Настоящая статья посвящена вопросу необходимости развития фандрайзинга в деятельности государственных социальных учреждений, в целях реализации социально значимых проектов, введения новых методик работы, решения жизненных трудностей клиентов, повышения квалификации специалистов.
Учреждения социальной помощи и социального обслуживания населения, являются важной и неотъемлемой частью современной России. Данные учреждения имеют государственную подведомственность, и предоставляют гарантированные государством социальные услуги гражданам. Деятельность социальных организаций чаще всего направлена на оказание помощи самым уязвимым слоям населения – людям с инвалидностью, семьям с детьми, пожилым, малообеспеченным.
Бюджетное финансирование, в современных социально-экономических условиях, охватывает лишь необходимый минимум для реализации муниципального задания. В связи, с данной ситуацией социальные учреждения вынуждены изыскивать внебюджетные источники для финансирования для осуществления социально значимых проектов, решения жизненных трудностей клиентов, введения новых методик работы и введения новых социальных услуг, которые ранее были доступны для клиентов только в коммерческих организациях; закупки инновационного, реабилитационного, дорогостоящего оборудования; обучения своих специалистов новым методикам оказания помощи, в том числе и апробированным на международном уровне; качественнее и масштабнее проводить акции и информационные кампании, по привлечению внимания жителей к социальным и экологическим проблемам.
Фандрайзинг (от англ. fund-raising — сбор средств) — целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки тех или иных институтов [1].
Термин «фандрайзинг» был заимствован из практики социальной работы в США, где поиск дополнительных источников финансирования является важнейшим направлением деятельности некоммерческих и социальных организаций, и с 1960-х гг. Фандрайзинг стал самостоятельным видом профессиональной управленческой деятельности [2].
В российскую деловую практику понятие «фандрайзинг» вошло в начале 90-х гг. XX в. И буквально означает «рост, сбор, поднятие денежных средств, фондов, капиталов». До конца 1980-х годов не только термин «fundraising», но и сама технология поиска средств в России не были известны, т.к. сферы культуры, образования, здравоохранения и т.п. полностью финансировались государством. Реформы конца 1980-х годов дали возможность соответствующим учреждениям привлекать дополнительные источники финансирования. Последующее снижение уровня государственных и бюджетных поступлений на фоне укрепления российского бизнеса привело к тому, что поиск и привлечение дополнительных средств стали одним из направлений деятельности Фандрайзинг, является заимствованным термином, российского аналога которому нет [2].
Профессии «фандрайзер» в РФ пока нет, эта деятельность не регламентирована, нет профессиональных стандартов, законодательной базы, нет подготовки специалистов по данному профилю образования. Однако, фандрайзинг повседневно ведется социальными и некоммерческими благотворительными организациями, оставаясь до сих пор малоизученным. Фандрайзинг уже успел закрепиться в России как эффективное средство для финансирования решений социальных проблем.
В исследовании, посвященном тенденциям в современном российском фандрайзинге, которое было проведено в 2014 г. Группой ученых в различных регионах РФ, фандрайзинг рассматривается как привлечение средств (денежных либо натуральных) на социальные цели (для реализации проектов, проведения мероприятий, текущей работы) [3].
В. Якимец дает следующее определение фандрайзинга: «… фандрайзинг представляет собой многоэтапный или разовый процесс взаимодействия (с предысторией или без нее), как правило, двух сторон (физических или юридических лиц) — просителя и благотворителя (донора, мецената, спонсора), имеющий целью сбор средств и привлечение ресурсов на реализацию социально значимой деятельности одной стороной и принятие решения об их предоставлении другой стороной, происходящий в присутствии консультантов, посредников и соперников в атмосфере конкуренции (очной, явной или заочной конкурентной борьбе за ограниченный ресурс (средства)) в рамках согласованной (либо предложенной одной из сторон) процедуры в форме, являющейся в данное время легитимной для среды, где он осуществляется») [6].
В данной статье мы будем придерживаться мнения, что проведение фандрайзинговой деятельности предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и соотношение с интересами финансовых донаторов, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации. Фандрайзинг может осуществляться как в целях реализации социальных проектов, так и отдельный значимых мероприятий, помощи отдельным нуждающимся.
При изучении фандрайзинга необходимо понимать, что это должна быть профессионально-выстроенная деятельность, т.к. фандрайзинг – это не выпрашивание денег. Фандрайзинг предполагает убеждение людей в необходимости деятельности, на которую запрашиваются ресурсы, грамотно вести диалог с жертвователями, соблюдать этику и все требования к предоставлению отчетности. Если на рынке работают неграмотные фандрайзеры, это отрицательно сказывается на всей деятельности некоммерческих организаций, в том числе и на деятельности государственных социальных учреждений, снижает уровень доверия к благотворительным социальным организациям.
