ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РФ

21 мая 4:49

Одной из ключевых особенностей рыночной экономики является ее цикличность, заключающаяся в колебаниях экономической активности, что выражается в регулярном повторении подъемов и спадов производства. Одним из этапов экономического цикла является кризис. В период экономического кризиса в России, как и в других странах мира, можно наблюдать множество негативных явлений. Наблюдается резкое снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение доходов населения, рост безработицы, отток инвестиций и многое другое.

Кризис, являющийся нарушением экономической стабильности, ощущается всеми субъектами экономических отношений – от домохозяйств до государства. Поэтому в 2004 году  был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации, призванный служить своего рода гарантом экономической и финансовой стабильности в стране. С его помощью достигалась определенная сбалансированность федерального бюджета при снижении цен на нефть ниже базового уровня. Однако с тех пор многое изменилось.

1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Резервный фонд. В декабре 2017 года остатки средств Резервного фонда в иностранной валюте в Центральном Банке РФ были полностью использованы для покрытия дефицита федерального бюджета. Резервный фонд был обнулен, после чего произошло его слияние с Фондом национального благосостояния. Так в России остался только один суверенный фонд — Фонд национального благосостояния, который взял на себя основную функцию Резервного фонда обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Так как этот фонд стал единственным и независимым, у него появились свои особенности использования денежных средств, рассмотрение которых, как представляется, является весьма актуальным, поэтому также стоит рассмотреть возможности более эффективного их использования [9].

Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ, а также обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации [3].

Фонд национального благосостояния формируется за счет доходов от управления средствами ФНБ и дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации [1].

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся:

— налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородов (нефть, природный горючий газ, газовый конденсат);

— вывозные таможенные пошлины на сырую нефть;

— вывозные таможенные пошлины на природный газ;

— вывозные таможенные пошлины на товары, полученные из нефти[4].

Дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет продажи нефти выше плановой цены, и эта разница направляется на пополнение Фонда национального благосостояния. Такая разница возникает из-за несоответствия плановой цены на нефть,в плане федерального бюджета на предстоящий год и плановый период, и фактической.

Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение их сохранности и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда национального благосостояния в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде [1].

 Министерство финансов Российской Федерации осуществляет управление средствами Фонда национального благосостояния в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации [1].

Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (индивидуально или одновременно):

1) путем приобретения иностранной валюты за счет средств Фонда и размещение ее на счетах для учета средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (доллары США, евро, фунты стерлингов) в Банке России. За пользование денежными средствами на этих счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств Фонда в иностранной валюте и финансовых активов, выраженных в российских рублях и разрешенной иностранной валюте [5]. Размещение средств может осуществляться на депозитах во Внешэкономбанке, Банке ВТБ (ПАО) и банке ГПБ (АО), а также в ценные бумаги.

Правительство РФ устанавливает максимальные доли уставных финансовых активов в общем объеме выделяемых средств Фонда национального благосостояния. В целях повышения эффективности управления средствами ФНБ Министерство финансов РФ уполномочено утверждать нормативные доли утвержденных финансовых активов в общем объеме выделяемых средств Фонда национального благосостояния в рамках соответствующих долей, установленных Правительством РФ [5]. Информация о средства Фонда национального благосостояния, которые могут размещаться в иностранной валюте и финансовых активах представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Размещение финансовых активов Фонда национального благосостояния[5]

Разрешенные финансовые активы, определенные БК РФ

Предельные доли, установленные Правительством РФ

 

Нормативные доли утвержденные Минфином РФ

В иностранной валюте

В рублях

Долговые обязательства иностранных государств

0-100%

90%

10%

Долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

0-30%

0%

0%

Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценных бумаг

0-15%

0%

0%

Депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях

0-40%

0%

0%

Депозиты в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности(Внешэкономбанк)»

0-40%

10%

100%

Депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ

0-100%

 

 

Долговые обязательства юридических лиц

0-30%

0%

0%

Акции юридических лиц и паи инвестиционных фондов

0-50%

0%

0%

 

Ежегодно правительство РФ представляет в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ отчет о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, квартальные и годовые отчеты о формировании и использовании средств Фонда национального благосостояния и об управлении его средствами. Далее рассмотрим объем средств ФНБ в динамике.

Таблица 2.

Динамика объема Фонда национального благосостояния[6]

