ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ПРИОЗЕРСК)

2 ноября 9:40

Сегодня город Приозерск является административным центром Приозерского муниципального района, многофункциональным центром производственной деятельности, рекреации и обслуживания населения. Основной объем промышленного производства приходится на предприятия лесоперерабатывающей, легкой и пищевой промышленности.

Основу экономики города традиционно составляют: промышленное производство, торговля и транспорт. Ее основными отраслями и сферами деятельности являются лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство мебели, сельскохозяйственное производство, швейная, пищевая и перерабатывающая промышленность, строительная индустрия и автотранспорт, а также сфера услуг. Основной по вкладу в экономику района является добыча строительного камня

Самым крупным предприятием района является ЗАО «ЛСР-Базовые». Более того, значительную роль в экономике района играют предприятия лесопромышленного комплекса, на долю которых приходится около 80% объема всей произведенной продукции. Основные предприятия деревоперерабатывающего производства осуществляют свою деятельность на территории Приозерского городского поселения (ОАО «Лесплитинвест»), и Ларионовского сельского поселения (ЗАО «Приозерский лесокомбинат-Дом»). [2, с. 80].

По данным Петростата за январь-декабрь 2017 года оборот организаций по всем видам экономической деятельности составил 9106,5 млн. руб., темп роста к 2016 году (без учета инфляции) 107,8%. Предприятиями и организациями района за отчетный год отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг собственными силами на сумму 6646,2 млн. руб., что на 4,3% больше уровня января-декабря 2016 года.

Рост объемов отгрузки товаров собственного производства (по хозяйственным ОКВЭД) связан с увеличением объемов производства в таких основных отраслях, как «сельское хозяйство» (122,2% к уровню 2016 года), «производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды, сбор, очистка и распределение ХВС» (118,1%), «транспорт и связь» (109,2%), «обрабатывающие производства» (104,5%) и «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (103,3%) [18].

Следует отметить, что около 15% территории района покрыто сельскохозяйственными угодьями, 1/3 из которых пахотные земли. Сельское хозяйство района представлено высокоразвитым племенным животноводством, развито звероводство, рыбоводство, картофелеводство. На территории района образованы 14 муниципальных образований, которые объединяют г. Приозерск и 102 поселка, из них самые крупные — Сосново, Мичуринское, Мельниково, Кузнечное. Промышленное производство развивается согласно природно-климатическим условиям и сырьевой базе района.

Инвестиционная деятельность осуществляется за счет собственных средств градообразующих предприятий.

Вопросы функционирования ОЭЗ регулируются посредством Федерального закона от 22.07.2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017 г) [1], а также указов Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, и рядом нормативно-правовых актов территориальном уровне.

Основное отличие особых экономических зон состоит в том, что в их масштабах не осуществляется обложение субъектов предпринимательства налогами и пошлинами на импорт / экспорт того оборудования и материалов, которые применяются при производстве товаров на экспорт – данный фактор выступает «залогом» обеспечения рентабельности производимых инвестиций в производство; бизнесу также гарантированы налоговые каникулы (срок варьируется от 5 — 35 лет).

Современное развитие особых экономических зон отличается их многообразием. Так, сейчас насчитывается порядка 30 их разновидностей. Они отличны разными функциональными задачами, разными условиями для функционирования, географическим положением и некоторыми другими факторами.

Согласно данным Министерства экономического развития Российской Федерации [7], по состоянию на начало 2019 года —  функционируют 25 особых экономических зон, из них – это 9 ОЭЗ (ППТ), 6 ОЭЗ (ТВТ), 9 ОЭЗ (ТРТ) (5 из них входят в состав туристического кластера «Курорты Северного Кавказа») и 1 ОЭЗ портовая. За период 2017-2018 года – была досрочно прекращена деятельность восьми особых экономических зон. Согласно данным Минэкономразвития РФ, в РФ на конец 2018 года по особым экономическим зонам зарегистрировано были 582 резидента. 97 из них – это те компании, в которых присутствует значительная доля иностранного капитала.

Большинство ОЭЗ функционируют в Центральном федеральном округе (8 ОЭЗ), в Северо-Кавказском федеральном округе (5 ОЭЗ), в Приволжском округе – 4 ОЭЗ, в Сибирском  — три ОЭЗ и в Северо-Западном – две ОЭЗ. В федеральных кругах остальных действуют по одной особой экономической зоне.

Экономическая база города представлена промышленными (лесоперерабатывающая, пищевая и легкая промышленности) строительными, транспортными предприятиями, предприятиями ЖКХ, торговли, общественного питания и бытовых услуг.[7].

