Во всем мире ускорение глобализации, рост населения, массовая компьютеризация и влияние новых технологий на производственные процессы заставили социально-экономическую среду меняться в беспрецедентном ритме, требующем высоких стандартов конкуренции и качества. Таким образом, все участники экономической и социальной сферы должны быстро реагировать на новые изменения и приспосабливаться к этой нестабильной ситуации.
На мировом уровне, в новом обществе, основанном на знаниях, достижение стратегической цели, предполагающей, что Россия станет конкурентоспособной и динамичной экономикой, основанной на знаниях, способной к устойчивому экономическому росту, с большим количеством рабочих мест и большей социальной сплоченностью, возможно только в условиях постоянного повышения конкурентоспособности организаций с точки зрения рынка труда, быстро адаптирующегося к меняющимся социально-экономическим и информационным условиям.
Текущий кризис (экономический и финансовый) можно рассматривать как необходимый этапом процесса перехода к новым уровням развития. Хотя кризис изначально начинался как нарушение нормального курса экономической, социальной и организационной жизни, это необходимая стадия, посредством которой старые структуры и отношения преобразуются в другие высшие функции. Во времена кризиса ситуация требует надлежащей оценки и должно быть принято решение, которое будет правильным в смысле наилучшего управления существующими ресурсами и раскрытия недостаточно использованного потенциала: людей, ценностей, стратегий.
Россия должна использовать текущий экономический кризис для разработки стратегических целей как на глобальном, так и на местном уровне, в первую очередь в направлении инновационного сектора. В качестве примера можно вспомнить кризисный 2009 год, который был объявлен Европейской комиссией Европейским годом творчества и инноваций.[1] Тогда послы Европейского года были единодушно согласны с тем, что инвестиции в образование, навыки и творческие способности должны быть приоритетом для правительств. Было бы ошибкой сокращать расходы на фундаментальные исследования, разработки и образование в текущий кризис, потому что творчество и инновации являются жизненно важными инструментами для решения проблем, включая демографические изменения, глобализацию, изменение климата и переход к обществу, основанному на знаниях. [2]
Чаще всего встречающийся на английском языке как «lifelong learning» (LLL) или на французском языке как «éducation des fulte», термин «обучение на протяжении всей жизни» имеет несколько определений и форм представления. Очевидно, что все они относятся к образованию после начального и профессиональной подготовки. Как правило, понятие относится к обучению уже работающих взрослых, и предполагает получение новых профессиональных знаний, смену профессии, повышение квалификации и производительности труда, обучение новым профессиям и так далее.
Многие страны уже давно признали важность образования в течение всей жизни, в ряде государств была разработана национальная стратегия по внедрению этой концепции. Страны с высокими показателями участия в обучении в течение всей жизни (LLL): Швеция, Великобритания, Дания (Норвегия и Исландия за пределами Европейского Союза), за которыми следуют Словения, Франция, Финляндия, Австрия, Эстония и Нидерланды. Лучшие из них (6 европейских стран) разработали национальные стратегии для обучения на протяжении всей жизни с всеобъемлющим видением, охватывающим все виды и уровни образования и обучения на протяжении всей жизни.[3]
Обучение на протяжении всей жизни является важным компонентом гибкости рынка труда, поскольку оно обеспечивает мобильность специалиста как на уровне предприятия, так и между предприятиями, стимулируя при этом карьерный рост работников.
Можно выделить четыре основных причины для поддержки непрерывного образования:
— Во-первых, политика обучения в течение всей жизни может снизить безработицу, социальную изоляцию и неравенство в доходах, вызванные недостаточным человеческим капиталом. Люди получают возможность значительно проще менять род деятельности и овладевать новыми навыками, повышая свою способность трудоустроиться.
— Во-вторых, постоянное образование внесет свой вклад в сохранение возрастных работников на рынке труда в течение более длительных периодов, тем самым поддерживая финансовую устойчивость систем социальной защиты.
— В-третьих, политика, направленная на обучение в течение всей жизни, является важным элементом в реализации политики гибкости, которая способствует динамичному внутреннему рынку рабочей силы в контексте экономических изменений и облегчает передачу навыков работников между различными работодателями, делая тем самым более безопасным их профессиональную карьеру.[4]
— Наконец, эта политика может способствовать приобретению или совершенствования необходимых навыков работниками в эпоху, характеризующуюся постоянным обучением и быстрыми изменениями, что повышает конкурентоспособность российских предприятий в условиях глобализации экономики.
Система образования должна рассматриваться как национальный приоритет, и ей следует уделять особое внимание в политике долгосрочного развития. Фактический кризис, в который вошла Россия, требует незамедлительных мер для обеспечения скорейшей реинтеграции на рынок труда не только для выпускников системы образования, но и для всех людей, ищущих работу. В этом смысле обучение на протяжении всей жизни должно сопровождать все принимаемые меры. Разработка программ переподготовки, основанных на структурных изменениях, которые неизбежно произойдут в экономике, должна стать дальнейшим приоритетом в области развития бизнеса и повышения уровня информированности, консультирования, посредничества и обучения.
Тем не менее, существует ряд ограничений, которые связаны, в частности, с:
— образовательной политикой, ориентированной на формальное образование и игнорированием неформальных методов;
— недостаточной капитализацией обучения на индивидуальном, социальном и институциональном уровне;
— экономическими и социальными трудностями, ограничивающими возможности инвестиций в человеческий капитал;
— социальной сегментацией с негативным влиянием на социальное партнерство.
В периоды экономической перестройки, которая неизбежно следует за кризисными периодами, сотрудники, уволенные из упавшей сферы экономики, теряют не только свою работу, но и свою профессиональную подготовку. Таким образом, необходимо оценить приоритетные области LLL, соответствующие будущему экономическому возрождению. Меры, касающиеся непрерывного обучения или переподготовки имеющейся рабочей силы и социальной интеграции находящихся в неблагоприятном положении групп, предназначены для предотвращения нежелательных явлений, таких как социальная изоляция, которые могут привести к напряженности и нестабильности, негативно влияющим на деловой климат и оживление экономики.
Библиографический список
- Commission of the European Communities “Boosting Creativity and Inovation in Europe: Official launch of the European year 2009 in Prague”, Ianuarie 2009
- Commission of the European Communities „European Year of Creativity and Innovation” 23 Aprilie 2009
- Диденко, Д Интеллектуалоемкая экономика. Человеческий капитал в российском и мировом социально-экономическом развитии / Д.И. Диденко. — М.: Алетейя, 2018. — 408 c.
- Перспективы развития системы непрерывного образования в новых социально-экономических условиях [Электронный ресурс]/ С.Ю. Нейман [и др.].— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015.- 351 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32789.html.
Bibliograficheskij spisok
- Commission of the European Communities “Boosting Creativity and Inovation in Europe: Official launch of the European year 2009 in Prague”, Ianuarie 2009
- Commission of the European Communities „European Year of Creativity and Innovation” 23 Aprilie 2009
- Didenko, D Intellektualoemkaja jekonomika. Chelovecheskij kapital v rossijskom i mirovom social’no-jekonomicheskom razvitii / D.I. Didenko. — M.: Aletejja, 2018. — 408 c.
- Perspektivy razvitija sistemy nepreryvnogo obrazovanija v novyh social’no-jekonomicheskih uslovijah [Jelektronnyj resurs]/ S.Ju. Nejman [i dr.].— Omsk: Omskij gosudarstvennyj institut servisa, 2015.- 351 c. — Rezhim dostupa: http://www.iprbookshop.ru/32789.html.