АНАЛИЗ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В США И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЯТЫХ МЕР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 1:40

Опыт изучения инвестиционной привлекательности зарубежных стран интересен с точки зрения того, как стоит стимулировать вливание инвестиций. Рассмотрим это явление на примере США — страны, которая имеет ряд узконаправленных программ, разработанных с целью привлечь инвестиции (неважно, национальные или иностранные). В этой практике сложилась традиция, что федеральное правительство сохраняет довольно пассивную роль в определении развития экономики регионов. Ответственность возлагается на местные администрации, которые сами определяют, какие направления развития стоит считать перспективными.

За исполнение инвестиционных программ отвечает местное агентство по развитию экономики (Economic Development Agency или EDA). В ее главе стоит руководитель местной администрации, что подчиняется губернатору.

Для штатов инвестиции — главный фактор, обеспечивающий быстрое развитие экономики регионов. Важно отметить, что многие штаты во время разработки программ предпочитают именно иностранные инвестиции, так как они наиболее способны в сжатые сроки эффективно оживить экономику. EDA заботится о том, чтобы также ежегодно обновлять уже существующие программы.

Программы направлены на предоставление потенциальным инвесторам ряда выгодных предложений. Представители штатов активно участвуют в торговых ярмарках, задействуются дипломатические представительства, торгово-экономические службы, СМИ, радио и ТВ, а в последние годы сильный упор также идет на интернет.

В описание программы входят указания на предоставляемые льготы, схему финансирования, предоставляются контактные данные. В качестве выгодного предложения от штатов могут выступать льготные налоговые режимы, выделение кредита на покупку земельных участков, помощь в финансировании оптовых закупок и приобретения оборудования, а также содействие в обучении персонала и создание необходимой инфраструктуры. 

Штаты обзавелись рядом представителей в крупнейших государствах, которые помогают распространять актуальную информацию. Как правило, предпочтения отдаются тем странам, с которыми у США заключены двусторонние соглашения в вопросе страхования и гарантии защиты инвестиций (Treaties of Friendship, Commerce and Navigation; Bilateral Investment Treaties).

Влияет на объем вложенных капиталов еще и то, что США — участник ряда международных организаций, от ВТО до ОЭСР. В рамках этих организаций страна получает возможность более эффективно сотрудничать с зарубежными компаниями.

Ранее ситуация с иностранными инвестициями в США выглядела более туманно, а вероятность потенциального расширения внешних денежных притоков была низкой. Страна пребывала в состоянии, когда прямые иностранные инвестиции получала лишь от государственных органов, в связи с чем часто возникал дефицит средств. Это поставило штаты в такие условия, при которых они наряду с частными компаниями стали искать новые методы привлечения средств и добились в этом успеха.

США не обладает единым правовым кодексом, который регулировал бы деятельность компаний-резидентов и зарубежных фирм, связанных с инвестициями. Существующие ограничения по объемам капиталовложения содержат некоторые отраслевые федеральные законы и положения региональных ведомств, но это — недостаточное количество нормативно-правовых актов. К тому же отсутствует единый перечень стратегических отраслей. Сложившаяся ситуация с отсутствием специализированных норм ведет к тому, что окончательные решения переходят в руки исполнительной власти.

Инвестиционные заявки на их соответствие нормам рассматривает Комитет по иностранным инвестициям США. Их выводы в каждом конкретном случае могут различаться несмотря на то, что в целом заявки порой практически аналогичны. Среди ученых и практиков этот подход вызывает нарекания. Поэтому были разработаны, в качестве альтернативы, предложения как консервативного, так и более либерального толка. Эти законопроекты призваны внести порядок в структуру ограничений для иностранных инвесторов.

Так, в 2007 году Палата представителей конгресса единогласно одобрила законопроект «О повышении прозрачности и реформировании системы национальной безопасности в области иностранных инвестиций», чья цель — повысить эффективность деятельности Комитета по иностранным инвестициям. В него заложено также расширение полномочий государства.

