Изменение инвестиционного климата в России

26 февраля 7:50

За последнее время появились новые неопределенности вокруг иностранных инвесторов в России : новые отставания в процессе вступления в ВТО, неблагоприятные последствия российско-грузинской войны для отношений страны с ее основными западными экономическими партнерами, отсутствие реального прогресса в международном рейтинге России по коррупции и так далее. Между тем, в силу своеобразной структуры своего внешнего сектора российская экономика оказалась особенно уязвимой к глобальному финансово-экономическому кризису, что подчеркивает ее чрезмерную зависимость от энергетического сектора и относительно низкую международную конкурентоспособность в отношении высокотехнологичных отраслей и нефинансовых услуг с высокой добавленной стоимостью.  

    По определению Всемирного банка, Инвестиционный климат — это  совокупность факторов местоположения, формирующих возможности и стимулы для фирм продуктивно инвестировать, создавать рабочие места и расширяться. В существующей литературе говорится, что инвестиционный климат формируется под влиянием институциональных и политических факторов. В публикациях Всемирного банка «хороший инвестиционный климат»  обычно описывается как результат эффективного функционирования трех основных компонентов: макроэкономической стабильности и открытости для торговли; благого управления и институтов, включая контроль за бюрократическими преследованиями и преступностью, а также эффективных финансовых и правовых институтов; и адекватной инфраструктуры. Точнее, бывший главный экономист Всемирного банка, включает в инвестиционный климат «политическую, институциональную и поведенческую среду, как существующую, так и ожидаемую, которая влияет на доходность и риски, связанные с инвестициями» . В соответствии с этим определением при анализе российского инвестиционного климата мы учитываем ожидания и оценки экономических агентов относительно их институциональной среды. Отсюда наше понимание инвестиционного климата как совокупности институтов, политики и механизмов принуждения, которые рассматриваются компаниями как релевантные в их инвестиционных решениях.

    Экономический переход в России характеризуется как рыночно ориентированное институциональное изменение. Европейская экономическая комиссия, Международный валютный фонд и  Всемирный банк рассматривают рыночно ориентированные институциональные изменения как двухэтапный процесс : на первом этапе несоответствия между формальными и неформальными институтами порождают неопределенность в экономической среде. Такая неопределенность пагубно сказывается на инвестиционном климате. На втором этапе предполагается, что эти трения постепенно исчезнут, поскольку рыночно ориентированные институты превалируют над унаследованными институтами. 

    Институциональная эволюция — это процесс, включающий в себя различные стадии, взаимосвязанные между собой. Во-первых, на «теоретическом этапе » политики принимают теории об экономической ситуации, с которой они сталкиваются, и политических инструментах, которые они должны использовать для ее улучшения. Во-вторых, на «правовом этапе» на основе этих теорий принимаются правовые тексты (законы, декреты и т. д.) с целью стимулировать изменения поведения в правильном направлении. В третьих, на стадии «правоприменения», на микроэкономическом уровне эта правовая база вводится в действие административными органами и интерпретируется экономическими агентами как новая основа для их ожиданий и поведения. В-четвертых на стадии «оценки», статистический и научно-исследовательский аппарат обеспечивает различные измерения результатов всего процесса. Эти измерения являются образами реальности, которые позволяют аналитикам разрабатывать новые теории и, в свою очередь, принимать их на вооружение политиками.

Неоднократные заявления первых лиц России создали имидж страны, стремящейся полностью интегрироваться в мировую экономику, предлагая иностранным инвесторам благоприятный инвестиционный климат. С этой целью было принято несколько законов. Однако проблемы лежат на «стадии правоприменения»: правовые тексты, призванные обеспечить равные условия игры в России, не применяются в полной мере, а некоторые из них все еще не имеют последовательности. Некоторые операции, проведенные недавно администрацией в энергетическом секторе, противоречат официальным заявлениям о необходимости защиты прав собственности. Кроме того, в своем нынешнем состоянии судебная система не в состоянии обеспечить полную эффективность правовой базы в России. Следовательно, российские граждане и бизнесмены продолжают считать, что проблемы, влияющие на институциональную среду, не удовлетворительно решаются российскими властями. Международные оценки инвестиционного климата ставят Россию в один ряд с наименее развитыми странами мира, значительно отставая от других экономик «Брик».

     Парадоксально, но мы не можем сделать вывод, что Россия не является привлекательной страной для иностранных инвесторов. После привлечения четвертого по величине объема ПИИ в мире в 2007 году последние данные свидетельствуют о снижении, но эта тенденция вполне соответствует мировой динамике в отношении международных инвестиций : отчасти это снижение связано с обращением вспять аппетита к риску и глобальным ужесточением условий финансирования, произошедшим после финансового кризиса, а не с конкретными страновыми факторами.

   Что касается инвестиционного климата, то из приведенных выше замечаний можно сделать вывод о некоторых последствиях для государственной политики: Российские власти должны проводить прямолинейную и непротиворечивую политику в отношении иностранных предприятий. Этот шаг также может способствовать вступлению России в ВТО. По-прежнему необходимо преодолеть отсутствие независимости судебной системы по отношению к политической власти: любой здоровый инвестиционный климат требует уважения правового государства. Следует также устранить некоторые противоречия, касающиеся правового режима иностранных фирм. Исходя из того, что вышеупомянутые проблемы были бы правильно решены, российские власти должны обеспечить надлежащую подготовку административных или судебных органов к выполнению своих задач, а именно к толкованию и приданию силы правовым текстам.

Список использованной литературы

1.Андерсон, Джеймс, Грей, Шерил. 2006. Борьба с коррупцией в переходный период 3. Кто же преуспевает и почему Же ? Вашингтон: Всемирный Банк.

 

2.Боренцштейн, Эдуардо, Де Грегорио, Хосе, Ли, Джонг-Ва. 1998. Как Прямые Иностранные Инвестиции Влияют На Экономический Рост. Журнал международной экономики.

 

3.Боуринг, Билл. 2010. Улучшение инвестиционного климата в России: будет ли успешна последняя волна судебной реформы? Обзор Мировой Торговли.

 

4.Конвей, Пол, Лысенко, Татьяна, Барнард, Джефф. 2009. Регулирование товарного рынка в России. Рабочие документы экономического департамента ОЭСР 742.

 

5.Дежина Ирина. Стимулирование инновационного развития в условиях модернизации экономики. Российская экономика: тенденции и перспективы.2010 г.

 

  1. Европейская экономическая комиссия. Экономический вестник для Европы 44 1992 г.