В период формирования и становления материальной сферы производства, многие ученые экономисты в своих исследованиях пытались дать качественную и количественную оценку творческим способностям человека, а также решить вопросы по выявлению и распознанию других возможностей и качеств человека, которые положительно будут влиять на развитие страны.
Следует отметить, что вопросы, связанные с изучением человека, как субъекта экономической деятельности весьма обширны, так как представляет собой исследование таких групп факторов как физиологические, психологические и социальные. Эти факторы отражают специфику жизнедеятельности человека, кроме того, сопряжены с эволюцией развития общества и экономических систем.
Благодаря этим исследованиям, посвященных способностям и возможностям человека, возникла теория человеческого капитала. Человек способный мыслить и реализовать эти мысли, является и потребителем, и производителем нематериальных и материальных благ. Другими словами, он представляет собой совокупность потребностей и способностей, для реализации которых накапливает и использует свой индивидуальный человеческий капитал.
По мнению, выдающегося деятеля эпохи Возрождения, Э. Роттердамского, развитие и совершенствование человека происходит в «непрерывной борьбе его самого с окружающим миром и его пороками» [1]. Следует отметить, что в этой борьбе, по мнению мыслителя, первостепенная роль принадлежит знаниям человека.
Другой философ этого же времени, П. Мирандоле считал, что в мироздании особое и центральное место занимает сам человек, который используя свои творческие способности и свободу выбора, может стать творцом своего счастья или несчастья [2].
Основы современной теории человеческого капитала, показывающие все стороны развития способностей индивида к труду, мприносящие экономически выгодные результаты, сформировались в XVIII веке и связаны с именами таких ученых и мыслителей как: У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса.
В истории экономической мысли, У. Петти, одним из первых сделал попытку оценки в денежном эквиваленте полезные свойства человека, и включил их в понятие капитал. В его научных трудах, объектом исследований являлись вопросы, отражающие количественное измерение человеческого капитала.
Питер Ф. Друкер, в своем труде «Задачи менеджмента в XXI веке» показывает, что в ХХ веке самым ценным активом является оборудование, а в XXI веке самым ценным активом организации будут являться работники [3]. Классик современного менеджмента, одним из первых представил «взгляд в будущее» актуализировав в своей книге работников умственного труда в производственном процессе. В своих трудах К. Маркс, отводил значимое место рабочему классу, он писал, что «воспроизводство рабочего класса включает в себя накопление его искусства, передаваемого из поколения в поколение» [4].
Образование в течение длительного времени рассматривали как потребительское благо, обладающее полезностью. В конце 1950-х гг. произошло изменение взглядов на образование. Это произошло благодаря американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии, Т. Шульцу. Он дал определение понятия человеческого капитала, обосновав тезис о том, что если образование имеет влияние на производственный процесс, то оно является формой капитала. Инвестициями в человеческий капитал экономист считал не только прямые затраты на образование в средних и высших учебных заведениях, но и самообразование, приобретение опыта на работе, а также капиталовложения в образование, науку и здравоохранение [5].
В трудах Г. Беккера современная теория человеческого капитала получила развитие. Автор предложил базовую теоретическую модель, которая в дальнейшем стала основой для всех последующих исследований в аспектах человеческого капитала. Он выделил в человеческом капитале знания навыки и мотивацию. Беккер в своей работе показывает, что вложения в образование кадров в перспективе приносят прибыль не меньшую, чем вложения в технику [6].
Таким образом, теория человеческого капитала явилась закономерным результатом генезиса мировой экономической и философской мысли. В современном мире является одним из современных и актуальных направлений развития экономической теории является теория человеческого капитала, имеющая определенные теоретические и методологические базу.
Список литературы:
- Эразм Роттердамский. Философские произведения / Пер. и коммент. Ю.М. Каган. – М. : Наука, 1986. – 407 с.
- Пико дела Мирандола Джованни / О.Ф. Кудрявцев // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / пред. науч.-ред. Совета В.С. Стёпин. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2010. – 2861 с.
- Друкер П. Эффективное управление / Друкер П.- М: ГРАНД, 2008.-240с.