ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

21 мая 3:02

Начало Европейского долгового кризиса, часто называемого кризисом еврозоны или европейским кризисом суверенного долга, приходится на конец 2009 года. Несколько государств-членов еврозоны (Греция, Португалия, Ирландия, Испания и Кипр) не смогли погасить или рефинансировать свой суверенный долг, либо помочь банкам с чрезмерным долгом под своим национальным контролем без помощи третьих стран, других стран еврозоны, Европейского центрального банка (ЕЦБ) или Международного валютного фонда (МВФ).

Первопричины развития долгового кризиса дифференцированы для ряда охваченных им стран. В некоторых государствах частный долг стал суверенным из-за мер по спасению банков и реакции правительства на замедление экономического роста. К тому же, структура еврозоны как валютного союза предполагает наличие определенных соглашений по денежно-кредитной политике, однако, не все страны-члены способны следовать ей. Подобные недочёты ослабили контроль над деятельностью финансовых организаций и ограничили оперативность реагирования компетентных органов, что способствовало кризису. Среди иных причин кризиса: наличие большого государственного долга Европейских банков, что усиливает страх перед платежеспособностью банковских систем или суверенных государств.[1]

С начала 2010 года крупнейшие европейские страны осуществляют проведение ряда мер финансовой поддержки, таких как Европейский Фонд финансовой стабильности (EFSF) и Европейский механизм стабильности (ESM). ЕЦБ также помог разрешить кризис, снизив процентные ставки и предоставив дешевые кредиты на сумму более триллиона евро для поддержания денежных потоков между европейскими банками. 6 сентября 2012 года ЕЦБ успокоил финансовые рынки, объявив о свободной и неограниченной поддержке всех стран еврозоны, участвующих в программе государственной помощи EFSF/ESM, посредством снижения прямой доходности (OMT).

Возвращение к экономическому росту и улучшение структурного дефицита позволили Ирландии и Португалии завершить свои программы помощи в июле 2014 года. Греция и Кипр восстановили часть своего доступа на рынки в 2014 году, а Испания никогда официально не получала программу помощи. Их помощь ESM была предназначена для фонда рекапитализации банков и не включала финансовую поддержку со стороны правительства.

Рисунок 1 — Величина госдолга стран Евросоюза

Кризис оказал значительное негативное экономическое воздействие на рынок труда: уровень безработицы в Греции и Испании составил 27%. Важно отметить, что ответственность за медленный экономический рост того периода лежит не только на всей еврозоне, но и на всем Европейском Союзе.

Долговой кризис ЕС оказал серьезное влияние, в том числе, и на политическую сферу. В ряде стран, таких как Греция, Ирландия, Франция, Италия, Португалия, Испания, Словения, Словакия, Бельгия и Нидерланды, это привело либо к роспуску Правительства, либо к неожиданным исходам выборов. В Соединенном Королевстве, находящемся за пределами еврозоны, кризис способствовал смене власти.

Финансовый кризис в Греции начался в октябре 2009 года, сразу после прихода к власти социалистического правительства, лидером которого стал Георгиос Папандреу. Новое правительство почти сразу же пересмотрело предыдущую статистику, и объявило о реализации жестких мер экономии.  Ожидалось, что дефицит государственного бюджета составит около 3,7 процента, однако, в ходе кризиса этот показатель в четыре раза превышал пороговый уровень, допустимый в еврозоне (3 процента), и составлял 12,7 процента. Если рассматривать этот долг отдельно, то он не был катастрофическим, поскольку существовали страны с гораздо большим долгом, такие как Япония, чей долг составлял примерно 200% ВВП (рис.2). Но эта страна не была членом Европейского Союза.

Рисунок 2 — Государственный долг Японии от ВВП в период с 2005 по 2014 г.

В мае 2010 года, после всех «шатаний» Греции, Европейского Союза и Межбанковского валютного фонда, долг Греции составляет 45 миллиардов евро. Крупнейшим кредитором Греции, в рамках долгового кризиса, выступала Германия.[2]

Рисунок 3 — Уровень зарегистрированной безработицы в Ирландии в период с января 2012 по июль 2014 года

Что касается Ирландии, то одним из наиболее значительных последствий кризиса стало сохранение высокого уровня безработицы. Уровень безработицы, зафиксированный в стране, по данным за март 2013 года, составлял около 14,0%, при этом скрытый уровень безработицы составлял 23%, в то время как в настоящее время уровень безработицы составляет 10,8%.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что кризис, несомненно, явился вызовом европейской интеграции, продемонстрировав не только неоднозначность взаимозависимости национальных экономик в условиях глобализации, но и просчеты Европейского Союза в осуществлении европейского проекта.

 

Список литературы

 

  1. 1. Алымкулова А. С. Особенности развития мировой экономики в условиях финансового кризиса // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №12-1.
  2. Говорова Н.В. Десять кризисных лет Греции: результаты в социально-трудовой сфере // Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. 2018. №4.
  3. Ждановская А.А. Внешний долг как форма экономической зависимости // Вестник Института экономики РАН. 2018. №2.
  4. Коокуева В. В. Некоторые аспекты долгового кризиса Европы // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 396-401.
  5. Патрушева С.А. Кризис в Европейском союзе / С.А. Патрушева – М.: Олган, 2015. — 150с.
  6. Семеко Г. В. Десять лет после глобального финансового кризиса: что изменилось? // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. 2019. №2.
  7. Экономический кризис в Евросоюзе в 2008—2009 годах –[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://newsruss.ru/

 

 

[1] Патрушева С.А. Кризис в Европейском союзе / С.А. Патрушева  – М.: Олган, 2015. — 150с.

[2] Семеко Г. В. Десять лет после глобального финансового кризиса: что изменилось? // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. 2019. №2.