СОВРЕМЕННЫЙ СИНГАПУР. ОСОБЕННОСТИ И СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

20 ноября 4:11

Один из представителей так называемых “Четырех азиатских тигров”, Сингапур, привлекает особенное внимание исследователей по всему миру. Он отличается от остальных членов этой группы, Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, особенно быстрым развитием и бедностью изначальных данных и ресурсов. Все четыре экономических центра все еще представляются исследователям “экономическим чудом”, Сингапур же видится самым колоритным и отличающимся в политическом и социальном аспектах. Несмотря на высокий уровень жизни в государстве и его очень высоких экономических показателях, в стране существует большое количество как социальных, так и экономических проблем, которые часто не замечают исследователи, предпочитая рассматривать страну только как пример невероятного развития.

Для того, чтобы понять суть этих проблем, необходимо обратиться к истории Сингапура. Долго бывший британской колонией, находившийся под властью японских оккупантов, побывавший в составе Малайской федерации, город обрел независимость только в 1965 г. У власти тогда уже стоял знаменитый Ли Куан Ю, определивший курс развития страны и начавший масштабные реформы, невероятно преобразившие Сингапур. Ли Куан Ю пришлось работать над государством с очень ограниченной территорией, не имеющим почти никаких природных ресурсов, существующим в очень жарком климате,  окруженным враждебными соседями, состоящим из изначально конфликтующих слоев населения, лишенным надежной поддержки сильных держав. Премьер-министр осознал все проблемы и опасности, в особенности то, что, без резкого экономического и военного развития, Сингапур не смог бы выжить в регионе.

Ли Куан Ю начал с проведения антикоррупционной реформы: он принимал самые жестокие меры против взяточников, а также ввел очень строгие законы, жесточайшую систему наказаний (огромные штрафы, смертная казнь и телесные наказания), что практически сразу помогло побороть не только коррупцию, но и преступность вообще. Во-вторых, была создана сильная армия, способная защищать город от соседних стран. Обеспечив Сингапур безопасностью и функционирующей административной системой, правительство приступило к развитию экономики государства. Главным фактором, обусловившим развитие города как финансового центра, стало активное привлечение иностранных инвестиций (осуществленное путем предоставления льготных условий и упрощенной регистрации предприятий). Также было ускорено развитие промышленности, сначала обрабатывающей, а затем высокотехнологичной, что по сей день позволяет Сингапуру сохранять темпы роста экономики.

Политический режим, обеспечивший столь сильный и резкий рост экономических показателей, был и остается авторитарным — система правил регулирует большую часть повседневной жизни граждан, система наказаний остается очень жестокой, свобода слова весьма ограниченна, а правящая партия стоит у власти на протяжении всей истории существования Сингапура. Это самые очевидные проблемы страны — Сингапур стоит на 148 месте в рейтинге стран по свободе СМИ (из 189), индекс права голоса и подотчетности составляет -0,06 (от -2,5 до 2,5), индекс гражданских свобод составляет 4 (от 1 до 7)[1]. Тем не менее, режим сохраняет свою авторитарность, поскольку обеспечивает население очень высоким уровнем жизни; несмотря на некоторое вмешательство в выборы, граждане продолжают поддерживать правящую партию за ее экономические успехи и обеспечиваемую стабильность. Однако строгость законов и регламентация жизни постепенно увеличивает поддержку оппозиции.

Тем не менее, из обеспеченности большей части населения и высокого развития экономики вытекают другие проблемы, как, например, постоянный рост цен — в 2015 году город был признан самым дорогим в мире[2], что делает доходы населения не слишком большими по отношению к стоимости жизни.  Также проблемой для населения являются огромные цены на владение личным автомобилем, вызванные нехваткой территории для строительства новых дорог. Помимо соотношения средних цен и зарплат, стоит учесть то, что самые высокие зарплаты уходят, как правило, иностранным специалистам, которым отдают предпочтение крупные компании. Иммигрирующие по экономическим причинам работники сферы услуг и знаний  чаще предпочитают вернуться на родину после ухода с должности, увозя капитал с собой. Чтобы смягчить эту проблему, правительство установило обязательный срок поиска местных кандидатов для каждого предприятия. В государстве также практически отсутствует социальное обеспечение, которое возлагается на самих граждан — они обязаны откладывать собственные средства на сберегательные счета как для здравоохранения, так и для образования и пенсий. 

