Государственное регулирование предпринимательства представляет собой систему правовой, экономической, организационной, социальной и политической поддержки государством благоприятных условий для развития предпринимательства. Оно предусматривает создание ряда законодательных, исполнительных, судебных и надзорных мер, реализуемых на основе правовых актов государственных учреждений и общественных организаций по развитию предпринимательства.
Государственное продвижение предпринимательства включает в себя ряд мер по созданию, развитию и стабилизации предпринимательства. В отличие от государственного регулирования предпринимательской деятельности, которое обычно устанавливает определенные рамки, разграничивающие пределы деятельности экономических единиц, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей. Цель государственной поддержки является создание благоприятного организационно-экономического условия для развития хозяйственной деятельности.
Механизм государственной системы поддержки и регулирования предпринимательства реализуется на следующих основных уровнях. Это федеральный, региональный и местный уровни. Проанализируем основные меры регулирования и поддержки предпринимательства в нашей стране.
Прежде всего, на федеральном уровне государственной поддержки и регулирования предпринимательства формируется правовая база для ведения бизнеса. В настоящее время действуют юридические документы, определяющие статус, полномочия, права и обязанности субъектов хозяйствования.
Высший орган исполнительной власти Российской Федерации предпринимает шаги по созданию благоприятных условий для доступа России на зарубежные рынки и с этой целью вступает в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры Российской Федерации, а также участвует в создании и деятельности международных организаций и Межправительственные комиссии по содействию развитию внешнеэкономических связей Российской Федерации [3, с. 89]
Для того, чтобы поощрять хозяйствующие субъекты во многих секторах экономики были созданы особые экономические зоны, т.е. области, которым государством предоставляется особый правовой статус и экономическая выгода России и иностранных инвесторов в наиболее приоритетных для страны секторах [7, с. 95]. Они способствуют расширению предпринимательской деятельности в высокотехнологичных отраслях экономики, направлены на создание импортозамещающих производств, разработку и производство новых видов продукции. Сейчас они функционируют во многих регионах России (республика Татарстан, Томская, Московская, Ленинградская области и т.д.).
Другое мероприятие — это создание упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей. Применение организациями упрощенной системы налогообложения предусматривает освобождение их от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам) и налога на имущество организаций. Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль и налога на имущество [2].
Специальными формами государственной поддержки предприятий являются налоговые и инвестиционные налоговые кредиты в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (налоговый кредит — изменить срок уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года, если есть причина; инвестиционного налогового кредита — изменить период уплаты налога)[2].
Необходимо также упомянуть о том, что государство оказывает определенную поддержку агропромышленному комплексу, поскольку он имеет приоритетную значимость развития[1]. Государство в области сельского хозяйства оказывает следующие виды поддержки предпринимательской деятельности: предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства, обеспечение доступности кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие системы страхования рисков, финансирование мероприятий в сфере сельского хозяйства, предоставление субсидий.
Одним из основных мероприятий является становление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности.
Еще одним важным мероприятием является субсидирование бизнеса в России. Субсидия – вид денежной безвозвратной помощи для субъектов предпринимательства, которая выдается для целевого использования. Особую роль субсидии играют в развитии малого и среднего предпринимательства.[6, с. 42-45].
Но, к сожалению, объем помощи малому бизнесу со стороны государства имеет тенденцию к снижению. Так, в 2014 году на поддержку малого и среднего предпринимательства было выделено около 20 миллиардов рублей, а в 2015 году — 17 миллиардов. В 2016 году из федерального бюджета оказана финансовая помощь на сумму почти 15 миллиардов, но на самом деле было предоставлено 11 миллиардов. В 2017 году эта тенденция к снижению финансовой помощи продолжилась. Государство готово оплатить только 7,5 млрд руб. [6, с. 42-45]
Другим примером мероприятия по оказанию материальной помощи предпринимательству со стороны государства, в том числе крупного, является утверждение Правительством Российской Федерации положения о наградах Правительства Российской Федерации в области качества. В соответствии с этим положением Министерство промышленности и энергетики России представляет Правительству Российской Федерации предложения о присуждении премий. Этот регламент предусматривает как меры экономического стимулирования в области качества (награды), так и моральные (дипломы Совета) [7, с. 95].
Как видно, государственное регулирование и поддержка предпринимательства в России носит обширный характер. Они носят не односторонний характер, а охватывают множество аспектов предпринимательской деятельности. Однако, несмотря на это, в нашей стране не наблюдается стремительный рост предпринимательской активности, эффективность экономики. Политика государства в сфере предпринимательства имеет большое количество недочетов и недостатков, хотя бы потому, что не все перечисленные мероприятия претворяются в жизнь.
Чтобы увеличить национальную и глобальную конкурентоспособность российской экономики в условиях адаптации к ситуациям хронической нестабильности на мировом товарном и финансовом рынке, необходимы значительные корректировки экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Модернизация российской экономики продолжается медленными темпами и пока не дала видимого макроэкономического результата.
Рассмотрим основные направления совершенствования государственного регулирования и поддержки предпринимательства в России.
Государство должно учитывать, что на предпринимательство особое влияние оказывает не только внутренняя среда предприятия (структура, управление, корпоративная культура), но и в большей степени внешняя.[5, с. 1. 95].
Необходимо проведение более активной политики взаимодействия предпринимателей и государства, создание условий активного участия самих хозяйствующих субъектов в разработке программы, нормативного акта, концепции и мониторинга уже существующей нормативно-правовой базы, потому что именно на практике многие мелкие предприниматели сталкиваются с проблемой, не ориентируясь на помощь местной и региональной власти.
Необходимо иметь систему средств для поддержки предпринимательской структуры федерального и регионального уровня из консолидированного источника (отчисление из государственных бюджетов и доход от предпринимательской структуры, ресурс, выделяемый международной организацией для помощи хозяйствующему субъекту малого бизнеса и т.д.).
Важное улучшение для развития системы поддержки организационной инфраструктуры для предпринимательства в целом – это разработка и принятие концепции и программы инфраструктуры предпринимательства, создание закона, регулирующего инфраструктуру поддержки субъектов хозяйствования. В этой области необходимо создавать и развивать бизнес-центры и центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технопарки, профессиональные и общественные объединения, фонды поддержки предпринимательства, предпринимательство, инвестиционные фонды, инновационные фонды, консультационные и информационные учреждения [4, с. 40-46].
Минэкономразвития России разработало «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором перечислены основные направления совершенствования и изменений в государственной поддержке малых и средних предприятий и включены все вышеперечисленные предложения по улучшению.
Эти меры, если они будут реализованы, помогут увеличить процент людей, вовлеченных в малые и средние предприятия, которые являются основой для создания крупных предприятий. Поэтому они напрямую влияют на развитие крупного бизнеса в России. Они также помогут увеличить средний класс населения страны, улучшить экономику, увеличить ВВП и повысить уровень жизни населения.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: Эксмо, 2019. – 608 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. – М.: Эксмо-Пресс, 2019. – 1488 с.
3. Алексеев В.Б. Особенности правового регулирования предпринимательства в Российской Федерации: учеб. Пособие / В. Б. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВолтерсКлувер, 2014. – 176 с.
4. Давлетова И.М., Хисаева А.И. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в регионе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2015. – №36. – С. 40-46
5. Инновационное предпринимательство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Я. Горфинкель [и др.]. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 523 с.
6. Супрунов С.Н. Государственная помощь бизнесу в 2017: с кем государство поделится деньгами // «Коммерческий директор». – 2017. № 21. – С. 42-45
7. Чернопятов А.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательство ООО «Винчера», 2018. – с. 95