Принципы работы экономической модели Германии

18 октября 12:57

Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако основной упор делается на социальное обеспечение.

Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947-1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ. С конца Второй мировой войны экономическая система страны превратилась в социально-рыночную систему с глобальным управлением экономических процессов. Экономическая система соединяет принципы социального прогресса со свободными инициативами отдельных лиц [2, с. 32].

Строго говоря, социально ориентированное рыночное хозяйство заждется на двух основополагающих принципах: первый предполагает наличие во всех сферах жизни свободного конкурентного рынка. В соответствии со вторым принципом каждый гражданин обязан сам нести ответственность и затраты за свой выбор.

Благодаря первому принципу в государстве обеспечивается установление эффективных цен (равенство предельных затрат и полезности), что в результате приводит к росту общественного благосостояния. Второй принцип, который часто еще обозначают принципом ответственности, на самом деле является условием отсутствия оппортунистического поведения во всех его проявлениях, что тоже максимизирует общественное благосостояние благодаря отсутствию трансакционных и агентских затрат [3, с. 447].

Для эффективного функционирования, государство обязано следить за четким выполнением данных принципов.

Помимо указанных, отметим еще ряд важнейших принципов социально ориентированной экономики Германии:

  1. Основой социально-рыночной экономики является право. В правовом немецком государстве утверждается всеобщее уважение общепринятых законов, особенно в сфере экономики;
  2. Принцип свободы экономической деятельности в рамках существующих законов. Каждый гражданин Германии, работая в той или иной сфере, ответственен за свои экономические результаты;
  3. Принцип полной занятости трудоспособного населения, который немецкое государство обеспечивает всеми имеющимися в его распоряжении ресурсами;
  4. Принцип установления социальных гарантий, равных для всех возможностей;
  5. Принцип социальной справедливости, который распространяется на всех граждан Германии;
  6. Принцип социальной защиты граждан, нуждающихся в ней;
  7. Принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для всеобщего и справедливого благосостояния;
  8. Принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством [3, c. 37].

Важнейшим условием функционирования рыночного механизма Германии является соревнование, так как рыночная экономика не может существовать без конкуренции.

Стремление к прибыли называют движущей силой рынка. Однако есть сферы, которые не могут достичь прибыли. Это, например, каменноугольная, горнодобывающая промышленность, частично транспорт, а также сельское хозяйство. В Германии они не подчинены рыночной системе. Наиболее развитые отрасли промышленности ФРГ – это угольная, металлургия, судостроение, точная механика, химическая, электротехническая промышленность, производство потребительских товаров, оптическая и пищевая промышленность.

Большая часть предприятий Германии – это малые предприятия. В них занято не менее 50% работающих; 43% средних предприятий, и около 5% – крупные. Несмотря на небольшое количество крупных предприятий, они играют важную роль в экономической жизни Германии.

 Федеративная республика имеет высокопродуктивное сельское хозяйство. Большая часть сельскохозяйственных предприятий в Германии – это семейные предприятия с площадью 30-40 га. Фермеры обрабатывают свои пашни очень интенсивно и постоянно применяют новые методы производства. Благодаря этому они достигают высокой урожайности зерновых, в среднем 70-80 ц с гектара. Кроме зерновых культур, фермеры выращивают сахарную свеклу, картофель, овощи, фрукты, виноград. В ФРГ хорошо развито животноводство; на предприятиях по откорму свиней и крупного рогатого скота, на птицефермах применяют промышленные методы производства. Также значительное место в структуре немецкой экономики занимают рыболовство и лесное хозяйство [1, с. 9-10].

В нашем быстро изменяющемся мире, чтобы быть первым, нужно уметь меняться. Быть в почетном списке лидеров стремится каждое государство, но далеко не всем это удается в силу ряда экономических, геополитических и, конечно, исторических причин, которые до сих пор не дают некоторым странам выйти на передовые позиции.

Анализируя экономическую систему Германии, следует отметить, что эта страна не только быстро восстановилась после весьма разрушительных войн, но вновь смогла стать одной из ведущих держав по экономическим меркам, что говорит о необычайной мощи, продуманной деятельности представителей аппарата управления страны и эффективности её экономической модели.

