ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

11 мая 2:58

Финансирование деятельности предприятий торговли зависит от особенностей осуществления операционной деятельности, состава активов, эффективности деятельности и их инвестиционной привлекательности в целом. По результатам опроса экспертов [1] в 2017 году в России внутренней торговле (в частности, продовольственном ритейла) принадлежит десятое место по уровню инвестиционной привлекательности. Высокий уровень инвестиционной привлекательности торговли подтверждается официальными данным Федеральной службы государственной статистики России. В 2016 году изменение объема ВВП страны в постоянных ценах 2010 года составила 2,3%, в сравнении с его сокращением на 6,6% и 9,8% в 2014 и 2015 годах. В 2016 году торговле принадлежит второе место среди отраслей экономической деятельности по вкладу в формирование ВВП (16,4%) и приростом его объема (4%) [2]. По названным параметрам лидерами являются промышленность и сельское хозяйство, соответственно.

Составляющими системы финансирования предприятий являются: самофинансирование; прямое финансирование через механизмы рынка капиталов; банковские кредитования; бюджетное финансирование; взаимное финансирование хозяйствующих субъектов [3]. 

На предприятиях торговли преобладают первый и последний элементы. В капитале предприятий торговли 86,7% составляют текущие обязательства, 18,1% — долгосрочные обязательства. Что свидетельствует о полной зависимости в финансировании деятельности предприятий торговли от заемного капитала, в первую очередь от текущих обязательств. В составе активов предприятий торговли на начало 2016 84,9% занимают оборотные активы. Соответственно, частично текущие обязательства направляются на финансирование внеоборотных активов в связи с убыточностью их деятельности.

По данным Федеральной службы государственной статистики России [4] в связи с убыточностью деятельности на предприятиях торговли в 2014 и 2015 годах собственный капитал и часть заемного капитала была направлена ​​на покрытия убытков. Это подтверждается ростом отрицательного значения коэффициента концентрации собственного капитала с -2 на конец 2014 года до -4.8 на конец 2015 протяжении 2010-2015 годов наблюдается постоянный рост доли текущих обязательств, которые являются основным источником финансирования в торговле: с 53,6% на конец 2010 года до 86,7% на конец 2015 года. Целесообразно отметить, что рост концентрации заемного капитала не способствует формированию положительного влияния эффекта финансового рычага. Использование собственного капитала в 2013 и 2014 годах на предприятиях торговли было неэффективным: уровень убыточности составил 12,98% и 362,23%. В 2015 году данный источник финансирования деятельности предприятий торговли был потерян. Ключевым фактором потери собственного и повышение концентрации заемного капитала является убыточность деятельности предприятий торговли: в 2013 и 2014 годах доля убыточных предприятий составила 34% от общего их количества. В 2015 году доля таких предприятий сократилась до 23,9%. В целом в 2013-2015 годах по совокупности предприятий торговли упущенных возможностях формирования капитала за счет внутренних источников. Вместе с тем, предприятия, имели более высокий уровень финансового потенциала, которые получили высшие возможности его наращения по счету упущенных возможностей убыточных субъектов хозяйствования. Также для таких предприятий расширились возможности для неорганического роста за счет приобретения убыточных субъектов хозяйствования по сравнительно низкой рыночной стоимости.

 Концентрация источников финансирования развития предприятия торговли происходит, в первую очередь, в пределах торговых сетей. В целом факторами успешного финансирования развития торговых сетей и обеспечения роста объемов капитала можно выделить следующие:

— унификация системы управления капиталом на всех этапах его функционирования: формирования, распределения и использования;

— снижение уровня потерь капитала в процессе реального инвестирования благодаря постоянному совершенствованию механизма инвестирования и его стандартизации;

— стандартизация размеров бизнес-единиц сети как объектов инвестирования;

— снижение уровня трансакционных издержек по направлениям, «закупка-продажа», «хранения-продажа» и др;

— снижение уровня операционных расходов в результате стандартизации и постоянного совершенствования операционных бизнес процессов;

— использование эффектов операционной и финансовой синергии.

Список использованных источников

  1. Время инвестировать в Россию. Как обойти риски? [электронный ресурс] — Режим доступа: https://place.moex.com/useful/risk-profile
  2. Социально-экономическое развитие России за январь-март 2017 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gks.ru/
  3. Игонина Л.Л. Современные тенденции финансирования развития предприятий / Забарная Е.М., Кула М.В. // «Экономика и бизнес». — 2019, №2. -с.64-72.