человеческий капитал.
Формирование экономической категории “человеческий капитал” происходило постепенно. Поначалу его связывали со знаниями и способностью человека к труду. Причем, довольно длительный период времени к человеческому капиталу относились как к затратному фактору. Считалось, что инвестиции в образование являются непроизводительными, т.е. затратными. Во второй половине XX в. общество изменило свое отношение к человеческому капиталу. Таким образом, человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
В контексте современного общества, высшее образование выполняет роль не только профессиональной пригодности человека на рынке труда, но и необходимым условием существования в обществе и мире современных технологий.
Получая высшее образование, человек таким образом наращивает свой собственный капитал. Свойства такого капитала довольно своеобразны – с одной стороны капитал – это индивидуальное достояние, а с другой – общественное. Считается, что образованные люди являются более осведомленными избирателями, более законопослушными гражданами и приносят значительную выгоду, так как идеи высококвалифицированных специалистов по совершенствованию технологий становятся достоянием общества, что дает возможность каждому воспользоваться ими. С данной точки зрения человеческий капитал может рассматриваться в качестве запаса, который имеет свойство накапливаться и таким образом обеспечит более высокие доходы в будущем. В этом случае расходы, которые несет государство, обеспечивая общество образованием, представляются целесообразными. Другой вопрос состоит в том, а насколько эффективными они являются.
Инвестиции в человеческий капитал могут быть прямыми и косвенными. К прямым инвестициям следует относить затраты на образование и профессиональную подготовку работников, а к косвенным — затраты на медицинское обслуживание и уход за детьми, на их воспитание. (рис.1)
Рис.1 Взаимосвязь экономического роста и накопления человеческого капитала
Прямые вложения в человеческий капитал увеличивают его объем; косвенные — увеличивают срок его «использования», улучшают условия его функционирования, повышают отдачу, сокращая заболеваемость и смертность. Таким образом, в целях поддержания роста в долгосрочной перспективе необходим пересмотр приоритетов в пользу человеческого капитала.
На сегодняшний день, одной из самых популярных точек зрения рассмотрения образования является его роль в повышении конкурентноспособности общества в целом или личности в частности. Всем известно высказывание Ф.Бэкона “Знание — сила”, где под “силой” подразумевается “власть”. В таком контексте образование представляется “социальным лифтом” для модернизации индивидумов. Можно абсолютно точно сказать, что в настоящее время образование является одной из наиболее важных отраслей человеческой деятельности, т.к. высококвалифицированный кадровый потенциал общества обеспечивает ускоренное научно-технологическое, информационное и коммуникационное развитие национальной экономики, ее конкурентоспособность и безопасность. В связи с этим, можно сделать вывод, что уровень развития страны напрямую зависит от вложений в отрасли, определяющие качество и уровень развития человеческого капитала.
Для измерения человеческого капитала можно использовать показатель количества лет, потраченных на обучение в разрезе общепринятой классификации образования, грамотности (качество человеческого капитала), характеризующий объем и навыки применения полученных знаний.
В настоящее время зарубежными странами большое внимание уделяется повышению качества образования. Даже не смотря на тот факт, что между ними существуют различия в уровне развития, правительствами всех стран направляются значительные финансовые ресурсы в сферу образования.
В мировой практике в качестве индикатора заинтересованности государства в развитии национальной системы образования используется показатель доли расходов на образование в национальном богатстве или валовом внутреннем продукте (далее — ВВП) на душу населения. Он представляет доступные ресурсы на образование в самом широком смысле. Это свидетельствует о понимании приоритетности образования и признании его за рубежом в качестве одного из стратегических ресурсов нации, основой экономического роста страны.
Нельзя упускать из внимания широко распространенное явление, именуемое “утечкой мозгов” (от англ. brain drain), когда талантливые и квалифицированные специалисты предпочитают жить и работать за границей по ряду причин. Важно понимать, что странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится значительный экономический ущерб.
Благодаря грантам Правительства Российской Федерации, выделяемых в размере до 150 млн. рублей каждый на проведение научных исследований в 2014 — 2017 годах с возможным продлением проведения научных исследований на срок от 1 до 2 лет, в Россию стали приезжать не только иностранные ученые, в частности из США, Австралии и даже из Исландии, но и возвращаются российские ученые, ранее покинувшие страну.
Однако, всего этого недостаточно для эффективного функционирования и концентрации человеческого капитала в нашей стране. Без улучшения качества жизни, включая безопасность, экологию, уровень заработной платы и жилищные условия, в стране может вновь повториться ситуация 90-х годов.
Список использованных источников
- Постановление Правительства РФ от 9.04.2010 г. N 220 “О мерах по привлечению ведущих ученых в Российские образовательные учреждения высшего профессионального образования”
- Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования Российской Федерации: административно-правовые вопросы, — Казань: Казанский университет, 2014 г.
- Бессарабова Н.В., Лукьянова А.В. “Финансирование социальных расходов на образование в условиях регулирования занятости на рынке труда”, 2015г.
- Бушмина Е.В., Арефьева Е.В. Нехависимая оценка качества профессионального образования//Профессиональное образование. Столица. 2014 № 3
- Ишина И.В. “Экономические основы функционирования образования в российском обществе”, 2015
- Корчагин Ю.А. “Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации”:Монография.-Воронеж: ЦИРЭ 2015.-С.:252
- Трошин А.В. “Человеческий капитал как фактор развития инновационной экономики России” в журнале “Современная экономика: проблемы и решения” 9(9)2015