Средняя численность работающих в 2017 году выросла по сравнению с январем-июнем 2016 года на 2,5% и составила 819 чел. По заработной плате просроченной задолженности нет. Сокращение средней заработной платы к уровню предыдущего года составило 8,7%.

Надо отметить, что в процессе создания и функционирования ОЭЗ имеют место различные проблемы, факторы и те моменты, которые необходимо учитывать.  Некоторые из них приведены ниже [3, с. 109]:

          1.При создании ОЭЗ необходимым является учет непосредственного местоположения – данный фактор является решающим в дальнейшей эффективной ее работе.

2.Обнаруживается необходимость совершенствования законодательной базы  в отношении создания и регулирования функционирования ОЭЗ – это особо важно с учетом нестабильности экономико-политической ситуации в стране. Этот фактор также является решающим в вопросе привлечения новых инвесторов на производственные площадки, что в дальнейшем скажется на динамике развитии региона и страны в целом.

  1. Не менее важный вопрос – это фактор развития инфраструктуры (в том числе, инновационной), которая оказывается на невысоком уровне на многих территориях.

4.Одной из важных проблем является важная нехватка специалистов, обладающих высокой квалификацией. Практически на все производства требуются высококлассные специалисты, которым также требуется предоставление комфортных рабочих условий и их заинтересованность. 

 В общем, можно заключить, что на территории России во всех зонах производится (а в некоторых уже завершено) проектирование комплекса работ подготовке развитой инфраструктуры, идет активное введение новых различных объектов в эксплуатацию.

Надо отметить, что при этом, в последние годы стала заметной тенденция к закрытию особых экономических зон. Анализируя эти тенденции, можно отметить, что официальные лица высказываются об отсутствии перспектив большинства экономических зон в России, указывают на целесообразность развития именно всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей, в качестве которых и выступает особые экономические зоны.  В данном вопросе до недавнего времени имели место такие аргументы:

— слишком большое количество особых экономических зон;

— ОЭЗ – это так называемые «черные дыры» российской экономики по утечке ресурсов страны;

— снижение управляемости особых экономических зон со стороны государства, проблема их чрезмерной самостоятельности.

Представляется, что для повышения эффективности функционирования  ОЭЗ, необходима постоянная работа по направлению совершенствования законодательства сфере особых экономических зон; важным также должно стать направление  по выбору и использованию  оптимальных методов контроля за его исполнением.

Пока на настоящем этапе развития особых экономически зон можно говорить о том, что их создание и функционирование пока не в полной мере  достигло   имеющихся целей на региональном и на уровне государства. На пути эффективного функционирования особых экономических зон остается еще немало  нерешенных проблем, работа над которыми должна вестись постоянно с учетом постоянно изменяющихся внешних и внутренних факторов. В целом, можно заключить, что формирование ОЭЗ для государства — экономически оправданно и конечно выгодно для предпринимателей и для инвесторов.

Список литературы

  1. Муниципальная программа «Фомирование комфортной городской среды на территории МО Приозерское гп» на 2018-2022гг (от 28.03.2018) // Электронный ресурс]. URL: http://www.priozersk.lenobl.ru/Files/file/1002_2018_fomirovanie_komfortnoi_gorodskoi_sredu_na_territorii_mo_priozerskoe_gp_na_2018-2022gg_1.pdf
  2. Официальный сайт администрации МО Приозерский муниципальный район // [Электронный ресурс]. URL:http://www.priozersk.lenobl.ru
  3. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербург и ленинградской области //  Электронный ресурс]. URL:http://petrostat.gks.ru/
  4. Официальный сайт Комитета по здравоохранению Ленинградской области // [Электронный ресурс]. URL: http://www.health.lenobl.ru
  5. Официальный сайт г. Приозерска и Приозерского района Ленинградской области // [Электронный ресурс].URL http://www.priozersk.ru/
  6. Информационное агентство Ленинградской области // [Электронный ресурс]. URL:http://www.lenoblinform.ru/rajony/priozerskij-rajon/ekonomika/
  7. Краткий анализ санитарного и лесопатологического состояния лесов Ленинградской области по результатам лесопатологического мониторинга 2015 года и прогноз на текущий год // Приозерские ведомости. — 2016. — № 2. — С. 21.
  8. Муниципальная программа «Молодежь Приозерского района», утвержденная  постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 10 октября 2016 года № 3318
  9. Министерство экономического развития Российской Федерации[Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 24.05.2019)
  10. Стрельцов А.В., Яковлев Г.И. Особенности ведения предпринимательской деятельности в особых экономических зонах РФ // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 4. – с. 895-906. 
  11. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года (ред. от 18.07.2017);