Еще одной большой проблемой, популярной для Азии в общем, является поляризация общества. Из-за созданной меритократии невольно появился слой более обеспеченных, образованных людей, входящих в элиту страны, доходы которых разительно отличается от бедных слоев общества, и эта разница увеличивается с каждым годом. В настоящий момент коэффициент Джинни в Сингапуре составляет 0,459 (для сравнения: 0,442 в 2000-м году). Это вызывает недовольство части населения, особенно молодежи, все активнее пытающейся поддерживать оппозицию. Особенно в последнее время стало расти недовольство трудовых мигрантов, занимающихся физическим трудом, к которому большая доля сингапурцев относится с презрением (что способствует сохранению спроса на первых). Недовольство трудовыми условиями и отношением руководства привело к первой за долгое время забастовке в 2013 году.

Экономической проблемой продолжает являться нехватка ресурсов. Помимо нехватки территории, Сингапур не обладает собственными ресурсами пресной воды. Возникают постоянные конфликты с Малайзией, желающей повысить тарифы на экспорт воды. На данный момент около половины водных запасов поступает из Малайзии[3], но из-за растущего количества населения в последней появляется угроза прекращения поставок воды вовсе. Тем не менее, правительству пока удается сохранять прежние договоры с Малайзией, а также проводится активная политика по переработке воды, а также сбора новой и сокращения потребления воды в производстве.

Сингапур обладает и этно-конфессиональными проблемами, вызванными соотношением его населения: в городе преобладает китайское население, но также живет малайское и индийское, изначально склонное к конфликтам из-за исторического развития региона. Правительство с самого начала проводит политику по равномерному распределению меньшинств в жилищных комплексах, но тесное сосуществование не всегда способствует взаимной интеграции. Также ситуацию усугубляют претензии мусульманского населения, иногда выражающего недовольство правительством, которое не уделяет отдельного внимания этому меньшинству. Кроме того, в обязательные для изучения в школе языки зависят от национальности гражданина, а в последствии от этого зависят и его льготы, квоты и возможности по получению жилья, что усиливает обособление. Сохраняется и проблема малайского населения, менее развитого и обеспеченного, чем китайское. Конфликты в обществе усиливает и растущая ксенофобия к трудовым мигрантам, упомянутая выше. Тем не менее, власти продолжают политику секуляризации и увеличения взаимодействия меньшинств, а также развития отстающих групп населения.

Таким образом, наряду с успехом развития страны можно проследить существование в Сингапуре большого количества специфических проблем, обусловленных особенным географическим положением Сингапура, его историческими предпосылками, особенностями политического строя, нарастанием опасных тенденций в социальной жизни населения. Тем не менее, можно заметить, что правительство продолжает борьбу с существующими проблемами и активно реагирует на появление новых. Несмотря на все существующие в стране недостатки, ее существующий строй продолжает  поддерживать большая часть населения, а страна стоит на 34 месте по индексу счастья в рейтинге ООН[4]. С сохранением темпов роста экономики и эффективности управленческой системы в государстве можно надеяться на сохранение хорошего уровня жизни в Сингапуре, а также на решение существующих проблем. Как прошлый, так и нынешний опыт Сингапура в решении упомянутых проблем может быть полезным для развивающихся стран, сталкивающихся с еще большим спектром социально-экономических проблем.

Список литературы:

  1. Экономические индикаторы Сингапура: The Global Economy — Режим доступа: https://ru.theglobaleconomy.com/Singapore/wb_regulatory_quality/
  2. Джон Крич. Почему Сингапур называют современной утопией. / Дж. Крич // BBC Capital. — 2016
  3. Астафьева Екатерина Михайловна Сингапур: проблема водообеспечения и пути её решения // ЮВА: актуальные проблемы развития. 2018. №3 (40).
  4. Рейтинг стран мира по уровню счастья ООН: Гуманитарный портал — Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/world-happiness-report/info

 

[1] Экономические индикаторы Сингапура: The Global Economy — Режим доступа: https://ru.theglobaleconomy.com/Singapore/wb_regulatory_quality/

[2] Джон Крич. Почему Сингапур называют современной утопией. / Дж. Крич // BBC Capital. — 2016

[3] Астафьева Екатерина Михайловна Сингапур: проблема водообеспечения и пути её решения // ЮВА: актуальные проблемы развития. 2018. №3 (40).

[4] Рейтинг стран мира по уровню счастья ООН: Гуманитарный портал — Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/world-happiness-report/info