Проблемы и перспективы налоговой политики России

19 декабря 3:35

Экономическое развитие государства во многом предопределяется эффективностью налоговой политики. Налоговая политика способствует повышению благосостояния страны. Ни одно государство не может существовать без налоговых взносов, которые способствуют формированию финансовых ресурсов государства. Налоговая система России фактически создавалась заново, в виду отсутствия отечественного опыта при переходе экономики на рыночные отношения.

Обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы страны и модернизация российской экономики – это основная задача налоговой политики нашего государства. Система налогообложения должка оказывать только позитивное воздействие, формировать комфортные условия для развития и существования предпринимательской деятельности.

Неустойчивость налоговой системы оказывает негативное воздействие на дальнейшее развитие государства, исключающая вливание иностранного капитала в российскую экономику. Нестабильность налогов, в том числе, постоянная смена ставок, видов налогов, порядка уплаты налогов, порядка предоставления налоговых льгот вызывает отрицательную реакцию со стороны хозяйствующих субъектов [8, с.214].

Проблемы эффективного построения налоговой и бюджетной политики как сдерживающих факторов роста экономики являются весьма актуальными на современном этапе развития общества. Фискальная политика, наряду с кредитно — денежной, является основой всего государственного регулирования экономики [1, с.92].

На сегодняшний день нестабильность налоговой политики обусловлена рядом проблем, которые требуют скорейшего решения.

Наиболее острыми проблемами налоговой политики России стоит признавать [5, с.45]:

— распределение налогового бремени между добросовестными и недобросовестными налогоплательщиками носит неравномерный характер;

-частные инвестиции для экономики страны не имеют благоприятного налогового режима;

— высокая нагрузка на фонд оплаты труда;

-многочисленные инструкции и разъяснения Министерства финансов РФ и налоговой службы РФ носят не только запутанный, но и противоречивый характер;

-стандарты бухгалтерского учета и налогового учета имеют расхождения, что влечет за собой трудоемкое исчисление налоговой прибыли;

— ежемесячные авансовые платежи приводят к вымыванию собственных оборотных средств предприятия;

-большое количество налогов, приводит к уклонению от уплаты налогов, появлению корыстного умысла предпринимателей;

-увеличение количества косвенных налогов способствует увеличению стоимости товаров и услуг;

-ослабление курса рубля за счет утечки денежных средств из страны за рубеж;

-отсутствие налогоплательщиков среднего класса влечет увеличение налогов на производственную сферу экономики;

Безусловно, российская налоговая система обладает и положительными моментами, но все — же негативные моменты преобладают над положительными. Отмеченные проблемы – это трудности в части инвестиционной привлекательности государства, снижение инновационного развития. Поэтому существует необходимость для законодательного реформирования в сфере налоговой политики. В нашем государстве должна быть создана стабильная и простая налоговая система. Налоговое законодательство не должно подлежать реформированию каждый месяц.

Эффективному развитию налоговой системы может способствовать следующее [7, с.305]:

— целесообразно ввести прогрессивную шкалу налогообложения;

— снизить налоговое бремя для малоимущего населения. Это возможно в результате снижения налоговых ставок;

-увеличить налоговую нагрузку для состоятельных категорий граждан;

— стабилизировать и увеличить эффективность функционирования экономики страны в целом;

— предпринять меры, направленные на снижение количества косвенных налогов, развитие теневой экономики;

-сближение налогового и бухгалтерского учета будет способствовать совершенствованию налоговой системы [2, с.216];

-эффективно бороться с уклонением от уплаты налогов позволит созданный институт налога на нераспределенную прибыль [3, 88];

-необходимо упростить налоговую систему в результате исключения из законодательства норм, имеющих двоякое толкование [10, с.224];

— внедрение различных налоговых инструментов позволит осуществлять стимулирование инновационных предприятий;

-целесообразно установить баланс между косвенными и прямыми налогами. Именно прямым налогам отдают все большее предпочтение экономически развитые государства. Ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;

— целесообразно усилить роль имущественных налогов;

— действующее законодательство, связанное с уплатой налогов и начислением налогов, необходимо привести в соответствие с налоговым законодательством;

— максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью [9, с. 425];

-требуется совершенствование налогообложения физических лиц.

Исследователи предлагали выработать и закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения, что, по их мнению, позволит минимизировать денежный поток в иностранные компании, и тем самым снизить уровень теневой экономики в России.

Без всяких сомнений необходимо скорректировать деятельность налоговых органов с целью регулирования экономической ситуации в стране [4, с.117]. Мы солидарны с исследователями в том, что необходимо исключать формальный  подход к сбору налоговых платежей, минимизировать изучение финансового состояния налогоплательщика, сократить число выездных проверок.

Необходимо совершенствовать процедуры администрирования, ведения и представления действительно востребованной налоговой отчетности, устраняя дублирующие друг друга показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур, форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных средств, потери рабочего времени сотрудников налоговых органов Российской Федерации и граждан, не несут какой-либо значимой информации.

Основные законодательные акты по вопросам налогового регулирования должны быть детализированы и конкретизированы [6, с.266]

Подводя итог вышеизложенному, стоит отметить, что налоговая политика – главный инструмент рыночной экономики страны. Для существования любого государства необходимо развитие и процветание налоговой системы. На сегодняшний день налоговая политика России нуждается в качественном реформировании. Формирование такой политики должно осуществляться на разработанных принципах налогообложения.

 

Список литературы.

 

  1. Алиев Б.Х., Джафарова З.К., Магомедова А.М. Пути повышения эффективности функционирования налоговой политики России в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2017. № 6. С. 91-94.
  2. Диколенко Л.А., Яровая Я.А. Налоговая политика как средство обеспечения устойчивого развития России//Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2019. № 4. С. 216-219.
  3. Казимагомедова А.С., Мусаева Х.М. К вопросу о проблемах и перспективах развития налоговой политики в Российской Федерации. В сборнике: Пути повышения финансовой стабильности регионов Северного Кавказа: взгляд молодых ученых Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей. 2019. С. 88-91.
  4. Магомедова Р.М. Актуальные проблемы и направления совершенствования налоговой политики России. В сборнике: Теория и практика налоговых реформ материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Дагестанский государственный университет. 2016. С. 114-118.
  5. Нурдинова Д.Ф. Проблемы и перспективы развития современной налоговой политики России. В сборнике: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2019. С. 45-48.
  6. Пономарев Д.В., Кирюшин Р.В. Проблемы налоговой политики Российской Федерации и пути их решения. В сборнике: ПРАВО И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2017. С. 265-268.
  7. Попов А.П., Якименко С.В. Современные проблемы реализации налоговой политики в России. В сборнике: Теоретические и экспериментальные исследования в современной науке Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей. 2019. С. 305-310.
  8. Савина Л.Л. О роли налоговой системы в обеспечении экономического роста и макроэкономического равновесия в России // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1 (50). С. 214-219.
  9. Толчинская М.Н. Анализ современной налоговой политики России // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 1. С. 424-428.
  10. Якименко В.Ю., Москалёва В.А. Налоговая система на современном этапе развития РФ // Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики. 2019. № 1. С. 224-229.