Связью объединений группировок в городе и деревне, городе и округом выпоняет обмен, который выступает стадиальным прогрессом в обществе, но и один фактор единства жителей Бенина, придавая ему целостность, канал, по которому осуществляется взаимодействие между разным составом, направляя социум в виде организм-система [1, с. 122].
Существует два вида обмена. Первый обмен существует в виде дара, он основан на идее преобладания богатств в социуме над материальными благами. Эта система обмена доминировала на протяжении длительного времени [2, с. 30]. Согласно сведениям И.Б. и Р. Эрнфорсы, дарение является основной формой религиозных и идеологических отношений между правителем и отдельными субъектами. Дарение является интеграционной функцией и обособлением отдельных членов в рамках общины [3, с. 23]. Второй вид обмена – взаимодействие общин друг с другом.
При участии португальцев в Бенине в качестве обменной единицы стали использоваться с XVI века раковины каури. В возникновении данной единой денежной единицы были заинтересованы представители бенинской власти. Верхнегвинейское побережье располагало другими единицами, не ставшими универсальными. К другим единицам относились металлические бруски маниллас, отрезы ткани. Возникает новый фактор регламентации отношений между людьми.
Позднее в даре начали проявляться скрытые материальные интересы участников. Дарообмену отводилась традиционная функция.
Отмечается высокая степень развития обмена в экономической жизни Бенина. Благодаря этому у бенинцев складывается торговля. Каждый четвертый день считался рыночным. Торговцы обладали весомым статусом. Каждая деревня и город имели собственный рынок. Главный рынок был перед дворцом.
Отделение ремесла от земледелия не произошло, а город выступает центром обмена, а позже и торговли как катализатор процесса профессиональной специализации. В городе происходит специализация труда ремесленников.
Spisok literature.
- Bondarenko D.M. Benin nakanune pervyh kontaktov s evropejcami. Chelovek. Obshhestvo. Vlast’. Moskva, 1995.
- De Vink Dzh. teorija kul’tury: duh dara. — Pokolenija antropologii. Ukorenivshijsja v proshlom, Vetvjashhemsja k budushhemu.1994.
- Jernfors Je. B., Jernfors R. arhaicheskaja jekonomika i sovremennoe obshhestvo: ob arhaicheskom sposobe hozjajstvovanija. Bytie i proizvodstvo s tochki zrenija dara kak faktora otstalosti. Uppsala, 1990.