В современном мире наступила эра цифровизации экономики, происходит переход к пятому и шестому технологическому укладу, а это значит, что нематериальные активы все больше становятся реальной экономической силой, способной сделать предприятие лидером целой отрасли. Это отчетливо видно на примере компаний информационной сферы, когда обладание информационным или программным продуктом делает компанию конкурентоспособной не только на национальном, но и на международном рынке. Многие фирмы полностью ориентируются на производство нематериальных продуктов − будь то программное обеспечение или компьютерные игры и имеют огромные обороты. Информатизация и новые технологии, автоматизация бизнес-процессов и производства входят в активную практику большинства развитых и инновационно-активных предприятий, именно это и обеспечивает им устойчивость на рынке, снижение себестоимости и повышение качества производимой продукции. Нематериальные активы сегодня – не исключение из правила, а необходимое условие успешного существования фирмы.
Понятие нематериальных активов в современной науке в целом разнородно. Отсутствие четких децинаций данного понятия является существенной теоретико-методологической проблемой. Часть исследователей рассматривает нематериальные активы с позиции текущего актуального законодательства, в том числе – о бухгалтерском учете. Часть обращается к международным стандартам бухгалтерского учета. Некоторые исследователи рассматривают нематериальные активы шире, с позиции экономики в целом, идентифицируют данное понятие с точки зрения социально-экономического явления и ассоциируют с интеллектуальным капиталом предприятия. Проведем исследование текущих представлений о понятии нематериальных активов в современной научной среде.
В Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы» под нематериальными активами понимаются технические или научные знания, внедрение и проектирование новых систем или процессов, интеллектуальная собственность, а также знания о рынке и торговые марки (т.е. бренды). Однако, международные стандарты не относят гудвилл или деловую репутацию к нематериальным активам. В международной практике учета гудвилл учитывается по стандарту (IFRS) 3 «Объединения бизнесов».
В России функционируют Правила Бухгалтерского учета (ПБУ), которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. В ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» отражено, что деловая репутация входит в состав нематериальных активов, но интеллектуальные и профессиональные качества персонала в рамках НМА не учитываются по российскому законодательству. Между тем, квалификация персонала, его уровень, опыт, знания и навыки явно относятся к интеллектуальному капиталу фирмы. Тем не менее, с методологической точки зрения бухгалтерского учета, амортизировать, учитывать и оценивать деловые и интеллектуальные качества персонала достаточно трудно. Эта проблематика в настоящий момент разрабатывается различными учеными и является достаточно дискуссионным вопросом. С одной стороны, фактор квалификации и интеллектуального уровня персонала существенным образом влияет на развитие компании (особенно это касается предприятий IT-сферы), а с другой методологической практики в этой сфере практически не существует, поскольку проблемным является количественный учет интеллектуального капитала, если он не может быть выражен в стоимостной оценке.
В американских стандартах учета ГААП США регулирование нематериальных активов осуществляется в рамках норм SFAS №142 «Гудвилл и другие нематериальные активы», SFAS No144 «Учет обесценения или отчуждения долгосрочных активов», FASB №2 «Качественные характеристики учетной информации» и SAB №99 «Существенность»[1]. Эти стандарты учитывают в рамках нематериальных активов и гудвилл (репутацию), и уровень квалификации сотрудников. Причем, в американской практике срок службы НМА может составлять менее 12 месяцев, тогда как в российской практике 12 месяцев – минимальный срок, который позволяет относить активы к нематериальным.
Е.Н. Стрижакова считает, что «под нематериальными активами следует понимать источники для повышения эффективности деятельности предприятия, имеющие невещественную основу». Автор полагает, что нормы учета и определения, приводимые в США являются наиболее полными, и с этим необходимо согласиться. Однако пока международные и российские стандарты учета не позволяют включить в НМА гудвилл и квалификацию персонала.
Т.Е. Ларина отмечает, что «в бухгалтерском смысле нематериальные активы представляют собой идентифицируемые нематериальные активы, т.е. права собственности на интеллектуальную собственность». В соответствии с мнением автора, НМА должны обладать параметром четкой идентификации.
А.Е. Майорова и С.А. Баронин отмечают, что «нематериальные активы–это условная стоимость промышленной и интеллектуальной собственности и другие имущественные права, на которые распространяется право собственности предприятия, они используются в течение длительного периода (свыше 1 года) и приносят доход»[2].
