Проблемы правового регулирования полномочий субъектов Российской Федерации в сфере бюджетных отношений

18 сентября 2:24

Сегодня в Российской Федерации (далее — РФ) власть осуществляется на трех уровнях: на федеральном, региональном и местном. Наиболее важные властные полномочия разделены между РФ и субъектами РФ. Конституция РФ [1] в ст. 72 закрепляет исчерпывающий перечень вопросов, которые разрешаются нашим государством совместно с субъектами, а также в ст. 73 устанавливает, что регионы могут обладать абсолютной компетенцией в тех сферах деятельности, которые не нашли свое отражение в статье 72. К таким вопросам можно отнести регулирование бюджетных отношений на уровне субъекта РФ. Также в подтверждение вышесказанного следует привести в пример положение ч. 1 ст. 26.13 Федерального закона (далее — ФЗ) от 06.10.1999 № 184 [2] о том, что каждый субъект РФ имеет собственный бюджет. Несмотря на вполне высокий уровень правового регулирования указанной сферы, региональные бюджетные отношения все равно имеют некоторые проблемные вопросы.

К одной из таких проблем, на наш взгляд, можно отнести содержание ст. 8 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) [3]. В содержании данной статьи происходит разграничение полномочий различных видов субъектов России. Помимо общих полномочий, присущих регионам, города федерального значения (далее – ГФЗ) имеют еще и специальные, указанные в вышеупомянутой статье БК РФ. Данное разделение обусловлено особым правовым статусом таких городов. Это влечет за собой закрепление неравенства субъектов РФ. По нашему мнению, стоит либо приравнять в полномочиях всех субъектов РФ в сфере бюджетных отношений, либо полномочия ГФЗ в указанной области перечислить в отдельной норме БК РФ с целью подчеркнуть наличие особого правового статуса у Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Отсутствие в законодательстве определения термина «бюджет субъекта РФ» является небольшим упущением. В ст. 6 БК РФ закрепляется понятие бюджета, под которым понимается форма, связанная с образованием и расходованием денежных средств, которые необходимы государству и местному самоуправлению для выполнения конкретных функций и задач. Законодатель в данном определении под государством подразумевает РФ и ее субъекты. На наш взгляд, следует уточнить данный факт посредством подробного перечисления участников отношений, указанных в вышеупомянутом термине: РФ, субъекты РФ и МСУ [9]. Также можно решить такой пробел в законодательстве путем определения данного понятия в региональных правовых актах нормативного характера, так как многие из них не содержат термина «бюджет субъекта РФ». Например, на территории Краснодарского края действуют законы в сфере бюджетных правоотношений: 1) О бюджетном процессе [4]; 2) О краевом бюджете на 2019 [5]. В данных документах отсутствует понятие «бюджет субъекта РФ».

Споры вызывает вопрос об установлении региональных налогов и сборов. Налоговым законодательством предусматривается право субъекта РФ своими законами вводить на собственной территории определенные налоги и сборы, которые регулируются на региональном уровне [11]. Также субъект РФ в некоторых случаях самостоятельно устанавливает процентную ставку по таким обязательным платежам, но только в пределах, указанных в ФЗ. Таким образом, возникает двоякая ситуация: с одной стороны, региональные налоги и сборы устанавливаются субъектами РФ, но федеральный центр ограничивает такое право конкретными предписаниями (о ставках налогов, о налоговой базе, о налогоплательщиках и т.д.), а с другой, такое предписание является правильным и рациональным, так как при отсутствии каких-либо дозволенных рамок может появиться злоупотребление со стороны региональных властей. Таким образом, по данному вопросу мы считаем, что ограничение указанным способом бюджетных (налоговых) отношений субъектов РФ со стороны РФ является фактором, заранее предотвращающим возникновение неблагоприятных юридических фактов (нарушений законодательства).

По мнению Евсеева П. И., Ялбулганова А. А. при анализе ст. ст. 7, 8 БК РФ можно столкнуться со следующей проблемой: законодатель подменяет принцип разграничения полномочий РФ и субъектов РФ с разграничением полномочий между органами власти на различный уровнях: государственном и уровне субъектов РФ [6]. Указанные в вышеназванных статьях полномочия находят свое отражение как в федеральном законодательстве, так и законодательстве регионов России, которые уже конкретно закрепляют такие полномочия за соответствующими высшими органами, осуществляющими властные полномочия [10]. В связи с этим можно сделать вывод, что положения данных норм регулируют права и обязанности органов власти, а не публично-правовых образований, что является ошибочным утверждением. Необходимо четко понимать, что все указанные полномочия в ст. 7 и 8 БК РФ относятся к ведению РФ и ведению субъектов РФ. Такой же вывод можно сделать и о муниципальной власти, сущность бюджетных полномочий которой отражается в ст. 9 БК РФ.

Статья 85 БК РФ закрепляет исчерпывающий перечень оснований для возникновения расходных обязательств субъекта РФ, среди которых в основном фигурирует принятие каких-либо нормативных правовых актов [12]. На наш взгляд, отсутствие среди данных оснований судебного решения является пробелом в законе. Так, ст. 1069 Гражданского кодекса РФ [7] закрепляет положение о том, что вред гражданину или организации может возмещаться за счет средств казны субъекта РФ. Ст. 2 Закона Краснодарского края «О казне» [8] устанавливает, что в состав казны входят средства, как из бюджета краевого уровня, так и из государственного имущества, расположенного на территории края.В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод о том, что судебное решение может послужить причиной расходования средств бюджета субъекта РФ, следовательно, стоит включить в БК РФ указанное основание.