В зависимости от целей и задач, решаемых фандрайзинговой кампанией, выделяют следующие виды фандрайзинга.
- Проектный фандрайзинг, задача которого состоит в привлечении средств на реализацию конкретного проекта или программы. Наличие четких целей использования средств, получение коммерческих выгод от финансирования проекта делает такой вид фандрайзинга наиболее удобным и привлекательным для финансирующей стороны, НКО и других организаций, осуществляющих фандрайзинговую деятельность.
Проектный фандрайзинг может включать в себя искусство подготовки, написания и сопровождения заявок на конкурсы, организованных благотворительными фондами и иными благотворительными учреждениями. Социальное проектирование организуется с целью привлечения денежных средств, для реализации социально-значимых проектов.
- Оперативный фандрайзинг связан с привлечением ресурсов на осуществление деятельности и покрытие текущих расходов организации. Специалисты отмечают, что такая форма привлечения ресурсов является наименее эффективной, т. К. средства аккумулируются в текущем бюджете организации и не имеют целенаправленного назначения. В связи с тем, что средства организации необходимы для выплаты заработной платы сотрудникам, оплаты аренды и других коммунальных расходов, заинтересованность вкладчиков на такого рода финансирование существенно снижается[1].
Вне зависимости от вида фандрайзинга, и его направленности – на реализацию социально-значимого проекта или на текущие расходы организации, необходимо понимать, что чем качественнее специалистами подготовлена кампания по сбору средств, чем продуманнее обращение за помощью, тем выше шансы, что донор, благотворитель окажет помощь. Фандрайзинговая деятельность, как и любая другая требует планирования. Практическое изучения фандрайзинга показывает нам, что нет определенной формулы для успешной компании фандрайзинга, или гарантированного способа получить положительное решение в ответ на просьбу. Тем не менее существуют определенные правила и подходы в фандрайзинге, соблюдая которые можно увеличить шансы на благоприятное решение в вопросе оказания помощи именно вашей компании.
Таким образом, грамотная планируемая фандрайзинговая деятельность позволяет сегодня социальным учреждениям значительно повысить качество предоставляемых ими бесплатных услуг, социально незащищённым слоям населения, тем самым составляю внушительную конкуренция коммерческим организациям, оказывающих аналогичные виды услуг на платной основе.
Использованные источники:
- Власова А.А. Технологии фандрайзинга в социальной работе : учеб-но-методическое пособие / А. А. Власова, Ю. Н. Зарубина. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ. 2018. С. 36.
- Дымникова А. И. Идеология и технология фандрейзинга в российских организациях культуры / А.И. Дымникова // Экология культуры: Инф. бюллетень. 2012. №3. С. 158-184.
- Клецина, А. А. Тенденции в современном российском фандрайзинге / А. А. Клецина. СПб. : ЦРНО. 2014. С. 46.
- Осадчая Г.И. Модернизация социального обслуживания населения России // Социальная политика и социология. 2013. №1. С. 7-24.
- Тополева-Солдунова Е.А. Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере (Специальный доклад Общественной палаты Российской Федерации) / Е.Г. Орлова, О.В. Коротеева, А.М. Спивак. М. : «Современные информационные системы», 2019. С. 96.
- Якимец В. Н. Фандрайзинг: учеб.-метод. Пособие / В. Н. Якимец, М. : ГУУ, 2002. С. 112.
Ispol’zovannye istochniki:
- Vlasova A.A. Tehnologii fandrajzinga v social’noj rabote : ucheb-no-metodicheskoe posobie / A. A. Vlasova, Ju. N. Zarubina. Jarosl. gos. un-t im. P. G. Demidova. Jaroslavl’ : JarGU. 2018. S. 36.
- Dymnikova A. I. Ideologija i tehnologija fandrejzinga v rossijskih organizacijah kul’tury / A.I. Dymnikova // Jekologija kul’tury: Inf. bjulleten’. 2012. №3. S. 158-184.
- Klecina, A. A. Tendencii v sovremennom rossijskom fandrajzinge / A. A. Klecina. SPb. : CRNO. 2014. S. 46.
- Osadchaja G.I. Modernizacija social’nogo obsluzhivanija naselenija Rossii // Social’naja politika i sociologija. 2013. №1. S. 7-24.
- Topoleva-Soldunova E.A. Uchastie NKO v okazanii uslug v social’noj sfere (Special’nyj doklad Obshhestvennoj palaty Rossijskoj Federacii) / E.G. Orlova, O.V. Koroteeva, A.M. Spivak. M. : «Sovremennye informacionnye sistemy», 2019. S. 96.
- Jakimec V. N. Fandrajzing: ucheb.-metod. Posobie / V. N. Jakimec, M. : GUU, 2002. S. 112.