Об экономической роли Германии в экономике ЕС наглядно говорят данные Евростата. Так, на самую населенную страну ЕС (а ФРГ с ее почти 83 млн. жителей и долей в ЕС, равной 16%, обгоняет следующую за ней Францию почти на ¼) в 2018 г. пришлось 21,1% ВВП ЕС-28 (в текущих ценах это составило почти 3,2 трлн. евро). Без учета Великобритании, принявшей в 2016 г. решение покинуть ЕС, доля Германии возрастает до 25,2%, причем в зоне евро, ставшей фактическим ядром разноскоростной европейской интеграции, доля ФРГ составила вообще 29,2% [6, с. 311].

Темпы годового прироста ВВП в Германии не очень велики. Так, в текущем десятилетии они колебались от 0,5% в 2014 и 2015 гг. до восстановительных (после спада 2009 г.) 4,1% в 2012 г. и 3,7% в 2013 г. при 2,2% в 2018 г. Однако, за исключением 2017 г., они всегда оказывались выше средней по ЕС динамики. В результате значение ФРГ в экономике ЕС увеличивается. Например, лишь за 6 лет оно выросло на 1 проц. пункт. Правда, в начале XXI в. ситуация была несколько иной, поэтому относительно 2004 г., когда произошло самое масштабное расширение ЕС, вес Германии в интеграционной группировке почти не изменился (тогда ВВП страны составлял 20,4% от совокупного ВВП нынешних членов ЕС и 20,7% от ВВП ЕС-25). Более того, ВВП Германии в 1,4 раза больше ВВП всех 16 стран, вступивших в ЕС после окончания «холодной войны», включая Швецию, Польшу и Австрию [5, с. 9].

Итак, социально-рыночная модель Германии представляет собой систему, регулируемую рыночными отношениями, главным ориентиром и целью которой является повышение благосостояния, уровня жизни и социальных гарантий граждан.

Одним из ключевых признаков социально ориентированной рыночной модели Германии является развитая экономика с высокими показателями внутреннего валового продукта на душу населения с одновременным высоким развитием социальных институтов, обеспечивающих гарантию прав и свобод граждан. Это выражается в высоком уровне государственно-частного партнерства, в котором именно институты власти выступают гарантом и регулятором достижения параметров социально-экономического развития.

Основными принципами социально-ориентированной модели экономики Германии являются: наличие во всех сферах жизни свободного конкурентного рынка и ответственность граждан за свой выбор.

Модель социально ориентированной рыночной экономики Германии имеет высокую финансовую нагрузку на государство по обеспечению благосостояния граждан, поэтому желательна к применению в странах, имеющих одно или несколько объективных макроэкономических преимуществ. Это может быть высокая степень обеспеченности природными и энергетическими ресурсами, логистический и транзитный потенциал, выход к морю и так далее. В противном случае нагрузка на бюджет не будет обеспечиваться потенциалом промышленности, что будет выливаться в регулярные кризисные явления.

 

Список литературы

  1. Атабаева Д.Т. Немецкая модель социально-рыночной экономики // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2016. № 26. С. 8-12.
  2. Беркалов С.В. Становления социально-экономической модели Германии // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 31-36.
  3. Волколовская Е.И., Мирошник А.Н. Социально-ориентированная рыночная экономика: сущность и принципы // В сборнике: Современная наука как фактор инновационного развития мировой экономики Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. 2018. С. 36-39.
  4. Клименко В.А. Социальная рыночная экономика: генезис и принципы становления и развития // Экономическая наука сегодня. 2017. № 5. С. 445-464.
  5. Кузнецов А.В. Экономическая мощь Германии как основа лидерства страны в Европе // Пределы лидерства Германии в Европе: сборник статей / Отв. ред. А.В. Кузнецов. – М.: ИМЭМО РАН, 2018. – С. 7-14
  6. Сидорова Ю.А., Крусян И.Э. Особенности экономической системы Германии // В сборнике: Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания 74-я научно-практическая конференция. Редколлегия: И.И. Гуляк, Н.Г. Гузынин, О.В. Звягинцева. 2010. С. 310-312.