Объем ФНБ

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

01.01.2018

01.01.2019

в млрд. долл. США

78

71,72

71,87

65,15

58,1

в млрд. рублей

4 388,09

5 227,18

4 359,16

3 752,94

4 036,05

в процентах к ВВП

5,30%

6,10%

4,70%

3,60%

3,70%

По данным таблицы 2 в 2015 году объем средств ФНБ был самым большим в долларовом эквиваленте – 78 млрд. долл. США. Самый низкий показатель наблюдается в 2019 году, он составляет 58,1  млрд. долларов США. Если рассматривать объем средств в национальной валюте, то самый высокий уровень достигнут в 2016 году, это 5227,18 млрд. рублей, а самый низкий в 2018 году ‒ 3752,94 млрд. рублей. Также в этой таблице отмечается, что объем средств ФНБ в млрд. долларов США за пятилетний период снижается и к 01.01.2019 он сократился на 25,5% по сравнению с 2015 годом. Что касается объема средств ФНБ в национальной валюте, то его изменения имеют  непостоянный характер. Так, в 2016 году произошло увеличение на 839,09 млрд. рублей, в 2017 году-снижение на 868,02 млрд рублей, также снижение произошло в 2018 году на 606,22 млрд рублей, а в 2019 году наблюдается увеличение на 283,11 млрд рублей. По состоянию на 01.01.2019 объем средств ФНБ сократился на 8% по сравнению с 01.01.2015. В процентном отношении к ВВП объем средств ФНБ также менялся неравномерно, так в 2016 году наблюдался рост на 0,8%, в 2017 году – снижение на 1,4%, в 2018 году –  снижение на 1,1%, а в 2019 году рост на 0,1%. Для наглядности была составлена диаграмма динамики объема Фонда национального благосостояния, рисунок 1.

 

Рисунок 1 — Динамика объема Фонда национального благосостояния

Объем средств ФНБ, которые выражены в российских рублях и долларах США, соответствует сумме:

1) остатков на счетах Федерального казначейства в Банке России по учету средств Фонда национального благосостояния;

2) средства, размещенные на депозитах во Внешэкономбанке, Банке ВТБ (ПАО) и Банке ГПБ (АО);

3) средства, размещенные в ценных бумагах.

До 2013 года все активы были размещены во Внешэкономбанке. Но в ноябре 2013 года было принято решение разместить средства Фонда национального благосостояния в облигациях Украины, с чего начинается «история» активного размещения средств ФНБ с помощью приобретения долговых обязательств других стран [10]. Структура размещения средств Фонда национального благосостояния представлена в таблице 3.

Таблица 3.

Структура финансовых активов Фонда национального благосостояния на 01.01.2019 года, в тыс.[8]

Финансовые активы в валюте РФ

Структура,%

Депозиты в ВЭБе

581 173 342,84

50,01

Привилегированные акции банка ВТБ

214 037 970,25

18,42

Привилегированные акции  ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк»

25 000 000,00

2,15

Облигации ООО»Инфраструктурные инвестиции-3″

1 080 000,00

0,09

Облигации ООО»Инфраструктурные инвестиции-4″

4 050 000,00

0,35

Привилегированные акции ГПБ (АО)

39 954 000,00

3,44

Депозиты в банке ВТБ

100 000 000,00

8,60

Привилегированные акции ОАО «РЖД»

70 000 000,00

6,02

Привилегированные акции АО «АЭК»

57 500 000,00

4,95

Депозит в банке ГПБ (АО)

38 433 900,00

3,31

Облигации ГК «Российские автомобильные дороги»

31 000 000,00

2,67

Всего

1 162 229 213,09

100

Финансовые активы в долларах США

 

Облигации внешних государственных займов Украины

3 000 000,00

42,17

Облигации ОАО «Ямал СПГ»

2 363 338,63

33,22

Облигации ООО»ЗапСибНефтехим»

1 750 000,00

24,60

Всего:

7 113 338,63

100

 

В структуре активов в валюте РФ наибольшую долю имеют депозиты в ВЭБе – 50% от суммы всех активов в валюте РФ, на втором месте, привилегированные акции банка ВТБ – 18% . Наименьшую долю имеют Облигации ООО «Инфраструктурные инвестиции-3» и Облигации ООО «Инфраструктурные инвестиции – 4» менее 1%.

В структуре финансовых активов в долларах США, наибольшую долю имеют облигации внешних государственных займов Украины – 42%, а наименьшую долю имеют облигации ООО «ЗапСибНефтехим» — 25%.

К финансовым активам в валюте применяются особые требования по структуре размещения их в акции и облигации, которые утвердило Правительство РФ. Рассмотрим валютную структуру средств Фонда Национального благосостояния, которая представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Валютная структура средств фонда на счетах в Центральном банке РФ (в соответствующей валюте), в млрд.

 Валюта

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

01.01.2018

01.01.2019

Доллары США

23,58

19,67

19,51

15,65

15,42

Евро

23,29

20,76

20,76

15,14

13,55

Фунты стерлингов

4,23

3,83

3,83

3,35

2,63

Рубли

0,08

В соответствии с предоставленными Правительством РФ полномочиями Министерство финансов РФ утвердило нормативную валютную структуру средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте в следующем составе:

  1. Доллар США – 45 %;
  2. Евро – 45 %;
  3. Фунт стерлингов – 10 % [5].

Рассмотрев всю структуру финансовых активов, необходимо понять, какой размер дохода получается от всех вложений, которые описаны в таблицы 3. Для этого необходимо рассмотреть таблицу 5.

Таблица 5.

Доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния, в млрд. [7].

