Казахстан – крупнейшая и наиболее динамично развивающаяся с экономической точки зрения страна Центральной Азии, руководство которой стремится сделать Казахстан одной из наиболее развитых стран в мире. Для достижения этой цели власти Казахстана приступили к реализации различных реформ и к модернизации, охватывающей многие аспекты государственной политики, в том числе с учетом стандартов и принципов ОЭСР.
Уже сегодня в Казахстане реализован целый комплекс мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики, снижению негативных последствий воздействия внешних факторов и кризисных явлений, обеспечению макроэкономической стабильности. Посткризисное развитие казахстанской экономики, направленное на ее диверсификацию с привлечением, как бюджетных средств, так и многомиллиардных инвестиций, ставит перед финансовой системой ряд задач, решение которых обеспечит стабильное экономическое развитие. В числе важнейших — повышение эффективности и результативности использования бюджетных ресурсов, улучшение качества управления активами государства. В этом ряду стоит и реализация всех намеченных социальных и инновационных программ, финансируемых за счет средств государственного бюджета. Поставленные задачи мы сможем решить только консолидацией усилий всех участников бюджетного процесса, повышением эффективности работы как служб внутреннего контроля в государственных органах и квазигосударственном секторе, внешнего контроля в регионах, так и общественности.
Своевременные законодательные инициативы (в частности, новый Бюджетный и Налоговый кодексы Республики Казахстан), разрабатываемые Правительством, позволяют создать основу управления государством в новых условиях ориентирования на конечные результаты. Несомненно, уровень доверия к Правительству и государственным органам со стороны населения страны во многом зависит от конечных результатов, прозрачности принятия решений и выполнения социальных обязательств. В свою очередь, объективность оценки этой работы зависит и от уровня экономической и правовой грамотности участников бюджетного процесса.
В данной статье рассмотрены сущность и особенности государственного бюджета Республики Казахстан, выделены основные проблемы государственного контроля исполнения бюджета и предложены пути их решения.
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
В государственном бюджете реально воплощен принцип финансовой централизации, который осуществляется государством [1]. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать запланированные темпы и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики в целом.
Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом, существование государственного бюджета не результат субъективного желания людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства В 2009 году в Республике Казахстан впервые был принят трехлетний бюджет, который стал базой новой системы государственного бюджетного планирования. Бюджетирование, ориентированное на конечный результат, предполагает формирование среднесрочного бюджета с целью планирования достижения стратегических целей на период, превышающий один год. Многолетнее бюджетирование позволяет решать такие задачи, как установление соответствия законодательных решений среднесрочной и долгосрочной стратегии государства, обеспечение преемственности бюджетного процесса и повышения фискальной дисциплины, повышения прозрачности и эффективности бюджетного процесса.
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. В Бюджетном кодексе Республики Казахстан в бюджетную систему включается Национальный фонд.
Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. Как правило, источником доходов являются налоговые поступления, а также полученные официальные трансферты, то есть средства, полученные от нижестоящих органов государственного управления и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).
Так как основной функцией государственного бюджета является контроль, то важную роль при этом выполняет государственный финансовый контроль.
В настоящее время главными системообразующими факторами мировой экономики, определяющими ее целостность и единство, выступают научно-технический прогресс, интернационализация и глобализация всей хозяйственной деятельности, активное использование рыночных инструментов. Создание работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед развитыми странами, в том числе и Республики Казахстан [2].
Более чем десятилетняя практика казахстанского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкого уровня финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, отсутствия в стране слаженной, четко функционирующей единой системы государственного финансового контроля. До настоящего времени не выработана единая политика в области государственного финансового контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая база, отсутствует координация деятельности в этой сфере.
Реальной угрозой экономической безопасности стало масштабное нецелевое и неэффективное использование государственных денежных и материальных ресурсов, махинации по их изъятию и зачастую прямое хищение, коррупция. Масштабы выявляемых органами финансового контроля нарушений требований бюджетного, налогового, таможенного и иного законодательства свидетельствуют о том, что угроза экономической безопасности в связи с ростом фактов нецелевого и необоснованного расходования бюджетных средств и активов государства становится все более ощутимой. К негативным явлениям в процессе организации финансовой дисциплины деятельности нашей страны также относится увеличение числа ошибок и злоупотреблений, допускаемых при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов государства.
