МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

20 мая 11:32

Изучение развития отраслевых рынков в методологическом плане является актуальной проблемой, суть которой заключается в определении роли и значения каждого конкретного отраслевого рынка для национальной экономики. Необходимость повышения эффективности функционирования отраслевых рынков обусловливает выявление закономерностей их развития, особенно под влиянием внутренних сил и внешних условий. Особое значение в изучении отраслевых рынков отводится исследованию их структуры. Именно структура отраслевого рынка определяет эффективность его функционирования. 

Исследование отраслевого рынка предполагает выявление типов рыночных структур, которые определяют поведение предприятия. Рыночная структура определяется элементами рынка, контроль над которыми у отдельного предприятия либо незначителен, либо отсутствует вовсе. Таким образом, структура рынка представляется собой независимый фактор, определяющий особенности функционирования и тенденции развития отрасли [2].

Методика динамического анализа структуры отраслевого рынка базируется на применении структурного и микроэкономического подходов [3]. Структурный подход в рамках исследования отраслевого рынка предполагает определение базовых характеристик рынка, показателей концентрации и монопольной власти. Микроэкономический подход основан на исследовании динамических показателей развития отраслевого рынка. Алгоритм структурного анализа отраслевого рынка представлены на рис. 1.

                         
    Определение границ рынка
 
   
 
  Определение входных барьеров в отрасль
 
   
 
  Выбор показателя оценки размера фирм в отрасли
 
   
 
    Определение степени концентрации и монопольной власти
 
   
 
    Динамический анализ структуры рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Алгоритм структурного анализа отраслевого рынка

1. Границы рынка дают возможность его идентификации, определения круга предприятий, действующих на нем. Выделяют следующие типы границ рынка: продуктовые, временные и локальные. Определить правильность выявления круга фирм, принадлежащих одному рынку, позволят показатели специализации и охвата [1].

 

 

Чем выше значение этих показателей, тем качественнее будут результаты определения концентрации продавцов на рынке.

2. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры входа на рынок — факторы объективного или субъективного характера, препятствующие потенциальным конкурентам стать игроками на конкретном отраслевом рынке. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. Подобное значение имеют и барьеры выхода из отраслевого рынка, как правило, выход из отрасли связан с высокими издержками.

Нестратегические барьеры входа связаны с объективными факторами, влияющими на развитие отраслевого рынка, такими как особенности технологии производства, характер спроса, влиянием иностранной конкуренции и т.д. Стратегические барьеры, ограничивающие вход в отраслевой рынок потенциальных конкурентов, вызваны силами, порождаемыми поведением игроков рынка, в частности стратегическим ценообразованием, инновационной политикой, наличием патентов и т.д.

3. Определение уровня концентрации рынка основано на сопоставлении размера отдельной фирмы с размером рынка. Размер хозяйствующего субъекта рынка определяется по следующим критериям [1]:

                   доля продаж хозяйствующего субъекта рынка в емкости рынка;

                   доля занятых хозяйствующего субъекта в общей численности занятых на данном рынке;

                   доля стоимости активов хозяйствующего субъекта в совокупной стоимости активов всех хозяйствующих субъектов рынка;

                   доля добавленной стоимости хозяйствующего субъекта в совокупной добавленной стоимости всех хозяйствующих субъектов рынка.

К основным показателям концентрации рынка относятся [1]: индекс концентрации, индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей.

Индекс концентрации рассчитывается как сумма долей рынка самых крупных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке:

    

где  – доля хозяйствующего субъекта, определяющая его размер по любому критерию;

n – число хозяйствующих субъектов, попавших в выборку для расчета индекса концентрации по любому критерию.

Чем выше значение индекса концентрации, тем ближе рынок к высококонцентрированному.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей рынка всех хозяйствующих субъектов отрасли:

        

Индекс Херфиндаля-Хиршмана предоставляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур.

Показатель дисперсии рыночных долей напрямую связан с индексом Херфиндаля-Хиршмана. Эта зависимость отражается следующей формулой:

где  – дисперсия рыночных долей хозяйствующих субъектов. Рассчитывается по следующей формуле:

где  – средняя рыночная доля хозяйствующего субъекта, равная

n – число хозяйствующих субъектов рынка.

Индекс энтропии является показателем, обратным концентрации. Это означает, что чем выше значение индекса энтропии, тем ниже уровень концентрации рынка. Рассчитывается следующим образом:

Индекс энтропии показывает неравномерность распределения рыночных долей между субъектами рынка. Чем выше его значение, тем меньше возможности у хозяйствующих субъектов оказывать влияние на цену и конкуренция совершеннее.

Дисперсия логарифмов рыночных долей также показывает неравномерность распределения рыночных долей между хозяйствующими субъектами, однако, не показывает размеры хозяйствующих субъектов относительно конкурентов. Дисперсия логарифмов рыночных долей рассчитывается следующим образом:

Данный показатель применяется в большей степени для оценки неравенства размеров хозяйствующих субъектов, чем концентрации. [1]

4. К динамическим показателям исследования структуры отраслевого рынка относятся [3]: турбулентность долей рынка, вектор развития отрасли и скорость консолидации. Они позволяют оценить динамику стратегического и конкурентного поведения фирм на рынке.

Турбулентность долей рынка показывает стабильность наличия игроков на рынке. Рассчитывается по следующей формуле [3]:

где  – анализируемы период времени (не менее 5 лет)

 – кумулятивная рыночная доля крупнейших фирм в период времени присутствующих на данном рынке и в период времени

 — кумулятивная рыночная доля крупнейших фирм, появившихся на рынке к периоду

Вектор развития отрасли показывает динамику развития структуры отраслевого рынка. Рассчитывается по формуле [3]:

 

 Положительное значение показателя  свидетельствует о консолидации отраслевого рынка, отрицательное значение говорит о процессе деконсолидации.

Скорость консолидации отраслевого рынка измеряется в процентах и рассчитывается по формуле [3]:

где n – количество лет.

Показатель скорости консолидации показывает привлекательность отраслевого рынка для входа новых игроков.

Комплекс рассмотренных показателей позволяет исследовать структуру отраслевого рынка и динамику его развития. Потенциальные возможности и перспективы развития отраслевого рынка определяются с учетом особенностей типа рыночной структуры, к которым относятся долгосрочность развития, способность эффективно функционировать, стратегическая значимость и влияние на уровень социально-экономического развития территории. Оптимизация механизма функционирования осуществляется на основе закономерностей развития, выявленных в результате исследования структуры отраслевого рынка. 

Список литературы:

1.                 Авдашева, С.Б., Розанова, Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. — М.: ИЧП «Издательство Магистр». – Электронный ресурс: [Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/248/42248/files/index.html]

2.                 Мамаева, Л.Н., Бабайцева И.К. Теория отраслевых рынков: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль «Экономико-правовое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий и организаций») / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – 2015 г. – 168 с.

3.                 Ярошевич, Н. Ю., Благодатских, В. Г. Исследование отраслевой структуры рынка промышленной продукции: динамический подход // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. № 6 (74). С. 102−114.