Разработки подобных законопроектов проходят через четыре стадии: подготовка, анализ, написание самого проекта и согласование. При оценивании результата руководствуются следующими принципами:

  1. распространение на все виды сделок, без учета, кто является собственником инвестирующей организации и каков их характер;
  2. усиление координации между ведомствами во время принятия решений внутри Комитета по иностранным инвестициям;
  3. сделки одобряются в ходе поименного голосования;
  4. Комитет по иностранным инвестициям дополняется министрами торговли и внутренней безопасности, где окончательные решения становятся легитимными только при наличии подписей министра финансов и двух его заместителей;
  5. на директора национального разведывательного бюро (NRO) налагаются обязанности по оценке соответствия сделки национальным стандартам безопасности, конфиденциальности и защиты деловой репутации резидента, причем важно заметить, что он не является членом Комитета по иностранным инвестициям;
  6. осуществляется контроль при проверке нерезидентов (в случае, если в сделке задействовано иностранное государство или затронуты его интересы).

Представители делового сообщества предупреждают парламентариев о возможных ограничениях, которые могут поступать от других стран с целью создания более сбалансированного законопроекта.

В последнее время США выбились в лидеры в области международного движения капитала, а также по экспорту и импорту инвестиций прямого назначения [5]. Прямые инвестиции являются формой долгосрочного участия капитала иностранных компаний в осуществлении проектов на территории зарубежного государства с целью дальнейшего получения прибыли. К 2015 году поток таких инвестиций достиг практически 400 млрд. долларов.

Высокие позиции США объясняются тем, что страна достигла высокого развития экономики, бизнес здесь свободно развивается и открыт для вливания капитала. Согласно прогнозам исследовательского агентства Economist Intelligence Unit, такая тенденция сохранится и в дальнейшем. Крупнейшими инвесторами, в соответствии с графиком 1, являются Великобритания, Япония, Германия, Нидерланды, Франция и Швейцария.

 http://meridian-journal.ru/uploads/2488-6.PNG

График 1 — Крупнейшие иностранные инвесторы в США, % от всех прямых иностранных инвестиций

 

Процесс воспроизводства продукции в США напрямую зависит от инвестиций иностранных компаний, до 10% ВВП страны создается именно так. Активы обрабатывающей промышленности на 12% принадлежат иностранцам, а в некоторых сферах промышленности иностранные компании производят до ¼ всего объема выпускаемой продукции. Увеличение притока капитала приводит к тому, что на американскую экономику получается влиять сильнее, а это — символ тенденции к общей глобализации.

Делаем вывод — США благодаря высоким позициям в экономической системе значительно влияют на распределение мировых инвестиций. Делают они это как прямо — через экспорт капитала, так и косвенно — вкладывая контролируемые американским капиталом ТНК [3]. 

Что касается местного самоуправления, то оно играет серьезную роль среди общества и политической системы. Хотя граждане и уделяют внимание интересам государства, но в первую очередь они заинтересованы в развитии своего города, так как для них в приоритете довольно понятные и простые ценности — спокойствие и порядок в том месте, где живут они и их
окружение [6, с. 8].

Следствием этого является то, что местное самоуправление децентрализованно, во многом независимо от федерального и регионального уровня власти и не подчиняются напрямую [1, с. 225]. Это является значительным фактором и характеризуется статистикой, где 55% из всех, кто работает в публичной власти, служат именно в органах местного самоуправления [6, с. 8].

Органы сталкиваются с теми же проблемами, через которые проходят и муниципалитеты других стран: нехватка финансов, хаотичная организация системы органов и их раздробление, диспропорция во всем, что касается отношений более богатых пригородных муниципалитетов и городов, что пребывают в кризисном состоянии [1, с. 225].

Решение этих проблем благотворно влияет на создание инвестиционной привлекательности территорий, поэтому в США данному вопросу уделяется активное внимание и применяются следующие меры:

