Понятие «курортный сбор» не является новым для нашей страны. Его история начинается с 1933 года, когда Постановлением Центрального исполнительного комитета от 17 августа 1933 г. «О курортном сборе» он был впервые введен в СССР. В то время, согласно указанному Постановлению, все граждане, приезжающие в курортные зоны, за исключением малоимущих и военнослужащих, обязаны были вносить единовременную плату на благоустройство курортов и культурное обслуживание. Размер платы был фиксированным и составлял 3 рубля.
В 1936 году была введена единая государственная пошлина на путевки, которая заменила сбор. С 1960 г. курортный сбор начал взиматься профсоюзными органами непосредственно с санаториев и домов отдыха, а сбор для туристов, прибывающих на отдых в санатории без путевок взимался с этих граждан в размере, который устанавливался законодательными актами союзных республик[1].
В 1991 году вступил в силу Закон РСФСР от 12.12.1991 № 2018-1 «О курортном сборе с физических лиц», который разрешал взимать с отдыхающих без путевок сбор в размере до 5% от минимального размера оплаты труда (исключения составляли указанные в законе категории граждан – инвалиды, пенсионеры, дети и т.д.) С 1 января 2004 года указанный закон утратил силу.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае».
Участие в эксперименте принимают 4 субъекта РФ, полномочия которых довольно широки: законами субъектов Российской Федерации устанавливаются территория эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за исполнением требований действующего закона[2].
Так, на сегодняшний день в эксперименте участвуют следующие муниципальные образования: в Алтайском крае — город Белокуриха; в Республике Крым – 4 городских округа (Алушта, Судак, Феодосия и Ялта; в Краснодарском крае — 3 города-курорта (Анапа, Геленджик, Сочи), 4 причерноморских поселений Туапсинского района (Новомихайловское, Джубгинское, Небугское и Шепсинское), а также город Горячий Ключ; в Ставропольском крае – города-курорты Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, Кисловодск.
Федеральным законом установлено, что взимание курортного сбора начинается не ранее 1 мая 2018 года. С этой даты начался эксперимент в Алтайском крае и Ставропольском крае. В остальных субъектах РФ – участниках эксперимента начало взимания курортного сбора было перенесено по объективным причинам: на территории Краснодарского края в связи с проведением мероприятий Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 начало взимания курортного сбора началось с 16 июля 2018 года, а Республика Крым, в связи с работами по окончанию строительства и вводу в эксплуатацию различных участков Крымского моста, и предполагаемым увеличением потока туристов в регион по завершении данных работ, вступит в эксперимент с 2020 года.
Разнится не только дата начала взимания сбора на территориях, участвующих в эксперименте. Различны и установленные тарифы курортного сбора за сутки фактического проживания: в Республике Крым курортный сбор планируют взимать в период с 1 мая по 30 сентября каждого года до окончания эксперимента, в размере 10 рублей; тариф в Алтайском крае в 2018 году составлял 30 рублей, а в 2019-2022 годах установлен в размере 50 рублей; в Краснодарском крае на весь период эксперимента – 10 рублей; в Ставропольском крае установлен тариф на весь период эксперимента и составляет 50 рублей.
Указанный размер сбора взимается операторами курортного сбора за каждый день нахождения на территории соответствующих муниципалитетов, кроме дня заезда, с каждого совершеннолетнего гражданина, за исключением некоторых категорий граждан, указанных в действующем ФЗ. Круг льготных категорий граждан довольно обширен: только в федеральном законе 22 пункта статьи 7 составляют перечень освобожденных от уплаты курортного сбора граждан. Но данный перечень не исчерпывающий, так как законом субъекта Российской Федерации – участника эксперимента, могут быть введены иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора. Например, в Краснодарском крае, кроме указанных в федеральном законе категорий, от уплаты курортного сбора освобождаются граждане, имеющие место жительства на территории Краснодарского края[3].
Граждане освобождаются от уплаты установленного сбора при предъявлении оператору курортного сбора оригинала документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты курортного сбора, либо заверенной установленном порядке копии такого документа.
Говоря о курортном сборе, нельзя не отметить, что он не является налоговым платежом. Основной целью введения курортного сбора является пополнение местных бюджетов с целью развития туристического сектора и муниципальных рекреационных территорий, поскольку увеличение потока отдыхающих напрямую зависит от степени обустроенности курортной инфраструктуры[4].
