МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «РЕАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ»

22 мая 2:10

В настоящее время экономика России находится в новой постиндустриальной фазе своего развития, в которой проблема стабильного экономического роста становится основополагающей. Особое место в решении вышеуказанной проблемы отводится инвестициям, поскольку данный финансовый инструмент предопределяет направление и интенсивность развития экономики. Благодаря активно растущему объему инвестирования, который трансформируется в инновации, а также в абсолютно новые конкурентоспособные производства, осуществляется экономический рост и технологические модернизации, в следствие чего происходит значительное повышение количественных и качественных показателей хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Различают два вида направления реальных инвестиций с целью расширения производства. К первому относятся материальные или вещественные инвестиции, способствующие модернизации капитала, которые также в свою очередь подразделяются на текущие и дополняющие. Ко второму относят потенциальные инвестиции (Рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация понятия «Реальные инвестиции» по признаку направленности

Взаимосвязи между объектами инвестиций, а также между объектами инвестиций и другими направлениями деятельности предприятия в своем масштабе различны. Поэтому принято выделять инвестиции изолированные и взаимосвязанные [4, c. 59].  Первый вид считается независимым в таком случае, если принятие решения об одном инвестиционном проекте не влияет на то, будет ли принято решение о реализации другого инвестиционного проекта. В случае, когда реализация одного инвестиционного проекта автоматически исключает реализацию другого, можно говорить о том, что такие проекты считаются относительно друг друга альтернативными. Изолированными инвестиции считаются, когда их осуществление не имеет связей с остальными сферами деятельности предприятия, которые стоит принимать во внимание. Инвестиции, целью которых является расширение производства, представляют собой вид взаимосвязанных инвестиций, так как их реализация на прямую зависит от согласования с такими сферами деятельности, как оснащение, производство, сбыт, работа персонала и процесс исследований и разработок [3, c. 321].

Управление инвестициями с целью расширения производства требует разработку стратегии долгосрочного планирования, с чем тесно взаимосвязан поиск источников инвестирования. Каждая организация в любой период своего развития нуждается в капитальных средствах: во время создания и строительства предприятия, затем в момент технического переоснащения, выплаты заработной платы, закупка сырья и материалов, сопутствующие затраты на реализацию своего продукта и т.д. Финансирование всех нужд предприятия может осуществляться как за счет собственных средств (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, средства, получаемые от продажи акций и др.), так и заемных средств (кредиты, займы, субсидии и т.д.). Помимо основных форм в настоящее время существуют особые формы финансирования, например, такие как лизинг и факторинг.

В условиях экономического кризиса возрастает роль кредита в процессе расширения производства. Методы кредитования также претерпевают ряд изменений. Предоставляемы ссуды теперь могут выдаваться под залог части сооружаемых объектов. Исходя из этого, предоставляемый кредит может выступать источником средств для последующего строительства, учитывая условия полного погашения за счет выручки от реализации строящихся объектов. Данный факт подтверждает, что совершенствование методов кредитования повышает роль кредита относительно области его применения в качестве источника инвестиций.

Финансирование потребностей предприятия имеет одну важную особенность, которая заключается в следующем: поступления и оттоки денежных средств хозяйствующего субъекта происходят в разные по времени моменты и абсолютно разными по величине. Следовательно, для обеспечения стабильного и поступательного развития организации, необходимо создать условия для оплаты всех вышеперечисленных потребностей в определенное время и в полном объеме, что в свою очередь можно добиться путем грамотного сбалансированного управления денежными потоками предприятия. Такой баланс денежных потоков не является результатом только четко определенных сроков, она также основывается на организации процессов производства и реализации продукции, что в свою очередь обеспечивает достижение определенного уровня финансового состояния и платежеспособности, которые могут позволить предприятию успешно функционировать и эффективно инвестировать капитал с целью расширения производства. Данный факт обуславливается тем, что достойный уровень финансового состояния предприятия и его платежеспособность есть не что иное как результат производственной и коммерческой деятельности, связанной с определенными объемами реализации по конкретным ценам с одной стороны, и способностью эффективно распоряжаться собственным и привлеченным капиталом, с другой стороны. На протяжении всей работы хозяйствующего субъекта непрерывно возникают вопросы по поводу места, времени и количества инвестирования имеющихся финансовых ресурсов, а также вопросы связанные с оптимальность распределения ресурсов в зависимости от производственных нужд.

