ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ МСФО НА ПРАКТИКЕ В ОТРАСЛИ КОФЕ И КОФЕЕН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

21 мая 12:22

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – список стандартов и интерпретаций, изложенный Фондом МСФО, и включающий в себя все стандарты финансового учета, разработанные и принятые Советом по Международным стандартам финансовой отчётности (СМСФО). Другими словами, это документы, раскрывающие требования к содержанию бухгалтерской информации и методологии получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, разрабатываемые и публикуемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. С целью изучения проблем применения стандартов МСФО в изучаемой сфере проанализируем текущее положение отрасли кофе и кофеен в настоящее время [1].

Сегодня кофейная индустрия России находится на подъеме. Кофейный бизнес не только развивается и расширяется, но и совершенствуется. Согласно современным маркетинговым исследованиям численность людей, употребляющих кофе, в России увеличивается с каждым годом. Причем эта тенденция активно развивается не только в столице, но и далеко за ее пределами. 

В 2016-2017 гг. в крупнейших городах страны наблюдался значительный рост количества кофеен. Этот факт в свою очередь вызвал резкое увеличение объема импорта кофе в Россию – на 18 % в сравнении с 2015 годом. Надо отметить, что с падением уровня доходов населения для некоторой части жителей страны кофейни стали восприниматься как место отдыха, в котором существенно сокращались их расходы, что привлекло внимание к кофейням значительной части населения. В мегаполисах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани и других городах рост интереса к кофейням во многом определило развитие регионального туризма.

За 2018 год количество кофеен в городах с населением свыше 1 миллиона человек выросло на 17 % (до 4 400 точек), а их посещаемость — на 12 %. В настоящее время лидером по количеству открытых кофеен – 1 908 точек – является Москва. Здесь объем рынка составляет около 23 миллиардов рублей. На втором месте находится Санкт-Петербург с 825 кофейнями и объемом рынка в 7 миллиардов рублей [3].

В крупных городах значительно активизирован рынок кофеен формата «кофе с собой». Наибольшее количество посетителей кофейни собирают в будни по утрам и в обеденное время. Их клиентами являются студенты, сотрудники ближайших соседних компаний и офисов, для которых потребление кофе вошло в привычку.

В последнее время в крупнейших городах страны (за исключением Ростова-на-Дону) преобладают кофейни формата base – это так называемые «монокофейни» и кофе навынос; в большинстве городов такие кофейни вытеснили классический формат – кофейни полного цикла с посадочными местами и питанием.

Следует повторить, что за последние 5 лет рынок кофе в России значительно вырос. По подсчетам аналитиков The NPD Group треть чеков в заведениях содержат позицию «кофе». По статистике потребления напитка россияне пьют кофе в заведениях чаще, чем в Италии и Франции.

По информации MarketMedia все участники рынка утверждают, что кофейный рынок в России имеет реальные возможности к росту. Однако, прогнозы объема увеличений довольно разнятся. Так, портал Allegra World Coffee Portal рассчитывает на рост рынка кофе в 6,5% ежегодно до 2023 года. По расчетам Knight Frank предполагается, что за 10 лет рынок кофе в России может вырасти как минимум в 8 раз и достигнет 1 трлн. рублей. А в самой крупной российской сети Coffee Like планируют за 3 года увеличить выручку сети почти в 10 раз – от 1,35 млрд до 12,86 млрд рублей [2].

Таблица 1. Топ-10 сетей кофеен в России













Название, владельцы

Сколько точек сейчас (сент. 2019)

Сколько было открыто за 2018 год

Сколько было открыто с начала 2019 года

Coffee Like

594

+297

+203

ГК «Шоколадница», владеет сетями «Шоколадница», «Кофе Хауз»

526

+72

+34

«Бодрый день»

170

+46

+27

Coffee Way

167

+50

+17

Starbucks*

141

+9

Нет данных

Cofix

137

+70

+36

Traveler’s coffee

101

+11

+3

McCafe *

96

+1

Нет данных

Love Coffee

87

+38

+17

Coffeeshop Company*

83

-9

Нет данных

Источник: данные компаний, *Оценка Allegra World Coffee Portal

Рассмотрим топ-10 федеральных сетей кофеен по количеству открытых заведений. В таблице 1 представлены крупнейшие сети кофеен в России. Четыре из десяти представленных компаний – это классические кофейни (с посадочными местами и питанием), остальные 70% — представители сегмента «кофе с собой». Компании Starbacks, McCafe, ГК «Шоколадница» (в ее состав в 2018 году вошли кофейни CoffeeShop Company), Cofix, Coffee Like, Traveler`s coffee являются международными или имеют филиалы за пределами РФ. С большой уверенностью можно утверждать, что головные (или управляющие) компании этих кофейных брендов при формировании отчетности используют международные стандарты (МСФО). Те же компании, чьи торговые точки функционируют только в России, имеют право не применять формы отчетности МСФО и работать по формам отчетности РСБУ.