В соответствии с ГК РФ и ПБУ, в России нематериальным активам присущи следующие признаки:
- Подконтрольность организации;
- Объект НМА приносит экономическую выгоду;
- Объект может быть отделен от иных объектов и идентифицирован;
- Предназначен для использования в течение длительного периода свыше 12 месяцев;
- У объекта отсутствует материально-вещественная форма;
- Первоначальная стоимость объекта может быть достоверно определена[3].
О.Г. Сорокина отмечает, что «значение дефиниции «нематериальные активы» включают знания, интеллектуальный потенциал, систему его оценки, также нематериальные результаты деятельности работников»[4]. Таким образом, автор включает в понятие нематериальных активов квалификацию работников. А вот Е.Н. Кинторяк напротив, считает, что «нематериальные активы это группа невещественных объектов, но имеющих стоимостную оценку. Личные качества персонала организации (интеллектуальные и деловые), квалификация и способность к труду к нематериальным активам не относятся». В целом, существуют определенные разночтения, которые относятся к включению в НМА активов гудвила по международным стандартам (по российским гудвил входят в НМА, потому у отечественных ученых нет разночтений в этом вопросе). Часть исследователей также не включают в НМА квалификацию и опыт персонала, отделяя интеллектуальный капитал персонала фирмы от понятия нематериальных активов.
Таким образом, по результатам оценки различных подходов к определению сущности понятия «нематериальные активы» можно сделать следующие выводы.
Нематериальные активы являются средствами, которые отражают стоимость права собственности компании на объекты интеллектуальной собственности, исследований, разработок, патентов, товарных знаков и марок, гудвила (деловой репутации), результаты НИОКР, лицензии, опытно-конструкторские разработки и т.д. Нематериальные активы обладают рядом признаков, в частности, по российскому праву это невещественная форма, возможность определения первоначальной стоимости, возможность приносить доход компании, срок использования свыше 12 месяцев, возможность идентификации и подконтрольность компании. Между тем, в международной практике США уровень квалификации и интеллектуальный капитал персонала также включаются в состав нематериальных активов предприятия. Представляется, что такой подход является принципиально важным, однако, в российской практике нет законодательного закрепления такой нормы и методических разработок по оценке, амортизации, учету данного вида нематериальных активов.
В целом, в теории и практике экономики, бухгалтерского учета намечена тенденция переосмысления понятия и сущности нематериальных активов, что вероятно приведет в будущем к расширению трактовки данного термина и изменению методологии учета, оценки и амортизации отдельных видов нематериальных активов.
Список литературы
- Кинторяк Е.Н. Экономико-правовые аспекты исследования интеллектуального капитала // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2016. № 5-1. С. 92-95.
- Ларина Т.Е. Понятие и состав нематериальных активов как объекта бухгалтерского учета // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2017. № 1 (147). С. 82-87.
- Майорова А.Е., Баронин С.А. Анализ понятия нематериальные активы согласно законодательства и порядок их учета согласно правилам бухгалтерского учета // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 11. С. 400-407.
- Сорокина О.Г. Значение дефинации «нематериальные активы» в современной экономике // В сборнике: Экономические, правовые, социально-политические и психологические проблемы развития современного общества Материалы II межвузовской научно-практической конференции научно-педагогических работников, аспирантов, практических работников. 2016. С. 167-169.
- Стрижакова Е.Н. Нематериальные активы промышленных предприятий: понятие и методы оценки // Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. № 2. С. 92-96.
[1] Стрижакова Е.Н. Нематериальные активы промышленных предприятий: понятие и методы оценки // Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. № 2. С. 93
[2] Майорова А.Е., Баронин С.А. Анализ понятия нематериальные активы согласно законодательства и порядок их учета согласно правилам бухгалтерского учета // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 11. С. 403
[3] Майорова А.Е., Баронин С.А. Анализ понятия нематериальные активы согласно законодательства и порядок их учета согласно правилам бухгалтерского учета // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 11. С. 405
[4] Сорокина О.Г. Значение дефинации «нематериальные активы» в современной экономике // В сборнике: Экономические, правовые, социально-политические и психологические проблемы развития современного общества Материалы II межвузовской научно-практической конференции научно-педагогических работников, аспирантов, практических работников. 2016. С. 167