Напротив, ученый Дж. Кейнс связывал положительный экономически эффект не с отдачей от реализации инвестиционных проектов в виде увеличения производимой дополнительной продукции или услуг. В своих работах он предполагал, что доходы увеличиваются у тех экономических субъектов, которые поставляют данных инвестиционные товары, т.е. фирмы-поставщики техники, машин, станков, оборудования, материалов и т.п. Ученый считал, что в связи с увеличением дохода субъектов последних фирм расширяется и их потребление, исходя из закона предельной склонности к потреблению. В дальнейшем, согласно законам экономики, следует возрастание эффективного спроса и соответственно национального дохода. Цепочку замыкает тот факт, что возрастание покупательной способности в итоге приводит к тому, что предприятия имеют возможность расширить масштабы производства [1. c. 154]

Основываясь на мировом опыте, можно говорить о том, что во время наступление фазы зрелости предприятия, последующие инвестиции в расширение производства оказываются неэффективными, следовательно организациям стоит произвести смену объекта производства или осуществить перемещение своего производства в развивающиеся страны.

Инвестирование на стадиях возникновения и роста предприятия более рационально. Развивающаяся компания может поставить себе цель и стать лидером рынка, либо занять место в определенной нише, что особенно является привлекательным для руководства по определенным причинам. Во-первых, такие компании имеют ограниченное количество ресурсов в распоряжении, следовательно, ориентация на узкий сегмент рынка является разумным решением. Во-вторых, конкуренция принимает в большинстве случаев жесткие формы. В-третьи, соответствие навыков персонала только определенному сегменту рынка.

Успешно функционирующему предприятию соответствует активно увеличивающийся объем реализации продукции, что влечет за собой потребность в инвестициях, направленных на расширение производства. В таком случае прямое участие принимает структура финансового менеджмента, которая в дальнейшем определяет оптимальные темпы роста объема реализации, структуру денежных потоков, методы и способы инвестирования (путем собственных или заемных средств).

 

Выводы

Характерной особенностью инвестирования в расширения производства является модернизация предприятия по различным причинам. Так, инвестиционные проекты, основанные на рационализации, способствуют снижению издержек, инвестиции, в основе которых лежит цель переход на новую программу – приводят производство в соответствии с изменением объемов сбыта прежних видов продукции, инвестиции для диверсификации способствуют подготовке к корректировке программы сбыта, на которую прямое влияние оказывает выпуск новых продуктов или освоение новых сегментов рынка. Разделение между инвестициями в расширение производства и инвестициями с целью изменения производственной программы часто бывает затруднительным процессом, так как в большинстве случаев реализация одного вида инвестирования происходит одновременно с другим.

Инвестиции в расширение производства имеют место быть лишь тогда, когда реальными маркетинговыми исследованиями установлена явная возможность сбыта и конкурентоспособности производимой продукции. В таком случае следующим шагом становится разработка производственной программы, на основе которой вытекает потребность в дополнительных мощностях и новом оборудовании. Подтверждение инвестиционными расчетами рентабельности проекта расширения производства, влечет разработку в сбытовом подразделении предложений по рекламным мероприятиям, новым канала сбыта и т.д., что в итоге приведет к окончательной корректировке инвестиционного плана.

 

Использованные источники:

  1. Бирман,. Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман,. С. Шмидт,. Л. П. Белых.- М:. Банки и биржи:. ЮНИТИ, 2016. — 631 с.
  2. Биншток, Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие: моногр. / Ф.И. Биншток. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 208 c. 
  3. Бланк, И. А Инвестиционный менеджмент / И. А. Бланк.-К:. ИНТЕМ. ЛТД:. Юнайтед. Лондон. Трейд. Лимитед, 2017. — 448 с.
  4. Липсиц, И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017.- 320 c.
  5. Чернов, В.А. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», по спец. экономики управления (080100) / В.А. Чернов; Под ред. М.И. Баканов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 159 c.
  6. Чернов, В.А. Инвестиционный анализ. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМО. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / В.А. Чернов; Под ред. М.И. Баканова. — М.: ЮНИТИ, 2017. — 159 c.