Необходимо отметить, что среди тенденций развития отрасли кофе и кофеен в первую очередь наблюдается рост сегмента take away. При этом сегодня приобретает гораздо большее значение в России, чем, например, 5 лет назад фактор узнаваемости кофейного бренда и стаканчика. Кроме того, наблюдается значительный рост формата кофеен по фиксированной цене. Надо сказать, что они, по сути, не столько конкурируют со средним сегментом, сколько расширяют, увеличивают количество постоянных гостей и знакомят их с культурой кофе.

В 2018 году совокупный объем рынка кофеен в России составил 32,2 млрд. руб. Эти данные представлены исследованиями Business planner. Лидирует в этом списке Москва, за ней второй крупнейший город – Санкт-Петербург, затем Екатеринбург, Казань и Новосибирск.

С начала 2019 года крупные сети, в том числе Costa Coffee и агрегаторы начали тестирование доставки горячего кофе. Следует отметить, что по результатам тестирования в России начала набирать обороты доставка кофейных напитков. По словам бренд-директора сети британских кофеен Costa Coffee Станислава Коллавини в будущем эксперты прогнозируют в России активное развитие данного формата [4].

Рисунок 1. Объем рынка кофеен в РФ, 2018 г., млн. руб.

В конце 1990-х — начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения. Они во многом были предопределены Программой реформирования бухгалтерского учета. В целях установления приоритетных направлений развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Приказ Министерства финансов от 1 июля 2004 г. № 180).
Проблемы применения в отрасли кофе и кофеен стандартов МСФО на практике состоят из нескольких аспектов. Наибольшую сложность перехода России на стандарты МСФО представляет постоянное реформирование экономической системы и стандартов финансовой отчетности, начатых в конце XX века.

В период с 2004 по 2010 гг. предполагались следующие этапы реализации данной Концепции:

В 2004—2007 гг. предполагался обязательный перевод на международные стандарты финансовой отчетности консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, за исключением тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признанным стандартам. Кроме того, предполагалось утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.

В 2008—2010 гг. намечался обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по международно признанным стандартам.

Однако основные положения, заложенные в Концепции, до сих пор не выполнены. Причиной этому является наличие факторов, препятствующих массовому переходу на международные стандарты финансовой отчетности.

Надо сказать, что, начиная с 2010 г., процесс реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в России значительно активизировался.

При введении отчетности по стандартам МСФО для функционирования предприятий кофейной отрасли возникли определенные проблемы. Приходится принять во внимание тот факт, что в Российской Федерации для некрупных сетевых предприятий на кофейном рынке просто отсутствует реальная необходимость ведения отчетности по МСФО и достаточно ведения отчетности в рамках стандартов РСБУ. Это обусловлено тем, что довольно большая доля игроков в сегменте кофе не имеет филиалов за рубежом, не котируется на биржах и не попадает под требования, согласно которым осуществлять отчетность надлежит по стандартам МСФО.

В заключение хотелось бы отметить, что для кофейных компаний переход на международные стандарты финансовой отчетности может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным факторам внедрения МСФО можно отнести следующие: повышение прозрачности в работе компаний кофейного рынка, улучшение сопоставимости показателей в работе компаний и, следовательно, — увеличение возможностей для анализа их деятельности, а также облегчение доступа к международным рынкам капитала. Среди отрицательных аспектов перехода к отчетности по стандартам МСФО можно отнести определенную сложность перехода с РСБУ на МСФО, рост управленческих затрат на ведение параллельного учета по национальным и международным требованиям, трудности трансформации бухгалтерской отчетности и другие.

Однако, необходимо подчеркнуть, что положительные факторы перехода на МСФО все же преобладают над отрицательными. Так, переход крупных компаний на МСФО отразится на структуре рынка труда бухгалтерских и финансовых услуг, значительно увеличится потребность в специалистах по международным стандартам финансовой отчетности.

Надо признать, что переход кофейной отрасли к составлению отчетности на основании МСФО должен стать важным шагом на пути обеспечения открытости и прозрачности в работе российских кофейных компаний, повышения их конкурентоспособности, снижения стоимости привлекаемых ими заемных средств. Эти аргументы становятся доминирующим фактором в пользу перехода российских компаний к составлению отчетности по стандартам МСФО.

Переход на МСФО – это неоднозначный и довольно сложный процесс, который должен проходить в обязательном соответствии с темпами развития экономической реальности в России и соотноситься с готовностью действующей системы бухгалтерского учета и бухгалтеров-практиков к соответствующим новациям.

Использованные источники:

  1. Международные стандарты финансовой отчетности: сайт Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Международные _стандарты_финансовой_отчетности (дата обращения: 11.11.2019)
  2. Россияне «не допивают» кофе на 1 трлн рублей: сайт Knight Frank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.knightfrank.ru/news/Россияне-«не-допивают»-кофе-на-1-трлн-рублей-013092.aspx (дата обращения: 05.11.2019)
  3. McDonald’s откроет рестораны только для доставки. Как это изменит рынок еды?: сайт Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/376555-mcdonalds-otkroet-restorany-tolko-dlya-dostavki-kak-eto-izmenit-rynok (дата обращения: 08.11.2019)
  4. Обзор российского рынка кофе. Хороший черный – крепкий черный: сайт Российский продовольственный рынок. [Электронный ресурс]. URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=2474 (дата обращения: 08.11.2019)