ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА

20 мая 8:26

Рыночная конъюнктура считается одним из важных показателей состояния экономики и определяется его характером и уровнем развития. Важным этапом в принятии управленческих решений является исследование конъюнктуры рынка, так как результаты этих исследований позволяют снизить риски при выходе на новые рынки и открывают новые возможности для бизнеса.

Существует достаточное количество определений конъюнктуры рынка, представим некоторые из них в таблице 1 с указанием авторства.

Таблица 1 – Определение понятия конъюнктура рынка с указанием авторства [1]

Автор

Определение

Багиев Г.Л.

Совокупность конкретных экономических, социальных, организационных, политических и других условий, определяющих в каждый данный момент соотношение спроса и предложения

Беляевский И.К.

Ситуация на рынке, сложившаяся на данный момент или за какой-то промежуток времени под воздействием совокупности условий

Носкова Е.В., Романова И.М., Моисеенко И.В.

Соотношение спроса и предложения на данный момент времени при данном уровне цен

 

В широком смысле, понятие «конъюнктура» представляет собой взаимодействующую между собой совокупность категорий. На практике, термин «конъюнктура» используется в тех случаях, когда в данный момент или промежуток времени между внешнеэкономической средой и хозяйствующим субъектом происходит взаимодействие. Под изучением конъюнктуры рынка понимается анализ и прогнозирование ситуации на рынке.

Ниже, на рисунке 1 представлена структура конъюнктурообразующих факторов, которые влияют на состояние рынка.

Любой хозяйствующий субъект зависит от внешнеэкономической среды (внешние и внутренние рынки), а состояние на рынке и происходящие на нем изменения отражаются на деятельности предприятий и могут привести к разному виду последствиям, как к негативным, так и к положительным. Поэтому существует потребность в предварительном сборе информации, её анализе и прогнозировании рынка по различным критериям.

 http://meridian-journal.ru/uploads/2020/04/3964-1.PNG

Рисунок 1 – Структура конъюнктурообразующих факторов [1]

 

Перед сбором информации и формировании прогнозов о конъюнктуре рынка необходимо, в первую очередь, определить фазу жизненного цикла экономики страны. Цикличность рынка представляет собой постоянные краткосрочные и долгосрочные колебания рынка, которые связаны с глубинными экономическими и социальными процессами. Каждый экономический цикл длится от 3 до 5 лет и включает в себя фазу подъема, фазу высокой конъюнктуры, фазу рецессии, и фазу депрессии (низкий уровень экономической активности).

Во время фазы экономического подъема растет занятость, доходы, и соответственно спрос, увеличивается денежная масса и загружаются производственные мощности. Цены растут, но незначительно, что связано с тем, что растущий спрос уравновешивается эластичным предложением. В фазе высокой конъюнктуры спрос уже начинает превышать предложение, что сказывается на росте инфляции, перегруженности производственных мощностей и падении спроса на основные средства производства со стороны предпринимателей. Во время спада, или рецессии, сокращающийся спрос на основные средства производства влечет за собой свертывание самого производства, безработицу, сокращение доходов домашних хозяйств и спроса на потребительские товары, падение прибыли и замедление роста цен. Фаза депрессии отличается самым низким уровнем экономической активности, характеризуется слабой инвестиционной деятельностью предприятий с низким спросом, самой высокой долей безработных. Производственные мощности при этом больше не нагружаются, а в банках формируется значительный резерв ликвидных активов.

Помимо краткосрочных циклов, занимающих около 5 лет, существует цикл длинных волн, в которых промежуток времени от бума к рецессии занимает около 30 лет. Таким образом, на этот цикл накладываются краткосрочные циклы с меньшим периодом.

Подходов к исследованию конъюнктуры рынка существует два – системный и комплексный – рисунок 2.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/04/3964-1.PNG

Рисунок 2 – Подходы к исследованию конъюнктуры рынка

 

Для выработки решений в области сбыта, планирования научно-технической, производственной деятельности, предприятию нужно в первую очередь проводить исследование экономической конъюнктуры, что предполагает не только сбор информации и определение текущего состояния, но и прогнозирование тенденций и будущего направления развития рынка.