Показатели доходности от размещения средств ФНБ

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

01.01.2018

01.01.2019

Доходы от размещения, зачисленные в федеральный бюджет

38,39

15,59

3,39

3,66

3,78

Расчетная сумма дохода от размещения на счетах в Банке России на конец периода

1,49

4,92

0,82

-5,61

5,04

Исходя из данных таблицы, можно сказать, что наибольший доход, зачисленный в федеральный бюджет составил 38,39 млрд. рублей на 01.01.2015 года, а наименьший – 3,39 млрд. рублей на 01.01.2017 года. Что касается дохода от размещения на счетах в Банке России, то наибольшее значение достигается в 2019 году и составляет 5,04 млрд. рублей. Наименьшее же значение фиксируется в 2018 году и отражает отрицательный показатель, который характеризует убыток – 5,61 млрд. рублей. Если рассматривать динамику доходов, зачисленных в федеральный бюджет, то в общем можно наблюдать убывающую динамику. Только в 2018 и 2019 годах происходит незначительный рост на 3-5% по отношению к 2017 году.Что касается суммы дохода от размещения на счетах в Банке России, его изменения имеют непостоянный характер. В 2016 году по сравнению с 2015 годом  происходить увеличение этого дохода в 3 раза и составляет 4,92 млрд. рублей. Однако, уже в 2017 году наблюдается значительный, который составил 0,82 млрд. рублей. Как уже отмечалось ранее, в 2018 году наблюдается убыток от размещения средств фонда, который составил -5,61 млрд. рублей. В 2019 году происходит обратный процесс и, как мы видим, финансовый результатявляется положительным.

Стратегической целью российской государственной финансовой политики является аккумулирование, распределение и использование достаточных финансовых ресурсов, позволяющих добиться долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы. Именно стабильно поступающие доходы опосредуют устойчивый экономический рост, повышение качества жизни, улучшение демографии, надежную государственную безопасность и обороноспособность страны [2].

С учетом зарубежного опыта и новых предложений Правительства РФ, Министерства финансов РФ и других компетентных органов могут быть предложены следующие варианты повышения эффективности и доходности суверенного фонда в России:

  1. Вкладывать средства ФНБ в долговые обязательства зарубежных стран с более высоким уровнем риска до 10%. Это позволит повысить доходность идиверсифицировать инвестиционный портфель, что в долгосрочной перспективе позволит найти новых экономических партнеров и повысить прибыльность;
  2. Инвестировать в проекты по повышению уровня жизни и доходов населения, т. е. в «национальное благосостояние» (строительство стадионов, спортивных площадок, центров образования и переподготовки);
  3. Развивать региональную инфраструктуру. Необходимо направить достаточный объем инвестиций в соответствующий регион, чтобы создать новые рабочие места, новое производство и максимально сократить моногорода;
  4. Чтобы максимально использовать потенциал поддержки национальной экономики, необходимо:

— определить фонд национального благосостояния как фонд инвестиционного типа с четким разграничением задач;

— систематизировать процедуры реализации инфраструктурных проектов и ввести систему санкций за неэффективное использование средств фонда национального благосостояния.

Реализация обозначенных предложений, на наш взгляд, может привести к реальному улучшению национального благосостояния, что позволит обеспечить более явную корреляцию между названием фонда и результатами использования, аккумулируемой в нем части национального дохода.

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019 года
  2. Бобринев Р.В. «Унификация правового регулирования неналоговых платежей». Финансовое право. 2018. №10. С.34-38.
  3. Министерство Финансов РФ / Фонд национального благосостояния / Предназначение / [Электронный ресурс] https://www.minfin.ru Дата обращения: 06.12.2019г.
  4. Министерство Финансов РФ / Фонд национального благосостояния / Формирование / [Электронный ресурс] https://www.minfin.ru Дата обращения: 07.12.2019г.
  5. Министерство Финансов РФ / Фонд национального благосостояния / Управление / [Электронный ресурс] https://www.minfin.ru Дата обращения: 05.12.2019г.
  6. Министерство Финансов РФ / Фонд национального благосостояния / Статистика / Объем Фонда национального благосостоянияот 11.11.2019 года / [Электронный ресурс] https://www.minfin.ru Дата обращения: 05.12.2019г.
  7. Министерство Финансов РФ / Фонд национального благосостояния / Статистика / Данные о движении средств и результатах управления средствами Фонда национального благосостояния от 11.11.2019 года / [Электронный ресурс] https://www.minfin.ru Дата обращения: 07.12.2019г.
  8. Федеральное Казначейство РФ / Финансовые операции/Нефтегазовые доходы федерального бюджета / Фонд национального благосостояния / [Электронный ресурс] https://roskazna.ru/ Дата обращения: 07.12.2019г.
  9. Инновационный центр развития образования и науки «ИЦРОН» / Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире / Фонд национального благосостояния: перемены и перспективы развития / [Электронный ресурс] http://izron.ru/ Дата обращения: 06.12.2019г.
  10. Журнал «Экономика, государство, общество» / Бюджетные резервы. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния / [Электронный ресурс] http://ego.uapa.ru/ru/issue/2018/04/Дата обращения: 07.12.2019г.