В связи с тем, что сумма курортного сбора передается оператору и не основана на размере курортного сбора, а оператор является лишь посредником между туристами, ответственными за сбор и бюджет, сумма курортного сбора, полученная оператором, не входит в упрощенную систему налогообложения, так как сумма курортного сбора не учитывается[5].
Необходимо отметить, что неуплата установленного сбора, а также за несоблюдение сроков и нарушение правил сбора влекут за собой привлечение к административной ответственности и наложение административного штрафа.
Введенный в прошлом году курортный сбор вызвал большой ажиотаж среди граждан России: население страны разделилось на сторонников и противников подобного эксперимента. Однако, как показывает практика 2018-2019 годов, результаты его положительны. Это можно проследить на примере Краснодарского края, собравшего за курортный сезон 2018 года порядка 81 миллиона рублей, которые были направлены на улучшение курортной инфраструктуры региона. В городах-курортах Краснодарского края, в которых введен сбор, отсутствуют градообразующие предприятия и крупные промышленные предприятия, которые производили бы отчисления в бюджеты муниципалитетов. В курортный сезон количество туристов в разы превышает количество местных жителей, соответственно многократно увеличиваются и расходы на благоустройство, в связи с чем невысокий тариф курортного сбора становится неоспоримо важным дополнительным источником дохода для участвующих в эксперименте муниципалитетов. Так, в городе-курорте Геленджик за сезон 2019 года собрано порядка 23 миллионов рублей курортного сбора. На официальном сайте курорта опубликовано обращение к гражданам и гостям города, в котором предлагается выбрать, на улучшение каких именно объектов курортной инфраструктуры направить данные средства. Считаю этот шаг местного руководства вполне взвешенным и правильным.
Однако, говоря о курортном сборе в Российской Федерации в целом, полагаю, что наибольшую экономическую пользу от курортного сбора имеет Алтайский край, в котором туристическая сфера ограничена размещением граждан в санаториях и отелях. Ситуация, например, в Краснодарском крае значительно отличается: помимо зарегистрированных мест размещения, выступающих операторами курортного сбора, свои услуги к размещению туристов предлагает и так называемый «частный сектор», в котором проживает около половины всех туристов. Подобные нелегальные объекты размещения наносят значительный урон экономике края, ведь бюджет недополучает не только поступления от курортного сбора, но и от основных налогов. Для решения данной проблемы региональным властям необходимо как можно быстрее найти способ перевести объекты частного сектора в статус официальных объектов размещения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» / Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. № 31 (часть I) ст. 4763
- Закон Краснодарского края от 27 ноября 2017 года № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» / официальный сайт администрации Краснодарского края (http://admkrai.krasnodar.ru/ndocs/) 27 ноября 2017 г.
- Закон Алтайского края от 1 ноября 2017 года № 76-ЗС«О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае» / Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 3 ноября 2017 г.
- Закон Республики Крым от 30 ноября 2017 года № 435-ЗРК/2017«О введении курортного сбора» / Официальный интернет-портал правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru) от 6 декабря 2017 г.
- Закон Ставропольского края от 8 декабря 2017 года № 130-кз«О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае» / официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края (www.pravo.stavregion.ru) 12 декабря 2017 г.
- Закон РСФСР от 12.12.1991 № 2018-1 «О курортном сборе с физических лиц» / утратил силу
- Постановлением Центрального исполнительного комитета от 17 августа 1933 г. «О курортном сборе» / утратило силу
- Постановление Совмина СССР от 10.03.1960 № 335 «О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха» / утратило силу
- Евсикова Е.В. Курортный сбор в системе налогов и сборов Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2018. Т.26. №2. С.88
- Курдюк П.М., Очаковский В.А., Юшко А.В. К вопросу о правовом регулировании курортного сбора в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал.2019. №9 (136). С.136-138
- https://gelendzhik.org/ — официальный сайт администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Краснодарского края
[1] Постановление Совмина СССР от 10.03.1960 № 335 «О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха»
[2] п.3, ст.5 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае»
[3] ст.7 закона Краснодарского края от 27 ноября 2017 года № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях»
[4] Евсикова Е.В. Курортный сбор в системе налогов и сборов Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2018. Т.26. №2.С.88
[5] Курдюк П.М., Очаковский В.А., Юшко А.В. К вопросу о правовом регулировании курортного сбора в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал.2019.№9 (136). С.136