Одной из главных задач анализа конъюнктуры рынка является выявление наиболее значимых для конъюнктуры факторов, формирующих рынок в этот момент или в ближайшей перспективе. У конъюнктурного исследования существуют свои особенности, так, исследователь взаимодействует только с конкретными показателями и цифрами, которые характеризуют состояние объекта исследования. Прежде чем приступать к исследованию объекта, необходимо сформировать цель и задачу исследования, поставить перед собой вопросы, на которые результаты исследования должны ответить и составить показатели, необходимые для правильной оценки объекта.

Существует ряд показателей, которые способны количественно измерить происходящие на рынке изменения, определить тенденции и составить прогноз. В число этих показателей входят:

  • Данные о промышленном производстве, объем, структура и динамика предложения. С помощью этих данных можно сделать вывод о конкурентоспособности страны на мировом рынке, или же конкурентоспособности определенной отрасли промышленного производства.
  • Данные о динамике капиталовложений. С помощью анализа динамики капиталовложений можно сделать выводы о дальнейшем развитии производства. Например, с помощью данных об инвестировании в определенную отрасль можно узнать, что спрос на продукцию в этой отрасли растет, объем заказов увеличивается, следовательно, производство в будущем будет расширяться. Ситуация противоположная, когда капиталовложения сокращаются, иными словами, производство будет сокращаться, когда спрос на продукцию падает.
  • Данные о заказах. С помощью этих данных можно выяснить сведения о загруженности производственных мощностей.
  • Данные о показателях труда, к чему относится средняя продолжительность рабочей недели, фонд заработной платы и уровень безработицы.
  • Данные о показателях внешнего товарооборота, объем экспорта и импорта, географическое распределение. В то время, когда экономика страны проходит через циклы воспроизводства, соответствующие изменения отражаются и на структуре внешней торговли, ее динамике. Соответственно, рост промышленного производства сопровождается увеличением внешнеторговых оборотов, а спад промышленного производства сопровождается сокращением внешнеторговых оборотов.
  • Данные о показателях внутреннего товарооборота, иными словами, обороты розничной торговли, данные о движении товарных запасов, объем продаж в кредит, информация о внутренней логистике. Показатели внутреннего товарооборота особенно необходимы при изучении конъюнктуры рынка товаров потребительского назначения. Проследить изменения в платежеспособном спросе населения можно с помощью данных об обороте розничной торговли, эти данные считаются одним из важнейших конъюнктурных показателей.
  • Данные о кредитно-денежной сфере, что включает в себя эмиссию ценных бумаг, учетный процент, курс акций, количество денег в обращении, курс валюты, показатели депозитных банковских движений.
  • Данные о ценах, а точнее, об индексе цен производства, потребительских цен, о средних ценах по товарных группам и т.д. Наравне с оборотами розничной торговли, данные о ценах являются одним из важнейших показателей в конъюнктуре [1]. Когда изменяются данные производства или происходят изменения в экономике страны, или же изменения затрагивают отраслевой рынок, все эти изменения чаще всего отражаются в динамике и колебаниях цен. Поэтому, с помощью анализа колебания цен можно дать достаточно подробную характеристику как экономики в целом, так и отраслевого рынка.

Проведенное исследование позволило заключить, что изучение рынка (анализ конъюнктуры, структуры, динамики развития и т.д.) является первостепенным этапом для поиска возможностей дальнейшего успешного функционирования предприятия любой сферы деятельности [2,3].

Анализ конъюнктуры рынка – это необходимое условие в принятии правильного управленческого решения, так как результаты такого исследования позволят выявить, оценить риски и разработать меры по их снижению при формировании стратегии развития предприятия.

Литература

  1. Савченко Е.А., Бондаренко К.Ю. // Исследование конъюнктуры товарного рынка: методология и опыт [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21406972
  2. Гущин С.С., Неуструева А.С., Петренко Ю.В. // Анализ рынка фитнес-услуги тенденции его развития в Санкт-Петербурге [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32509127
  3. Лейзин И.Б., Неуструева А.С., Пак В.В. // Анализ структуры и динамики развития банковского сектора РФ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41244173