Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной техники

22 мая 12:58

Сельское хозяйство России переживает не лучшие времена. Вся та техника, которую произвели в СССР, уже устарела морально и физически. Новая техника в России практически не производится. Большинство единиц попросту импортируются из других стран.

Германия, США, Канада производят ежегодный импорт сельскохозяйственной техники в Россию. Делается это на выгодных для нас и импортеров условиях. Трактора, сеножатки, комбайны, самосвалы, уборочные машины массово ввозятся в Россию каждый год. Особенно ярко импорт сельскохозяйственной техники заметен весной и в начале лета, когда предприятия готовятся к сезонному сбору урожая. Иногда импортные агрегаты покупаются большими и малыми предприятиями, а с приходом сезона сдаются в аренду фермерам и сельскохозяйственным предприятиям.

Ввозится не только новая сельскохозяйственная техника, но и бывшие в эксплуатации за рубежом трактора, комбайны. Комплектующие к ним, запасные части, аксессуары и шины также массово ввозятся в Россию.

Не зря импорт сельскохозяйственной техники называют одним из самых трудоемких среди внешнеэкономических операций. Сама транспортировка сельскохозяйственной техники стоит огромных денег, а всевозможные разрешения, справки, талоны и заключения стоят не только денег, но и времени[1].

Одной из основных причин значительного преобладания иностранной сельскохозяйственной техники в структуре отечественного рынка является большое разнообразие моделей и их технических характеристик.

Импортная техника достаточно популярна на территории России и актуальность таможенного оформления лесозаготовочных, сельскохозяйственных тракторов и самоходных механизмов существенно возросла за последние годы. Самой действенной мерой государственного регулирования в отрасли является таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной техники.

В 2012 г., после вступления страны в ВТО, снизились импортные пошлины по многим товарным позициям. Принятие данных мер регулирования привело к росту в 2013 г. импорта сельскохозяйственной техники в Россию (рис. 1.)[2].

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3350-2.PNG

Рис. 1. Стоимость импорта сельхозтехники в РФ в 2012-2019 г.г.[3]

 

Динамика поставок импортной сельхозтехники в Россию характеризуется:

— высокими объемами ввоза в 2012-2014 гг. Особенно можно выделить 2013 год, когда поставки достигли своих пиковых значений;

— падением объемов импорта в 2015 году, когда в условиях девальвации рубля, стоимость импорта опустилась до минимальных значений;

— некоторым восстановлением поставок в период 2016-2017 гг., однако показатели так и не достигли уровня 2012-2014 гг.

Начиная с 2018 года, импорт в Россию сеялок, сажалок и машин рассадопосадочных вновь имеет тенденцию к сокращению. Однако, несмотря на сокращение ввоза, Россия по-прежнему является одним из крупнейших импортеров сеялок, сажалок и машин рассадопосадочных в мире (2-е место после США) с долей в 8,3% от общей стоимости мирового импорта.

С целью защиты российских производителей сельхозтехники в условиях увеличивающегося импорта, который наносит ущерб национальной экономике, Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в 2013 г. была введена специальная защитная пошлина (размер пошлины в 2013 г. составил 26,7%, в 2014 г. — 26,2%, в 2015 г. — 25,7% и до 07.03.2016 — 25,2%). Срок ввода пошлины – 3 года. Введение такой высокой ставки таможенной пошлины на импорт сделало невыгодным ввоз зерноуборочных комбайнов в страну.

В дополнение, Решением Коллегии ЕЭК от 15.10.2013 № 223  были введены квоты на импорт зерноуборочных комбайнов и их модулей. Однако по истечении срока их действия импорт зерноуборочных комбайнов в 2017 г. резко возрос по сравнению с 2016 г.

Существующие в настоящее время меры таможенного регулирования позволяют ограничить импорт сельхозтехники. При этом можно выделить следующие проблемы реализации мер таможенного регулирования на современном этапе:

—        данные меры не учитывают возможности российских производителей и потребности конечных потребителей их продукции;

—        меры не реализуют целей Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза  (ЕТТ ЕАЭС), а именно рационализацию товарной структуры ввоза товаров и поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза товаров, так как наблюдается либо существенное преобладание импорта над отечественным производством, либо значительное его ограничение путем введения защитных мер[4].

