АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗОВАННОЙ В 2018 ГОДУ

4 июня 4:01

На сегодняшний день налоговая политика играет одну из ключевых ролей в структуре экономической политики государства, так как содержит основные аспекты формирования сбалансированной налоговой системы государства, направленной на стимулирование накопления и рационального использования национального богатства страны, а также гармонизацию интересов экономики и общества, способствуя социально-экономическому прогрессу.

По состоянию на 2018 год основным документом, регламентирующим направления налоговой политики в Российской Федерации, является документ Министерства финансов «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

На наш взгляд, основными вопросами фискальных взаимоотношений, обозначенными в данном документе, являются налоговая нагрузка и теневой сектор экономики, так как данные факторы оказывают влияние на население страны в целом.

В рамках статьи мы предлагаем рассмотреть указанные проблемы подробнее.

Мы проанализировали статистику в отношении коэффициента налоговой нагрузки за последние несколько лет на основании данных Министерства финансов Российской Федерации [1]. (Таблица 1)

Год

2013

2014

2015

2016

2017

Уровень налоговой нагрузки

 

34,42%

 

33,8%

 

31,83%

 

32,31%

 

33,1%

Таблица 1. Уровень налоговой нагрузки на экономику РФ за период 2013-2017 гг.

Динамика коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщиков показала, что налоговая нагрузка в последние три года имеет тенденцию к увеличению, что вызывает негативную реакцию населения, так как высокая фискальная нагрузка дестимулирует развитие бизнеса и заставляет предпринимателей уходить в тень, а обычное население скрывать свои доходы.

В Основных направлениях налоговой политики обоснованно встал вопрос о стремлении к неповышению налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков. [2] Однако на практике можно увидеть, что одновременно с постановкой данной цели, государство прибегает к таким налоговым маневрам, которые в конечном итоге только повышают уровень налоговой нагрузки на экономику.

Например, в первой половине 2018 года правительство вернулось к обсуждению налоговой реформы, которая заключается в снижении страховых взносов работодателя (с 30 до 22%) и одновременно с этим — повышении НДС (с 18 до 22%).

Схема «22−22» нацелена на снижение налоговой нагрузки для определенных отраслей. Компании с высокой долей человеческого труда несут большую нагрузку по страховым взносам, что сдерживает их развитие. Это компании, занятые в IT, креативных сферах и научной деятельности. Однако сбалансировать бюджет предлагается повышением НДС, что приведет к увеличению расходов граждан — при таком маневре цены вырастут быстрее уровня дохода, что это может ухудшить финансовое положение многих граждан и приведет к росту недовольства.

В июне 2018 года правительство отказалась от данного проекта, так как его принятие оказало бы серьезное влияние на уровень инфляции. Однако был выдвинут новый проект, которые предполагает повышение НДС на 20%, что по-прежнему оказывает негативное влияние на фискальную нагрузку населения и противоречит поставленной в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» цели.

Также необходимо рассмотреть вопрос налогового маневра в нефтяной отрасли, который основывается на снижение экспортных пошлин на нефтепродукты и, одновременно увеличение налога на добычу полезных ископаемых. На наш взгляд, налоговый маневр негативно скажется на компаниях, у которых нет возможности до того, чтобы обеспечить сырьем собственные перерабатывающие мощности. Такие компании вынуждены покрывать недостаток внутренними закупками, а цены на нефть на внутреннем рынке неизбежно вырастут после снижения экспортных пошлин. Кроме того, подобный маневр может повлечь за собой повышение цен на бензин, что также затронет большинство населения страны.

В этой связи, основным предложением по урегулированию сложившейся ситуации, на наш взгляд, является реализация принципа фискальной нейтральности путем сохранения номинальных ставок, так как реформы государства по оптимизации налогового бремени на данный момент только его увеличивают.

В отношении теневого сектора экономики представляется необходимым отметить тот факт, что доля данного сектора по состоянию на 2017 год, по данным Международного валютного фонда составляет 33,7% от ВВП, что сопоставимо с показателями стран Африки, Пакистана и значительно выше показателя стран Европейского союза, где доля теневой экономики в среднем находится в интервале 7-15% от ВВП.[3] Также, согласно исследованию Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА), Россия вошла в пятерку крупнейших теневых экономик, заняв четвертое место в рейтинге, куда включены 28 стран.[4] Данные факты подтверждают необходимость снижения доли теневого сектора в экономике страны.

В документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрен ряд мер по борьбе с теневой экономикой, которые на данный момент законодательно утверждены и находятся на стадии практического внедрения, в частности:

  • Полный охват розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС, повышая прозрачность финансовых операций организаций;
  • Запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении. Единый реестр ЗАГСов позволит ФНС выявлять взаимозависимость физических лиц по признакам родства (в том числе бывших супругов, родителей и так далее), на которых налогоплательщики часто оформляют свое имущество, для того чтобы скрыть истинные размеры своего дохода.

В отношении данного вопроса мы также хотели бы предложить несколько мер, дополняющих существующие направления совершенствования налоговой в сфере борьбы с теневым сектором экономики:

  • Оптимизировать информационный обмен между налоговыми органами и другими государственными органами с помощью ресурса Интернет.

Данная мера призвана повысить прозрачность деятельности организаций путем получения сотрудниками ФНС информации от других органов, которые получают данные о действиях организации быстрее, и своевременно устранить недобросовестные действия.

  • Наряду с лекарственными препаратами и меховыми изделиями маркировать другие группы товаров, например, электронную технику, алкогольную продукцию в целях снижения оборота контрафактной продукции в России.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют противоречия в действиях государства и поставленных им целях по отношению к фискальной нагрузке на экономику России, которые необходимо устранить в целях оптимизации и повышения эффективности существующей налоговой политики, а также необходимость расширения мер по борьбе с теневым сектором экономики.

Использованные источники:

  1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 17.06.2018)
  2. Проект «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс] // URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 17.06.2018)
  3. Годовой отчет МВФ 2017 [Электронный ресурс] // URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2017/eng/pdfs/AR17-RUS.pdf (дата обращения: 17.06.2018)
  4. Исследование Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров о теневой экономике [Электронный ресурс] //URL:http://www.accaglobal.com/content/dam/ACCA_Global/Technical/Future/pi-shadow-economy.pdf (дата обращения: 17.06.2018)