  1. Делается все возможное, чтобы создать условия для постоянного притока инвестиций из иностранных государств. Действуют десятки тысяч программ по стимулированию развития экономики в регионах, предусмотрен широкий перечень льгот. Создаются предпринимательские зоны, где льготы для инвесторов достигают своего пика. Уже количество зон выросло до 1,5 тысяч и они представлены в 25 штатах. Среди методов стимулирования выделяют: прямые (гранты, ссуды, кредиты), фискальные (уменьшение количества и размера налогов), специальные (скидки, налоговые кредиты).
  2. Часто в дело входит комплексный подход, где идет ориентация на изменение совокупности условий по деятельности инвесторов. Это могут быть изменения на уровне сложившихся институтов, финансов, инфраструктуры. Государство здесь активно сотрудничает с частными предпринимателями, внедряя исследовательские структуры и вкладывая ресурсы на развитие инновационного компонента территорий.
  3. Выделение средств на развитие инфраструктуры, преимущественно путей сообщения транспорта (мосты, дороги). Эта мера важна, так как на качество инфраструктуры обращают внимание промышленные предприятия при размещении своих производств. Вкладываться в это выгодно, так как далее возрастает конкурентоспособность американских компаний как внутри государства, так и на внешнем рынке. Поэтому доля
    местных бюджетов значительна в общегосударственных расходах на
    инфраструктуру [2, с. 104-105].
  4. Создание с помощью законов таких условий, что в них на равных взаимодействуют как местные, так и иностранные инвесторы. Это помогает увеличить приток денег с внешних рынков. США имеет уставные обязательства во всем, что связано с предоставлением сведений для иностранных
    инвесторов [4].
  5. Создание льготных условий и стимулирование вливания инвестиций. Цель этих мероприятий — подстегнуть рост экономики за счет поддержки новых предпринимательских инициатив, создания дополнительных рабочих мест и притока населения в места, где существует высокий процент безработицы и наблюдается отток населения. К этому же методу прибегают и другие страны, что заставляет их конкурировать между собой в борьбе за внимание потенциального инвестора [4].
  6. SDA создает и улучшает программы, направленные на оживление экономики. Наиболее регулярному обновлению подвергаются те отрасли, что способны оживить экономику в кратчайшие сроки. Многие достижения США связаны именно с этим методом, благодаря чему сейчас страна занимает ведущие места по прибыльности инвестиций и ликвидности, а 30% мировых инвестиций приходится именно на Америку, что вдвое больше, чем инвестиции в Великобританию, Францию и Сингапур вместе взятые.

Данный опыт стоит учесть применительно к решению схожих вопросов в РФ, чтобы не повторять аналогичных ошибок и ускорить процесс реализации. Если опираться на проведенный анализ, мы можем сделать следующие выводы, как Россия способна повысить свою инвестиционную привлекательность:

  1. стоит активнее взаимодействовать с частным бизнесом, улучшать инвестиционный и экономический климат путем создания таких структурных элементов, что помогут направить средства государства и инвесторов в развитие инновационных направлений той или иной территории;
  2. определить те направления, где стоит приложить наибольшие усилия по созданию новых рабочих мест, инфраструктуры, поддержки внедрения новшеств, кластеризации пространства муниципальных образований;
  3. масштабное и планомерное стимулирование инвестиций за счет поддержки вливания денежных средств и информационным обеспечением с помощью различных СМИ.

Все эти меры помогут создать в регионах такие условия, что позволят им стать более независимыми, улучшить инвестиционный климат и привести к росту благополучия населения, а всё это в совокупности создаст экономический прорыв страны в целом.

 

Список литературы

  1. Евдокимов, В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты / В.Б. Евдокимов, Я.Ю. Старцев. — М.: Спарк, 2001. – С. 225.
  2. Заварухин В. П. Содействие инновационно-технологическому развитию: механизмы государственно-частного партнерства / В. П. Заварухин // США: государство, человек, экономика: региональные аспекты. – М., 2001. – С. 104 – 105.
  3. Зименков Р.И. США*Канада: экономика, политика, культура [Электронный ресурс] : Прямые иностранные инвестиции в
    американской экономике (дата публикации: 2017). URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34528648 (дата обращения: 26.03.2019).
  4. Интернет-портал Finance-romance [Электронный ресурс] : США — Инвестиционный климат. URL: http://finance-romance.ru/cz/sti/spojene-staty-americke-investicni-klima/9/1000804/ (дата обращения: 27.03.2019).
  5. Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций [Электронный ресурс] : Исследования — Центр гуманитарных технологий, 2006–2019 (последняя редакция: 30.03.2019). URL: https://gtmarket.ru/research/foreign-direct-investment-index/info (дата обращения: 30.03.2019).
  6. Тимофеев Н. С. Местное самоуправление: кризис развития или кризис идеи? // Вестник МГУ. Сер. 11: Право. № 6. С. 8.