Логистика является молодой наукой, однако, в настоящее время ей уделяется достаточно большое внимание. Торговля между городами и странами существовала с древних времен, но с активным развитием промышленности и наукоемкого производства, распространением информационных технологий и диверсификацией бизнеса, инструментом менеджмента, способствующим достижению целей компании, стала именно логистика, позволяющая эффективно управлять ее материальными, финансовыми и информационными потоками и снижать издержки [1].
Развитие логистической системы и логистической инфраструктуры является определяющим в закреплении предприятия, региона или всей страны на международном рынке и активном участии в борьбе за конкурентные преимущества. Территория развивается, как единое экономическое пространство, если происходит не только вовлечение в хозяйственный оборот имеющихся природных ресурсов, но и ее промышленное освоение с развитием магистралей и созданием социальной инфраструктуры. Экономический рост, повышение качества жизни населения и интеграция в мировую экономику возможны при выборе правильной транспортной стратегии с учетом имеющихся логистических проблем в стране и в каждом из ее регионов.
По данным исследования Всемирного банка, оценивающего показатели индекса эффективности логистики, Российская Федерация в 2018 году заняла 75 место среди 160 изучаемых стран, поднявшись на 24 позиции по сравнению с данными на 2016 год, при этом уступив таким развивающимся странам, как Парагвай, Кувейт и Чили [2].
Данный результат свидетельствует о том, что система логистики в России совершенствуется, однако все еще далека от уровня многих европейских стран, например, Германии, Швеции и Бельгии, которые занимают лидирующие позиции на протяжении уже более 6 лет. Хотя некоторые проблемы, тормозящие процесс развития транспортной системы и транспортной инфраструктуры в России, уже решены или находятся на стадии решения, на этом нельзя останавливаться, и много еще необходимо сделать.
Объекты транспортной инфраструктуры Российской Федерации отличаются высокой степенью износа и общей транспортно-технологической отсталостью и остро нуждаются в модернизации и реконструкции, поскольку не соответствуют потребности экономики в грузообороте и уровню автоматизации.
Для такой страны, как Россия, с большими территориями и расстояниями между населенными пунктами, свойственна дифференциация регионов как по уровню социального и экономического развития, так и по уровню транспортного обеспечения, что сдерживает выравнивание их социально-экономического положения. В пример этому можно привести Дальневосточный регион, где сеть наземных транспортных путей сконцентрирована в южной его части, при этом по сравнению со средним показателем по России плотность автомобильных дорог меньше почти в 6 раз, а железнодорожных – в 4 раза [3].
Транспортный комплекс России отличается уникальностью. Так, страна занимает 1-е место по протяженности внутренних водных путей, которая составляет более 100 тысяч километров. Однако только 60 % территории обеспечены полной транспортной доступностью. Так, Ненецкий АО не имеет транспортного сообщения с другими территориями с помощью автодорожной сети, а в Якутии сообщение является сезонным [4].
Неразвитость логистической системы в России становится причиной перебоев с доставкой продовольствия, ростом цен на товары. Она ограничивает право населения на получение квалифицированной медицинской помощи, а также сопровождается низкой транспортной доступностью учреждений образования и культуры, что делает территории неудобными и некомфортными для проживания и в итоге приводит к оттоку населения из таких территорий.
Данная ситуации затрагивает и экономику страны в целом. Отток населения тормозит развитие добычи полезных ископаемых, залежи которых чаще всего сосредоточены в удаленных и слабо населенных территориях, а низкий уровень транспортной подвижности (в 3 раза меньше, чем в развитых странах мира) вызывает напряженность на рынках труда в регионах.
Недостаточность дорог и их низкое качество, ставшее уже нарицательным среди населения, определяет и внутренний политический климат в государстве, степень доверия и удовлетворенности общественных масс. Несмотря на действия государства по обеспечению транспортной безопасности, ущерб от дорожно-транспортных происшествий ежегодно обходится экономике страны в 2,6 % ВВП [4].
Для решения вопросов отсутствия необходимых темпов роста логистического потенциала страны в 2008 году была утверждена «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», а в 2018 году «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» до 2024 года. Благодаря этим документам выявляется положительная динамика в сфере развития логистики: выходят на рынок крупные компании, обеспечивающие перевозку грузов и складское обслуживание, строятся логистические комплексы и терминалы как в промышленных центрах, так и в удаленных регионах, постепенно совершенствуется и расширяется сеть дорог, автомагистралей, железнодорожных и трубопроводных путей [5].
Таким образом, логистическая инфраструктура требует качественного развития в связи со своей социальной и экономической важностью. Только при устойчивом и качественном функционировании транспортно-логистической системы удастся значительно повысить уровень жизни населения и стимулировать экономический рост.
Для России, существенно отставшей по уровню развития логистики от других стран, особое внимание необходимо уделять проблемам технического развития транспортно-логистической инфраструктуры и технологии осуществления перевозок. Также приоритетными направлениями в рамках Транспортной стратегии и Комплексного плана должны стать как совершенствование системы налогов и правового обеспечения и подготовка квалифицированных специалистов для логистической отрасли, так и дальнейшее создание региональных логистических центров и разработка государственной и региональной организационной структуры, а также привлечение инвестиций, в том числе крупных международных компаний.
Список используемой литературы:
- Аркадиев, К.Г. Логистические системы и их роль в современной экономике [Электронный ресурс] // Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). – Краснодар: Новация. – 2015. – С. 139-141. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8522/.
- Официальный сайт Всемирного банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lpi.worldbank.org/international/global/2018.
- Беляков, Р.С. Текущее состояние и перспективы модернизации транспортной системы Дальнего Востока [Электронный ресурс] // Universum: экономика и юриспруденция. – 2018. – №6 (51). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tekuschee-sostoyanie-i-perspektivy-modernizatsii-transportnoy-sistemy-dalnego-vostoka.
- Серова В.А. Проблемы транспортной обеспеченности Севера: социальный аспект [Электронный ресурс] // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №32. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-transportnoy-obespechennosti-severa-sotsialnyy-aspekt.
- 5. Осипов, В. А. Проблемы развития логистики в России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – №13.1. – С. 75-77. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/117/28947/.