ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕСОВЕРШЕНСТВА ЦЕННЫХ БУМАГ КАК ИНСТРУМЕНТОВ СПОСОБСТВУЮЩИХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ

16 июня 4:38

На основе мирового опыта финансовых кризисов сформировалось множество исторических данных о механизмах их формирования, развития и завершения. Соответственно сформировалось понимание того, как в дальнейшем предотвратить становление новых кризисных процессов. Одним из главных компонентов избегания финансового кризиса выделяют минимизацию рисков отмывания доходов и финансирования терроризма (ОД/ФТ). Наша работа посвящена выявлению зон уязвимости к риску легализации незаконных доходов в секторе ценных бумаг финансового рынка.     Для анализа мошеннических схем, связанных с сектором ценных бумаг, были учтены материалы ведущих организаций в сфере ПОД/ФТ, а именно:

  1. Отмывание денег через рынок ценных бумаг. (18е пленарное заседание ЕАГ (2013г.) [3]
  2. ОД/ФТ в секторе ценных бумаг. Типологический отчет ФАТФ.

Основываясь на результатах анализа данных материалов, представляется возможным выделить несколько факторов, которые позволяют выявить уязвимости финансовых институтов в секторе ценных бумаг, а также соответствующие им индикаторы, способные определить зоны уязвимости. Одним из главных аспектов выявленных зон уязвимости в секторе ценных бумаг можно считать наличие продуктов, способствующих проведению быстрых и анонимных операций, к которым относятся: векселя, ценные бумаги с низкой рыночной стоимостью, ценные бумаги на предъявителя, опционы на внебиржевых рынках, процесс продажи ценных бумаг, которые фактически не принадлежат продавцу, а взяты в займы. Другим немаловажным аспектом является возможность производить операции с наличными расчетами по покупке ценных бумаг, так как невозможно отследить «текучку» наличных денежных средств. Использование счетов ценных бумаг для перевода денежных средств также способствует проведению незаконных операций. Обмен на ценные бумаги как средство платежа также способствует развитию сложности схем отмывания денег.

Кроме того, часто в схемах отмывания денег и финансирования терроризма вовлекаются некоммерческие организации для отмывания доходов и финансирования терроризма. Происходит это следующим образом: ценные бумаги закладываются в некоммерческую организацию, которая способна их реализовать, прибыль от которых распределяется на усмотрение организации. В рамках пленарного заседания ЕАГ [2] был рассмотрен ряд случаев, в рамках которых происходили нарушения законодательства в целях отмывания денег.         Так, например, было раскрыто расследование о приобретении банков и их ликвидных активов по поддельным контрактам на покупку ценных бумаг. Схема [2] работала следующим образом: Группа физических лиц приобрела коммерческий банк. А у его бывших владельцев. Деньги, необходимые для приобретения группой акций банка А были взяты в кредит у инвестиционной компании (регистратора) B. Однако, банк А сам финансировал инвестиционную компанию В по договору, связанному с фиктивными ценными бумагами (облигации и векселя). В результате бывшие владельцы банка получили реальные деньги в обмен на акции и фиктивные ценные бумаги или, другими словами, банк получил фиктивные ценные бумаги от инвестиционной компании (регистратора), которые в итоге не поступили в банк. Данная схема была раскрыта на основании отчётности о сделках кредитных организаций, информации, предоставленной Центральным банком России, а также открытых источников. На её основании можно выделить ряд признаков подозрительной сделки:

  1. Участие инвестиционных компаний (регистраторов), которые не участвуют в торговле акциями, и реализация крупных сделок с единственной кредитной организацией или узкой группой банков
  2. Кредиты, выданные инвестиционной компанией (регистратором) физическим лицам, которые могут стать потенциальными покупателями банка, в течение короткого периода после получения денег от банка по договору о приобретении ценных бумаг
  3. Движение средств в рамках группы взаимосвязанных лиц, связанное с передачей средств (ликвидных активов) от банка, который передал лицензию группе приобретателей нового банка

Ценные бумаги как инструмент отмывания денег является очень заманчивым: преступников привлекает разнообразие видов ценных бумаг (акции, облигации, инвестиционные продукты), оперативность совершения операций (онлайн аукционы), свободное перемещение через «государственные границы».

Рисков, касающиеся рынка ценных бумаг, очень много, их можно подразделить на те, которые связаны с оптовым и розничным рынком ценных бумаг, где выделяются следующие сферы:

  • Продажа крупных пакетов ценных бумаг. Здесь главной проблемой является оплата наличными средствами или через третьих лиц, поэтому необходимо вводить ограничение на осуществление сделок с наличной валютой;
  • Инвестиционные продукты. Главной проблемой в этой сфере является доступность через электронную почту, интернет, телефон. Некоторые страны предоставляют забрать вложенные средства в течение некоторого периода времени, что является возможностью для отмывания средств.
  • В некоторых странах, таких как Армения, Швейцария, Великобритания, Кипр до сих пор разрешается выпуск акций на предъявителя, что является практически не отслеживаемым инструментом, так как человек, у которого они физически на руках и является их владельцем, при это не ведется их реестр. Такие виды ценных бумаг необходимо исключить.

Мы перечислили всего лишь малую часть инструментов, которые доступны для отмывания средств, проблем гораздо больше, но их нельзя решить путем прямого запрета, фондовый рынок оперирует рыночными инструментами, в регулирование которых государство не должно вмешиваться. Тут возникает дилемма: либо ограничивать свободу рынка «сверху», либо не опустить злоупотребления свободой использования ценных бумаг.

Чтобы минимизировать риски отмывания денег компании, выпускающие ценные бумаги, идентифицируют клиентов; определяет, действует ли клиент от своего лица или выступает как посредник; определяет окончательного бенефициара, получает информацию о целях и природе деловых отношений. К сожалению, этого не всегда достаточно, необходимо минимизировать риск распространения инсайдерской информации, которая прямым образом может влиять на котировки акций, также следует вести проверку клиентов в течение всего периода деловых отношений.

Конечно, мы рассмотрели далеко не все вопросы, касающиеся отмывания денег через рынок ценных бумаг, но предложенные меры должны частично снизить риски на рынке.

Список литературы:

  1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (постатейный) / А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2017. — 288 c.
  2. 18е пленарное заседание ЕАГ. Отмывание денег через рынок ценных бумаг. Электронный ресурс: сайт ЕАГ. Режим доступа: https://eurasiangroup.org/files/Typologii%20EAG/WGTYP_2013_4_rus_copy0.pdf
  3. 18е пленарное заседание ЕАГ. Первый отчет о прогрессе. Электронный ресурс: сайт ЕАГ. Режим доступа: https://eurasiangroup.org/files/MERs%20-%20RUS/Kazakhstan/FR_2013_3_rev_2_rus.pdf
  4. Международная борьба с отмыванием денег. Деятельность ФАТФ. Режим доступа: https://www.fatf-gafi.org/