Важность сектора малого и среднего предприятия в развитии экономики страны уже давно признана во всём мире. Росту национальной экономики способствует не только развитие крупных бизнес-структур, но и развитие сектора малого и среднего предпринимательства.
По данным заседания Научно-экономического совета Росстата 30 октября 2019 года, доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП Российской Федерации на 2017 год составляет 21,9 %, что на 1,9% больше по сравнению с предыдущим отчётным периодом [1]. Но и этот небольшой прирост не является достаточным для современного уровня развития экономики. Для сравнения: доля малых предприятий в ВВП Канады — 27%, Чехии — 35%. А в ведущих экономических державах мира — втрое выше, чем в России. В США малые и средние предприятия формируют 62% ВВП, в Японии — 63% (по состоянию на 2017 год) [2].
Всё это обуславливает необходимость развития и поддержки малого и среднего предпринимательства и наращивание его доли в ВВП страны. Для того, чтобы создать максимально эффективную систему государственной поддержки сектора МСП и в целом положительные условия в стране для его функционирования, необходимо в первую очередь проанализировать текущее состояние малого и среднего предпринимательства, выявить положительные и что самое важное, отрицательные факторы, с которыми сталкиваются предприниматели и строить дальнейшую стратегию с учетом полученных данных.
В ноябре 2018 года было проведено исследование Альфа-Банка совместно с Международным исследовательским центром MARC по замеру индекса настроения малого бизнеса. Методологией исследования являлся опрос предпринимателей сектора МСП по следующим параметрам:
- Бизнес-ожидания компании (оценка экономической ситуации в стране / в отрасли, покупательская способность, зависимость компании от импорта)
- Экспорт и импорт (доля в обороте, планы по изменению доли)
- Развитие бизнеса с банком (помогает ли банк в развитии бизнеса клиента, чем именно)
- Профиль бизнеса (город, пол, возраст, должность, сфера деятельности, количество сотрудников в компании)
На основе полученных данных рассчитывались следующие показатели:
- Индекс текущей ситуации — показывает восприятие существующей экономической ситуации в стране и отрасли
- Индекс бизнес-ожиданий — показывает ожидания целевой аудитории о том, как будет развиваться ситуация в стране и отрасли в следующие 6 месяцев
- Индекс состояния компании — показывает оценку положения дел в компании в ближайший прошедший период, включая прибыль, выручку, количество клиентов, средний чек, планируемые кадровые изменения, влияние санкций
- Индекс ожиданий по компании — характеризует прогнозы представителей малого бизнеса по тому, как будут развиваться их компании в следующие 6 месяцев
Значения индекса могут изменяться от -100 до 100. Положительные значения индекса показывают, что позитивные настроения превалируют над негативными; отрицательные значения характеризуют преимущественно негативные настроения.
В результате сбора и анализа данных, исследователи пришли к неутешительному выводу: наблюдается отрицательная динамика всех индексов, кроме индекса текущей ситуации по компании, который показал рост, но все же остался в отрицательном положении, на 13 пунктов упал индекс бизнес-ожиданий, а также выявлено падение на 32 пункта индекса настроений малого бизнеса. [3]
Рисунок 1 «Динамика индексов оценки экономической ситуации предпринимателями» [3]
Другое исследование, проведённое Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» также говорит об отрицательной динамике движения индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ) во II квартале 2018 г.
Рисунок 2: Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) [4]
Во II квартале 2018 г. Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) снизился относительно предыдущего квартала на 0,9 процентных пункта (п. п.) до отметки 99,2. Таким образом, траектория индикатора вновь перешла в зону недостаточно благоприятного делового климата. [4]
Данные выводы дают понять, что существует необходимость решения проблемы с низким уровнем инфраструктуры для производителей малого и среднего бизнес-сектора. Для того, чтобы выстроить грамотную и эффективную стратегию действий по изменению ситуации с низким индексом экономического настроения необходимо разобраться, каковы же причины таких результатов, и понять, какие факторы, по мнению самих бизнесменов, сдерживают их предпринимательский рост и не дают максимально использовать свои возможности на повышение своей экономической эффективности.
Среди основных проблем, которые обозначают сами предприниматели, с которыми они сталкиваются в процессе производства это: [5]
- Неопределенность экономической ситуации
- Высокий уровень налогообложения
- Снижающийся спрос на внутреннем рынке
- Высокий процент коммерческого кредита
- Курс рубля
- Отсутствие стартового капитала (долгосрочных
- кредитных ресурсов)
- Высокие финансовые затраты (издержки на тарифы,
- кредиты, аренду/землю)
- Административные барьеры (качество
- законодательства, суды)
- Недостаток квалифицированных трудовых ресурсов
- Сложность бюрократических процедур
- Частые проверки
- Высокая конкуренция (в т.ч. со стороны импорта,
- теневого сектора, монополий)
- Коррупция
Рисунок 3. «Рейтинг факторов с точки зрения оказания сдерживающего влияния на развитие производства (по пятибалльной шкале)» [5]
Аналогичные проблемы выделили для себя и респонденты исследования, проводимым Альфа-Банком совместно с Международным исследовательским центром MARC по замеру индекса настроения малого бизнеса.
Среди них в числе самых волнующих проблем стоит проблема налоговой нагрузки, проблема экономической неопределённости, а также среди прочих-снижение спроса на товары и услуги. В сфере оптовой и розничной торговли, маркетинга, консалтинга, бизнес-услуг, строительства и грузоперевозок говорят о высокой конкуренции. Строители и грузоперевозчике среди проблем отмечают отсутствие поддержки государства, а IT-компании, как и полгода назад, одной из ключевых проблем считают отсутствие и дороговизну квалифицированных кадров. [3]
Рисунок 4. «Топ-5 проблем для компаний. Отраслевая специфика» [3]
Таким образом, проанализировав вышесказанное, необходимо сформировать следующие выводы:
Среди основных проблем предприниматели называют экономические факторы –растущие издержки и снижение спроса, однако на первом месте – экономическая неопределенность и налоговые нагрузки.
Налоговая нагрузка на бизнес остается крайне высокой. Текущая налоговая политика не способствуют развитию бизнеса, а, скорее, наоборот. Ужесточение налогового законодательства по безопасности, усложнение законов, налоговый прессинг и бюрократизация-всё это создаёт ещё большую нагрузку и затраты на сектор МСП, чем способствует его ослаблению.
Нагрузка на малые и средние предприятия выше, чем нагрузка на крупный бизнес. Это не дает сектору МСП развиваться, стимулирует их не к росту, а к дроблению и уходу в теневой сектор.
Разнонаправленность и рассогласованность мер в отношении малого и среднего предпринимательства снижает уровень доверия предпринимателей к государству, приводит к уходу бизнеса в нелегальное поле, формирует у предпринимателей «психологию временщиков», а также нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки.
Список литературы:
[1] Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики: https://www.gks.ru/council_meetings/document/68632
[2] Официальный сайт «Известия» : https://iz.ru/633416/aleksei-kozhevnikov/malyi-biznes-sdelaet-rossiiu-silnee
[3] Официальный сайт ПАО «Альфа-Банк». Исследование «Пульс малого бизнеса»: https://alfabank.ru/press/news/2018/12/19/49463.html
[4] Институт экономики роста им. Столыпина П.А.: http://stolypin.institute/partners/indeks-ekonomicheskogo-nastroeniya-ien-vshe-vo-ii-kvartale-2018-goda/#_ftn2
[5] Институт экономики роста им. Столыпина П.А.: Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир: https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf&hl=en