РОЛЬ НДС В ФОРМИРОВАНИИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

15 февраля 6:42

Одним из основных налогов, поступающих в доходную часть бюджета России, является налог на добавленную стоимость (далее – НДС). Он представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с добавленной стоимости созданной организациями и индивидуальными предпринимателями. НДС является наиболее распространенным налогом на товары и услуги, которые применяется в налоговых системах современных государств.

НДС играет значимую роль в налоговых системах многих стран и участвует в формировании доходной части бюджетов. С другой стороны,

НДС является одним из самых молодых налогов в мире. Мировая практика применения данного налога свидетельствует о том, что НДС представляет собой эффективный фискальный инструмент государства.

Кроме фискальной функции НДС принимает участие в регулировании экономики стран, являясь обязательным условием для вступления в Европейский экономический союз (далее – ЕС). Изначально договор о создании ЕЭС содержал нормы, предусматривающие создание и применение мер для гармонизации косвенного налогообложения.

11 апреля 1967 г. Советом ЕС принята первая Директива, касающаяся гармонизации законодательства стран, являющихся членами ЕС по вопросам налогообложения налогами на товары и услуги. В соответствии с законодательством Российской Федерации и странами, входящими в ЕС имеются отличительные особенности в подходах к процессу определения элементов НДС. 

Существенным отличием является порядок регистрации в качестве плательщиков НДС. Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные юридические лица, которые осуществляют на территории нашей страны реализацию товаров и услуг, облагаемую НДС, не обязаны регистрироваться в качестве налогоплательщиков, при этом НДС уплачивает налоговый агент – российский налогоплательщик. В странах ЕС такая регистрация обязательна в случаях превышения необлагаемого минимального размера оборота (установленного в стране) [4] .

Следует отметить, что в странах ЕС для всех субъектов хозяйственной деятельности имеется возможность освобождения от уплаты НДС, если их оборот не превышает определенного минимального уровня, при этом введен принцип агрегирования (суммирования объемов реализации по всем отделениям фирмы), что направлено на борьбу с уклонением от налога. В Российском законодательстве не предусмотрено применение данного принципа [2].

Далее рассмотрим отличительные особенности в определении элементов налога в налоговом законодательстве Российской Федерации и стран, входящих в состав ЕС.

При определении объекта налогообложения российский законодатель вводит понятие «реализация товаров (работ, услуг»), которые подлежат налогообложению НДС. В Директиве 2006/112/ЕС отсутствует определение «реализация», при этом содержится исчерпывающий перечень налогооблагаемых трансакций, которые включают и операции по возмездной реализации. Переход права собственности на товары признается странами

ЕЭС реализацией в целях обложения НДС, когда получатель товаров приобретает права на распоряжение за плату (компенсацию) данным имуществом. Определение понятия «налогооблагаемая трансакция» (поставка товаров) близкое российскому, однако не включает операции по безвозмездной передаче товаров, работ, в том числе в целях благотворительности [3].

Кроме того, в Директиве 2006/112/ЕС нет определения налогового периода, т.к. его установление зависит от национального законодательства стран — членов ЕС. В соответствии со статьей 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом в целях исчисления НДС признается квартал.

Следует отметить еще одно существенное отличие порядка исчисления НДС в странах ЕС и России. На территории Евросоюза действует правило, в соответствии с которым любая страна имеет право вводить на своей территории режим налоговой консолидации по НДС, но для этого необходимо получить консультацию в Комитете Евросоюза по НДС.

Суть консолидации по НДС заключается в том, что несколько компаний, имеющих тесные экономические, организационные и финансовые связи признают единым налогоплательщиком по НДС. Под экономической связью понимается: осуществление деятельности в одной сфере; деятельность участников зависит друг от друга либо дополняет деятельность друг друга; деятельность участников осуществляется непосредственно в пользу другого участника. Организационная связь – общие или частично общие органы управления. Финансовая связь — участие в размере 50% и более в капитале другой организации [1].

Например, в Германии для создания консолидированной группы по НДС необходимо установить наличие всех трех вышеозначенных видов связи, а в иных странах достаточно лишь одной.

