Гиперконкуренция как современная среда функционирования предприятия

13 февраля 11:53

УДК 330.322

В рыночных условиях экономики наблюдается тенденция перехода большинства компаний с рынков с умеренной конкуренции на рынках с гиперконкуренцией, где их позиции находятся в агрессивном противоречии между собой. Данные рынки прежде всего включают высокотехнологические отрасли производства, к которым относятся компьютеры, мобильные телефоны, микропроцессоры, телекоммуникации, программные продукты. К данному сектору производства характерна постоянное увеличение глобально действующих потребителей и сбытовых посредников.

Возникновение рынков с гиперконкуренцией и вытеснение ими рынков с умеренной конкуренцией связано с глобализацией рынка, ослаблением их регулирования, снижением жизненного цикла технологий, появлением новых технологий, которые снижают барьеры при входе на рынок как новых конкурентов, так и конкурентов, имеющих стабильную позицию в других отраслях производства.

Гиперконкуренция имеет ряд отличительных признаков, которые отличают его от умеренной конкуренции.

И так, гиперконкуренция одновременно охватывает несколько областей, важнейшими из которых выступают издержки, качество, сроки, «ноу-хау», создание рыночных барьеров, укрепление финансового положения. Данные сферы конкуренции и ранее были в центре внимания у менеджеров компаний. В условиях же гиперконкуренции менеджмент не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных параметров, всех их необходимо учитывать одновременно.

Гиперконкуренции характерен многоаспектность, которая может протекать на разных уровнях, таких как товарный рынок, область ресурсов, между различными предпринимательскими концепциями, в составе объединения предприятий, когда компания борется с соперниками не в одиночку, а заключив союз с другими производителями, поставщиками, партнерами по кооперации, торговыми посредниками и другие.

Гиперконкуренции присущ динамизм развития рынка, которая предполагает, что положение конкурентов и расстановка сил изменяются с возрастающей скоростью. В динамике рынка наблюдается непрерывное проникновение новых и уходе старых конкурентов с рынка, появление новых видов услуг, которые существенно отличаются от существующих, большое количество слияний и покупок предприятий. Поэтому составление прогнозов на будущее становится все труднее и проблематичнее, а также их сроки становятся короче.

В условиях гиперконкуренции наблюдается растущая агрессивность участников рыночного соперничества. Поведение предприятий носит менее миролюбивый характер. Предприятием и его конкурентами ведутся прямые атаки для ослабления их положения, причем с нарушением правовых установок. Цель подобной враждебности заключается в нарушении равновесия конкурентных сил соперника. Компании для данных атак обычно используют агрессивную политику цен (скидки, акции).

К гиперконкуренции характерны движущие силы, к которым относятся пять основных факторов, такие как глобализация мировой экономики, поляризация рынков, процесс размывания отраслевых границ, рост технизации, процесс дерегулирования рынков.

Глобализация мировой экономики постоянно растет в двух направлениях: сфера предложение и гомогенизация спроса.

В сфере предложения наблюдается постоянный рост предложения со стороны глобально оперирующих поставщиков продукции на основе международного разделения труда.

По пути гомогенизации спроса характерен постоянный рост числа глобальных потребителей и сбытовых посредников. Увеличивается спрос на стандартную и унифицированную продукцию.

Поляризация рынков выражается в том, что одни потребительские сегменты все больше отдают предпочтение качественной и дорогой продукции, а другие — самой дешевой, игнорируя продукцию среднего достоинства.

Процесс размывания отраслевых границ, который осуществляются путем стирания границ между разными отраслями, а также размыванием внутриотраслевые границы за счет слияний и поглощений.

Рост технизации предполагает активное распространение информационных и коммуникационных технологий, что позволяет создавать мощные информационно-коммуникационные сети.

Усилиление процесса дерегулирования рынков, вызванный, в частности, растущей приватизацией государственных предприятий и ликвидацией монополий.

Таким образом, учитывая проведенный анализ в области теории, можно сказать, что гиперконкуренция представляет собой такую ситуацию, когда компании во всей большей степени подвергаются совокупному воздействию ранее изолированных друг от друга конкурентных факторов, что ведет к возникновению многоаспектной, динамичной и агрессивной конкуренции.

Литература


  1. Брун Манфред Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление//Сайт об управлении http://vasilievaa.narod.ru/ptpu

References


  1. Bruhn, Manfred Hypercompetition: characteristics, driving forces and management//Site management http://vasilievaa.narod.ru/ptpu