АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

17 июля 2:33

Научный руководитель:

Пшмахова Мадина Исмаиловна,

к.э.н., доцент, зав. кафедры экономики и управления

ФГБОУ ВО «АГПУ»

г. Армавир

-<p>Сегодня малый бизнес является важнейшей составляющей российской экономики. Данный тезис подчеркивается в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, в которой развитие малого бизнеса определено в качестве одного из национальных приоритетов.</p>
<p>В целях поддержки вышеуказанных отраслей экономики Правительством Российской Федерации принят ряд мер по оптимизации налоговой нагрузки на малый бизнес в рамках Плана первоочередных мер и действий по обеспечению устойчивого экономического развития в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.</p>
<p>На наш взгляд, наиболее существенной мерой поддержки малого бизнеса является использование налоговых льгот и преференций в рамках специальных налоговых режимов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации большая часть полномочий по оптимизации налогообложения в этой сфере передана регионам России. Ряд преференций предусмотрен для малого бизнеса, который несет убытки из-за введения ограничительных мер в Краснодарском крае.</p>
<p>Однако стоит отметить, что основным источником средств государственного бюджета являются налоговые поступления.</p>
<p>В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные и применяющие упрощенную или патентную систему налогообложения, могут рассчитывать на налоговые каникулы. Эти организации должны осуществлять свою деятельность в сфере производственной, социальной, научно-технической деятельности, а также в сфере бытовых услуг населению и в сфере услуг, предоставляющих места для временного проживания граждан.</p>
<p>Однако на сегодняшний день остается нерешенным вопрос поддержки отраслей, которые не попали в категорию наиболее пострадавших в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.</p>
<p>Анализируя негативные результаты введения налоговых льгот, стоит отметить, что эти меры поддержки все же помогли многим предприятиям удержаться на плаву до введения смягчающих ограничений.</p>
<p>Вышеуказанные льготы оказали положительное влияние на деятельность малого и среднего бизнеса, который смог адаптироваться к ограничениям. Большинство небольших магазинов, кафе и ресторанов смогли адаптироваться к сложившейся ситуации, направив высвободившиеся средства на осуществление доставки своего ассортимента продукции. Развивая сеть доставки, предприниматели смогли удержать некоторых своих клиентов, обслуживая каждого из них на дому.</p>
<p>Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что меры государственной поддержки малого бизнеса посредством налоговых льгот имеют больше недостатков, чем преимуществ: эти меры сокращают поступление средств в федеральный и региональные бюджеты, что приводит к несбалансированности государственного бюджета и, как следствие, бюджетной политики Российской Федерации; отсроченные налоговые платежи не освобождают организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты налогов, а только задерживают платежи и накапливают налоговые долги перед государством; налоговые каникулы позволяют бизнесу оставаться на рынке, предоставляют время и экономят ресурсы для адаптации к новым условиям экономической среды, но, если этого не произойдет, компания останется в долгу перед бюджетом Российской Федерации по налогам и сборам.</p>
<p>Наилучшими вариантами обеспечения социально-экономической стабильности в России являются поиск новых источников средств для пополнения консолидированного бюджета Российской Федерации или отмена налоговых льгот и льгот для обеспечения стабильного функционирования и пополнения бюджетных средств.</p>
<p>Эти меры будут способствовать росту налоговой базы, но это обеспечит рост цен на товары и услуги, что может привести к сильному снижению покупательной способности населения страны.</p>
<p>Несмотря на то, что предпринимателям нужно думать о текущих расходах. По сути, такие меры господдержки приведут к тому, что наиболее чувствительные отрасли просто не смогут открыться после снятия карантина &ndash;, не будет оборотных средств. Сюда, в первую очередь, следует отнести сферу услуг и развлечений, предприятия общественного питания, рестораны, туристические агентства, торговые точки на условиях аренды.</p>
<p>С началом 2021 года появились льготы для IT-компаний и переходный период на &laquo;упрощёнке&raquo;, отменили ЕНВД и декларации по земельному и транспортному налогу. Стандартные ограничения по упрощённой системе налогообложения (УСН) &mdash; это доход в 150 миллионов рублей и 100 сотрудников в штате. Налоговые ставки на &laquo;упрощёнке&raquo; зависят от региона и объекта налогообложения: доходы или доходы за вычетом расходов. Средняя ставка по доходам &mdash; от 4 до 6 %, по доходам за вычетом расходов &mdash; от 7 до 15 %.</p>
<p>Теперь, если лимит превышен, налоговая служба переводит организации на общую систему налогообложения &mdash; вам придется платить НДС и налог на прибыль.</p>
<p>Таким образом, именно поэтому существует необходимость пересмотреть нынешние условия отнесения предприятий к одной из наиболее пострадавших отраслей с точки зрения отнесения их к таковым после снижения годовой выручки.</p>
<p><strong>Список литературы</strong></p>
<ol>
<li>&laquo;Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)&raquo; от 05.08.2000 N 117-ФЗ. СПС &laquo;Консультант Плюс&raquo; [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/.</li>
<li>Статистическая информация по малому предпринимательству России (по субъектам Российской Федерации) Ресурсный центр малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <a href=»http://www.rcsme.ru/»>http://www.rcsme.ru/</a>.</li>
<li>Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ &laquo;О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации&raquo; (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: <a href=»http://base.garant.ru/12154854″>http://base.garant.ru/12154854</a>.</li>
<li>Центр Правовой Поддержки Малого и Среднего бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: ek-biz.ru&rsaquo;centr_pravovojj_podderzhki_malogo.</li>
</ol>