На таможне, также, существуют некоторые сложности оформления такого оборудования.

  • классификация объекта. Первым делом надо определиться, действительно ли необходимо таможенное оформление для техники, поскольку не все сельскохозяйственные машины подлежат обязательному оформлению. Необходимо определить, надлежит ли данная машина к грузовикам, спецтехнике, самоходным устройствам и надо ли уплачивать за нее дополнительные средства;
  • вторая проблема – подготовка необходимых документов. Для каждого класса техники определяется пакет бумаг, который должен присутствовать на руках. Если его нет – машина простоит очень долго на границе;
  • третья проблема – занесение необходимых данных в таможенный документ. Серийный номер коробки передач, двигателя, кузова и мостов. Необходимо правильно их найти и предоставить[5].

Особую важность имеет не только таможенное оформление товаров, но и юридическое сопровождение сельскохозяйственной техники при пересечении границы, поскольку нередко возникает много вопросов при прохождении контроля. В первую очередь, это касается новой китайской техники, которая еще не числится в реестрах таможенного отдела и должна определяться «на ходу». Существует много критериев, которые указывают на прилежность техники к определенному классу. От этого зависит не только общая стоимость оборудования, но и комфорт ее последующей эксплуатации.

Для совершенствования таможенного регулирования импорта сельхозтехники можно предложить:

—        разработать нормативно-правовой акт для учета всех особенностей функционирования механизма таможенного регулирования импорта сельхозтехники;

—        разработать методику определения ставки ввозной таможенной пошлины на сельхозтехники с учетом ее производительности, отражающей прямую зависимость производительности от конкретных условий эксплуатации сельхозтехники[6].

Таким образом, можно сделать вывод, что таможенное регулирование   выступает главным инструментом сбалансирования отечественного производства и импорта сельхозтехники. Эффективная реализация таможенного регулирования требует совершенствования механизма на основе рационального сочетания мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

 

Список литературы

 

  1. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Подписан в г. Москве 11.04.2017)
  2. Гупанова Ю.Е., Подшивалова В.В. Таможенное регулирование в системе государственного регулирования импорта сельскохозяйственной техники // Вестник Российской таможенной академии. — 2017. — № 4. — С. 32-39.
  3. Подшивалова В. В. Особенности формирования концепции механизма таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. -2017. -№02. -С. 38-43.
  4. Рынок сельхозтехники России: о поставках сеялок, сажалок и машин рассадопосадочных из-за рубежа // URL: https://ab-centre.ru/news/rynok-selhoztehniki-rossii-o-postavkah-seyalok-sazhalok-i-mashin-rassadoposadochnyh-iz-za-rubezha
  5. Таможенный контроль [Электронное издание] : учеб. пособие для студентов вузов / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. — Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.

 

[1]  Подшивалова В. В. Особенности формирования концепции механизма таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. -2017. -№02. -С. 38-43.

[2]  Подшивалова В. В. Особенности формирования концепции механизма таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. -2017. -№02. -С. 38-43.

[3]  Рынок сельхозтехники России: о поставках сеялок, сажалок и машин рассадопосадочных из-за рубежа // URL: https://ab-centre.ru/news/rynok-selhoztehniki-rossii-o-postavkah-seyalok-sazhalok-i-mashin-rassadoposadochnyh-iz-za-rubezha

[4]  Гупанова Ю.Е., Подшивалова В.В. Таможенное регулирование в системе государственного регулирования импорта сельскохозяйственной техники // Вестник Российской таможенной академии. — 2017. — № 4. — С. 32-39.

[5] Подшивалова В. В. Особенности формирования концепции механизма таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной техники // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. -2017. -№02. -С. 38-43.

[6] Гупанова Ю.Е., Подшивалова В.В. Таможенное регулирование в системе государственного регулирования импорта сельскохозяйственной техники // Вестник Российской таможенной академии. — 2017. — № 4. — С. 32-39.