Торговля услугами является самой перспективной сферой в мировой экономике. При насыщенности рынка и усложнения производства товаров растет потребность в услугах.
Сегодня основным направлением развития международных экономических отношений является роль сектора услуг. Рост влияния сектора услуг наблюдается с различной динамикой:
- в странах с высокими доходами – 73% ВВП;
- в странах со средними доходами – 54% ВВП;
- в странах с низкими доходами – 47% ВВП.
На этот рост влияет число занятых в сфере услуг.
Таблица 1. Показатели занятости стран от общего числа занятых по миру
Страна |
Количество занятых (в %) от общего числа занятых |
Индия |
32 |
Китай |
45 |
Мексика |
61 |
Российская Федерация |
67 |
Франция |
77 |
Люксембург |
88 |
В России этот показатель составляет 67% на текущий год. Россию можно отнести к числу среднеразвитых стран.[1]
Рассмотрим структуру экономики России по числу занятых, где убедимся, что основную роль на рынке труда занимает сфера услуг.
Рисунок 1. Структура экономики России по числу занятых за 2019 год, в %
Как видно из рисунка, 2/3 места занимает деятельность, связанная с услугами. Часть производимых услуг являются рыночными услугами.
Российский рынок имеет достаточно высокий потенциал.
Рассмотрим самые востребованные услуги в России за 2019 год.
Рисунок 2. Самые востребованные услуги в России за 2019 год
По рисунку видно, что транспортная отрасль является ключевой, также значительны финансовые и медицинские услуги. Это может быть связанно со знанием специфики рынка и ведения бизнеса, а также с наличием высококвалифицированных кадров и профессионализма.
Рассмотрим специфику развития сферы услуг в России на примере функционирования торговли финансовыми и транспортными услугами, так как эти две отрасли помогают поддерживать экономическую
стабильность страны и ее безопасность. Кроме того, Россия занимает лидирующую позицию на рынке транспортных услуг, занимающейся космическими закупками.[2]
В России в настоящее время финансовый рынок достаточно слаб. Это связанно с введением экономических санкций со стороны западных стран. Для укрепления сектора сферы услуг можно выделить следующие проблемы и направления совершенствования финансовой системы:
- Обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг. То есть при нарушении прав потребителей им необходима защита, а также при во избежание повторений этих нарушений – оценка и последующие внесение изменений в систему регулирования. Для повышения удовлетворенности граждан использования финансовых услуг мощнейшим механизмом будет служить совершенствования финансовых продуктов и порядок их продажи населению, а также при помощи обратной связи вывод с рынка недобросовестных игроков.
- Недостаточный уровень грамотности населения. Граждане недостаточно проинформированы о своих правах и обязанностях, часто не дочитывают до конца договора, не осознавая последствий. Стандартизация финансовых продуктов и услуг, в том числе договорной базы, может привезти к более точному пониманию финансовой системы страны.
- Предоставление услуг посредствам сети «Интернет». Предоставление таких услуг можно упростить с помощью совершенствования удаленного и электронного доступа к финансовым услугам, также внедрение дистанционных способов продаж и современных технологий.[3]
Стоит отметить, что Россия позволяет активно развивать деятельность иностранных поставщиков на своем рынке. Все вышеперечисленные меры, в условиях санкций, помогут России завоевать достойные позиции на мировом рынке услуг.
Рассматривая транспортную сферу услуг России, можно заметить, что она потерпела множества реорганизаций. Большая часть транспортного комплекса относится к негосударственной форме собственности (до 95%). Наиболее весомый вклад в развитие транспортной системы, занимающий ведущее положение в мировой экономике, является автомобильный транспорт, но не менее важным остается железнодорожный и трубопроводный вид.[4]
Однако, и существует ряд проблем, которые в большей степени связаны с географическим положением. Такие как:
- на большей части страны неблагоприятные климатические условия;
- неравномерное размещение населения;
- неравномерное развитие транспортной инфраструктуры различных регионов страны.
Также проблемы, связанные с состоянием транспортной инфраструктурой:
- маловодность внутренних водных путей;
- недостаточной протяженности железнодорожных путей при переизбытке подвижного состава;
- неудовлетворительное состояние автомобильных дорог;
- нехватка угольных и контейнерных причалов;
- рассинхронизация портовой инфраструктуры с возможностями автомобильных и железнодорожных подходов.[5]
Не смотря на немалое количество проблем можно отметить и направления для благоприятного развития транспортного комплекса:
- Доступность транспортных услуг и ее безопасность;
- Развитие транзитного потенциала России;
- Разработка проектов сверхскоростных магистралей;
- Развитие спутниковых и беспилотных технологий;
- Усовершенствовать автоматизированную систему управления транспортным комплексом;
- Комплексный подход к развитию международных транспортных коридоров.
Позиция России на мировом рынке услуг значительно слабее, чем на мировом рынке товаров. Однако, при проведении продуманной политики в сфере регулирования внешней торговли Россия может завоевать лидирующую позицию на мировом рынке и повысить свою конкурентоспособность.
Использованные источники
- Блохина И.М. Основные факторы развития глобальных финансовых центров / И.М. Блохина, И.А. Неводова, А.Р. Газизов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 5. С. 48-50.
- Машкина Н.А., Асеев О.В., Толстых Н.А. Направления совершенствования денежно-кредитной и финансовой политики государства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 7, № 3(24). С. 113-120.
- Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа – URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения 10.02.2020).
- Международный рынок услуг: учебник / под ред. В.А. Черненко. – СПб.: Нестор-История, 2018. – 212 с.
- Спартак А.Н., Французов В.В., Хохлов А.В. Мировой и российский экспорт: тенденции и перспективы развития, системы поддержки. М.: Изд-во ВАВТ, 2019 г. – 384 с.
[1] Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа – URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения 10.02.2020).
[2] Блохина И.М. Основные факторы развития глобальных финансовых центров / И.М. Блохина, И.А. Неводова, А.Р. Газизов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 5. С. 48-50.
[3] Машкина Н.А., Асеев О.В., Толстых Н.А. Направления совершенствования денежно-кредитной и финансовой политики государства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 7, № 3(24). С. 113-120.
[4] Международный рынок услуг: учебник / под ред. В.А. Черненко. – СПб.: Нестор-История, 2018. – 212 с.
[5] Спартак А.Н., Французов В.В., Хохлов А.В. Мировой и российский экспорт: тенденции и перспективы развития, системы поддержки. М.: Изд-во ВАВТ, 2019 г. – 384 с.