Имеет место проблема нерационального, неэкономного и неэффективного использования государственных средств, что отрицательно сказывается на финансовой и экономической устойчивости государства. Существенная проблема непосредственного освоения бюджетных средств — обеспечение своевременной организации и проведение конкурсных процедур по государственным закупкам. Данная проблема негативно сказывается на равномерном и полном освоении средств бюджета [3]. В итоге многие социально и экономически значимые программы остаются неисполненными, а в отдельных случаях – это способствует их перераспределению на другие цели, использованию неэффективно и необоснованно.
В Республике Казахстан высшим органом государственного финансового контроля является Счетный комитет, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту РК, который осуществляет внешний контроль и оценку исполнения республиканского бюджета, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов и другое.
В качестве решения вышеуказанных проблем предлагаются следующие пути их решения (см. рисунок 1).
Также основным недостатком существующей ныне в Казахстане модели является отсутствие глубокого анализа и изучения положения дел на объектах контроля из-за несогласованных подходов и неотработанных до конца методик, что порождает возможность появления дублирования и пробелов в процессе контроля.
Рисунок 1 – Дерево проблем государственного финансового контроля и пути их решения
В настоящее время в казахстанской системе государственного финансового контроля существует ряд проблем:
- отсутствие целостности и системности контрольной деятельности государства;
- несовершенство законодательной базы;
- отсутствие координации в работе различных органов контроля;
- кадровое обеспечение;
- низкая активность государственных органов финансового контроля в налаживании и расширении международного сотрудничества.
Предлагаются следующие пути решения проблем:
- внесение необходимых изменений и дополнений в административный и уголовный кодексы по установлению ответственности за нарушения бюджетного законодательства;
- правильная координация деятельности государственного контроля;
- налаживание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников контролирующих органов;
- установление активного и плодотворного международного сотрудничества в сфере финансового контроля.
Больше всего средств из госбюджета направлено на социальную помощь. В пятерку приоритетных направлений по затратам вошли также сферы образования и здравоохранения, обслуживание долга и транспорт
В текущем году затраты государства значительно возросли. Вместе с ростом затрат Нацфонда значительно увеличились расходы государственного бюджета. За январь-август 2019-го прирост составил 17,6% за год, до 8,4 трлн тенге. Для сравнения: по итогам аналогичного периода годом ранее затраты госбюджета составляли 7,1 трлн тенге, при снижении на 16%. Такие данные приводит ranking.kz. [6]
Больше всего средств было направлено на социальную помощь и социальное обеспечение: сразу 27,3% от общей суммы затрат (годом ранее — 25,1%). Немалая часть также направляется в сферу образования (1,5 трлн тенге, или 17,6% от общей суммы) и здравоохранения (9,4%, или 787,4 млрд тенге).
В пятерку приоритетных направлений по затратам госбюджета вошли также обслуживание долга (6,4%, или 538,3 млрд тенге) и транспорт и коммуникации (6,2%, или 521 млрд тенге).
Основной причиной роста затрат госбюджета является увеличение расходов на социальную помощь и социальное обеспечение. За январь-август текущего года затраты, направленные на соцпомощь, составили 2,3 трлн тенге — на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года (1,8 трлн тенге). Это максимальный рост в аналогичном периоде за все время.
При этом с сентября текущего года изменены правила назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи (АСП). По состоянию на 15 августа текущего года адресной социальной помощью охвачено 1,8 млн казахстанцев. Наибольшее количество получателей пособия проживает в Туркестанской области (498,7 тыс. чел.), Алматинской области (225,4 тыс. чел.) и в Шымкенте (216,3 тыс. чел.). Порядка 42% получателей пособия — городские жители, 58% — сельчане. На 1 августа АСП выплачено на сумму 103 млрд тенге. Средний размер выплаты на одну семью составил 86 тыс. тенге в месяц, сообщает Министерство труда и социальной защиты населения РК.
Тем временем государство продолжает бороться с нарушителями, которые незаконно получают АСП. При назначении АСП наиболее распространенным нарушением является сокрытие доходов и повторное получение соцпомощи путем регистрации по временному месту пребывания.
По состоянию на конец второго квартала текущего года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 4,3%. При этом в шести регионах страны доля превышает среднереспубликанское значение. К примеру, в Туркестанской области доля населения с доходами ниже прожиточного минимума равна 11,2%, в Жамбылской и Северо-Казахстанской — 5,8% и 5,1% соответственно.