Таким образом, бюджетные отношения имеют большое значение в деятельности многих участников таких отношений, в т.ч. и субъектов РФ. Компетенция регионов в данной сфере устанавливаются на каждом уровне власти, которые были ранее обозначены. В целом, можно отметить, что полномочия субъектов РФ в сфере бюджетной деятельности, а именно их законодательное урегулирование, находится на вполне достойном уровне, но все же имеет свои проблемные моменты, некоторые из которых были обозначены в данной научной работе. Также были предложены возможные варианты разрешения указанных пробелов в законодательстве.

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗРФ № 31 от 04.08.2014, ст. 4398;
  2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 16.10.2019) // СЗРФ № 42 от 18.10.1999, ст. 5005;
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // СЗРФ № 31 от 03.08.1998, ст. 3823;
  4. О бюджетном процессе в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 04.02.2002 N 437-КЗ (ред. от 08.10.2019) // Кубанские НовостиN 7 от 17.01.2008;
  5. О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: Закон Краснодарского края от 21.12.2018 N 3939-КЗ (ред. от 01.11.2019) // Официальный сайт администрации Краснодарского края: http://admkrai.krasnodar.ru, 24.12.2018;
  6. Евсеев П. И., Ялбулганов А. А. Проблемы правового регулирования полномочий субъектов Российской Федерации в сфере бюджетных отношений. Журнал российского права. 2005. С. 44;
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СЗРФ № 5 от 29.01.1996, ст. 410;
  8. О казне Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 11.10.2005 N 930-КЗ (ред. от 08.08.2016) // Кубанские Новости N 157 от 18.10.2005.
  9. Иваненко И.Н., Чуева А.С. К вопросу о понятии, особенностях и классификации финансово-правовых норм // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 107. С. 178-194.
  10. Иваненко И.Н. Законодательство о местном самоуправлении в истории России: периоды развития // Общество и право. 2008. № 3 (21). С. 40-42.
  11. Чернов Ю.И., Иваненко И.Н., Пенькова А.С. Налогово-правовые и административно-правовые аспекты стимулирования развития сельского хозяйства в Российской Федерации // British Journal for Social and Economic Research. 2017. Т. 2. № 6. С. 25-32.
  12. Иваненко И.Н., Чернов Ю.И., Пахомова К.Ю. К вопросу о кадастровой стоимости земельных участков // Власть Закона. 2018. № 1 (33). С. 132-143.

 

References

 

  1. The Constitution of the Russian Federation // CSRF No. 31 dated 04.08.2014, art 4398.
  2. About the General principles of the organization of legislative (representative) and Executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation: Federal law of 06.10.1999 N 184-FZ (ed. of 16.10.2019) / / NWRF No. 42 of 18.10.1999, art. 5005;
  3. Budget code of the Russian Federation: Federal law of 31.07.1998 N 145-FZ (ed. of 04.11.2019) / / NWRF No. 31 of 03.08.1998, article 3823;
  4. About the budget process in Krasnodar Krai: The law of Krasnodar Krai of 04.02.2002 N 437-KZ (ed. of 08.10.2019) / / Kuban Newsn 7 of 17.01.2008;
  5. About the regional budget for 2019 and for the planning period of 2020 and 2021: The law of Krasnodar territory of 21.12.2018 N 3939-KZ (ed. from 01.11.2019) / / the Official website of the administration of Krasnodar territory: http://admkrai.krasnodar.ru, 24.12.2018;
  6. Evseev P. I., Yalbulganov A. A. Problems of legal regulation of powers of subjects of the Russian Federation in the sphere of budgetary relations. Journal of Russian law. 2005. P. 44;
  7. Civil code of the Russian Federation (part two): Federal law of 26.01.1996 N 14-FZ (ed. of 18.03.2019) / / NWRF No. 5 of 29.01.1996, article 410;
  8. About the Treasury of the Krasnodar territory: The law of the Krasnodar territory from 11.10.2005 N 930-KZ (ed. from 08.08.2016) / / Kuban news N 157 from 18.10.2005.
  9. Ivanenko I. N., Chueva A. S. On the question of the concept, features and classification of financial and legal norms / / Politematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University. 2015. No. 107. Pp. 178-194.
  10. Ivanenko I. N. Legislation on local self-government in the history of Russia: periods of development / / Society and law. 2008. No. 3 (21). Pp. 40-42.
  11. Chernov Yu. I., Ivanenko I. N., Penkova A. S. Tax-legal and administrative-legal aspects of stimulating the development of agriculture in the Russian Federation / / British Journal for Social and Economic Research. 2017. Vol. 2. No. 6. Pp. 25-32.
  12. Ivanenko I. N., Chernov Yu. I., Pakhomova K. Yu. On the issue of cadastral value of land plots / / Power of Law. 2018. No. 1 (33). Pp. 132-143.