В ЕС существует порядок подачи налоговых деклараций, который также рекомендован Комитетом ЕС, в соответствии с которым от имени консолидированной группы подается единая налоговая декларация, а индивидуальные декларации подаются участниками только при осуществлении операций с компаниями, находящимися в другой стране ЕС.

Описанный порядок подачи налоговой декларации в настоящее время действует только в Германии. А в таких странах, как Италии, Испании и Франции участники консолидированных групп также подают индивидуальные налоговые декларации . Данный порядок значительно упрощает администрирование НДС.

Как показывает практика, в большинстве стран Европы НДС выступает гибким и стабильным источником пополнения бюджетов. Поступления НДС составляют в среднем примерно 0,4% ВВП на 1% ставки НДС. В случае изменения ставки происходит изменения в показателях дохода бюджета.

В странах ЕС НДС направлен на реализацию одной из основных целей ЕС, а именно на обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, людей и капитала в границах ЕС. В настоящее время в странах ЕС на долю НДС приходится от 10 до 25% общей суммы взимаемых в бюджет средств. Так, во Франции на долю НДС приходится 45% всех налоговых поступлений в бюджет, в Великобритании и Германии — 50%.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ элементов НДС в Российской Федерации и странах ЕС свидетельствует о том, что российская система обложения НДС не является точной копией системы обложения НДС в Европе. При этом, в российской системе имеется множество заимствований и аналогий. Существенным отличием в порядке налогообложения НДС является наличие множества налоговых ставок в странах ЕС.

Далее рассмотрим отличительные особенности налогообложения НДС в странах Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), в который входят страны ближнего зарубежья и Российская Федерация.

С 01.01.2015 года вступил в силу договор о создании ЕАЭС, цель создания которого состоит в создании благоприятных условий для осуществления стабильного сотрудничества и развития государств, членов союза. Конечной целью договора ЕАЭС является [2]:

— рост жизненного уровня населения государств, входящих в ЕАЭС;

— формирования единого рынка товаров (работ, услуг), а также капитала и трудовых ресурсов; рост конкурентоспособности экономик государств, входящих в ЕАЭС.

НДС в качестве косвенного налога поступает в бюджеты государств ЕАЭС. Поступление налога представляет собой форму изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и уплачивается в бюджет по мере их реализации. В соответствии с договором ЕАЭС НДС выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую функцию, тем самым стимулируя производство и экспорт [2] .

Поступления налога на добавленную стоимость занимают значительную долю в доходах государственного бюджета России (более 16%) и в налоговых платежах (более 19%).

Таким образом, наибольшая часть НДС поступает в бюджет России от операций по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.

Большая часть налога на добавленную стоимость поступает от экономических субъектов, осуществляющих деятельности в сфере обрабатывающего производства. Преобладающая сумма налога на добавленную стоимость поступает в бюджет России от налогоплательщиков Центрального федерального округа.

Система взимания косвенных налогов в Российской Федерации будет развиваться с учетом требований евразийской интеграции. Как установлено исследованием у членов ЕАЭС и ЕС, установлены разные ставки НДС, при этом проблемы, которые возникают в ЕС в части налогообложения НДС, являются актуальными также и для ЕАЭС в целом и для Российской Федерации в частности.

Библиографический список:

  1. Лыкова, Л. Н. Налоговые системы зарубежных стран [Текст] / Л. Н. Лыкова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 428 с.
  2. Мамбеталиев, Н. О косвенном налогообложении в Евразийском Экономическом Союзе [Текст] / Н. Мамбеталиев // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – No4. – С. 26-40.
  3. Никифоров, А. В. Сравнительный анализ правового регулирования элементов НДС в Европейском Сюзе и Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PBI;n=62455#02971201922293105 (дата обращения: 18.01.2020).
  4. Орлова, В. М. Зарубежный опыт налогообложения в части налога на добавленную стоимость [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studwood.ru/1394717/finansy/zarubezhnyy_opyt_nalogooblozheniya_doba vlennoy_stoimosti (дата обращения: 18.01.2020).