К сведению: пять лет назад доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла всего 2,9%. По итогам 11 месяцев 2020 года 122 млрд тенге из республиканского бюджета еще неосвоены. Об этом в Правительстве сообщил министр финансов, передает «Хабар 24». По словам Ерулана Жамаубаева, основная сумма неосвоений приходится на центральные госорганы, в частности на пять Министерств. Глава ведомства назвал и причины — длительные конкурсные процедуры, а в отдельных случаях и судебные разбирательства. Кроме того, целевые трансферты в размере свыше 2 трлн тенге в этом году выделили регионам. Из которых более 50 млрд пока не освоены. Большая часть этой суммы приходится на столицу, Алматы и западные регионы. По некоторым бюджетным программам сохраняется риск не освоить деньги вовремя, отметил глава ведомства. Добавим, в качестве дохода в госбюджет с начала года поступило 8 трлн тенге. [7]
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон о республиканском бюджете на 2021-2023 годы. Об этом сообщает Акорда.
Ранее парламент республики принял проект закона «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы» и отправил его на подпись главе государства.
По предложению сената, поддержано увеличение расходов в 2021 году на 15,2 млрд тенге, в 2022 году – на 4,7 млрд тенге. Финансирование увеличения расходов будет осуществляться за счет перераспределения средств, которые были предусмотрены в резерве правительства.
Как сообщалось, проект бюджета сформирован с учетом прогноза социально-экономического развития на указанный период.
По данным министра национальной экономики Казахстана Руслана Даленова, реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 2,8% в 2021 году, 3,7% – в 2022 году и 4,6% – в 2023 году.
Цена на нефть заложена в $35 за баррель в 2021-2023 годах с учетом консервативного подхода.
По данным Миннацэкономики, доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) составят в 2021 году 6 трлн 926 млрд тенге, в 2022 году – 8 трлн 566 млрд тенге, в 2023 году – 9 трлн 217 млрд тенге.
Поступления по прогнозам составят в 2021 году 11,4 трлн тенге, в 2022 году – 11,8 трлн тенге, в 2023 году – 12 трлн тенге.
Расходы прогнозировались в 2021 году в объеме 14 трлн 49 млрд тенге, в 2022 году – 13 трлн 873 млрд тенге, в 2023 году – 13 трлн 889 млрд тенге.
Дефицит республиканского бюджета к ВВП на 2021 год составит 9,1%, в 2022 – 6,3%, в 2023 – 5,5%….[8].
На каждом этапе развития Казахстана как независимого государства ставилась цель — достижение прозрачного, эффективного и стабильного бюджета, обеспечивающего в максимальной степени нужды населения и качественное выполнение государственных услуг и функций. Эффективное использование бюджетных средств может быть достигнуто не только фискальными мероприятиями, но и повышением логистики бюджетного процесса. Одним из механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическую и социальную политику, является бюджетная система. Через нее мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для решения экономических и социальных проблем общества, обеспечения выполнения государством возложенных на него функций и задач.
В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050» Новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев одним из важных приоритетов модернизации макроэкономической политики назвал совершенствование бюджетной политики: «…даже самые современные объекты становятся бременем для бюджета, если требуют расходов на поддержание, но не приносят доходов и не решают проблем граждан страны» [9]. Формирование принципиально новой системы государственного планирования позволяет формировать бюджет исходя из целей и задач государственной политики и осуществлять распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных программ с учетом достижения конкретных результатов в соответствии со стратегическими целями, задачами, приоритетами. Эти вопросы находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых. Вместе с тем, именно проблемы совершенствования бюджетных процессов в системе государственного управления Республики Казахстан, остаются не до конца решенными
Литература
- Бюджетный Кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV.
- Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система Казахстана: становление и развитие. — Астана,
- Утибаев Б.С., Жунусова Р.М., Саткалиева В.А. Государственный бюджет: Учебник. – Алматы: Экономика
- Спанова Б. К. «Теория государственного управления» Учебное пособие Караганда КЭУК 2014 г. 198 стр.
- Жетписбаева М.К. Гимранова Г.И. Байгуренова М.А идр. «Взаимодействие государства и общества на современном этапе». Монография Караганда, издательство КЭУК, 2016. 169ст.
- ranking.kz.
- www.24.kz
- https://kursiv.kz/news/ekonomika/2020-12/tokaev-podpisal-zakon-o-byudzhete-kazakhstana-na-2021-2023-gody Kursiv.kz.
- Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. (2012) Стратегия «Казахстан – 2050» Новый политический курс состоявшегося государства» //www.akorda.kz/