ИНСАЙДЕРСКАЯ ТОРГОВЛЯ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

29 января 4:16

Наблюдающиеся в последнее время усложнение системы финансовых рынков, как итог имело последствием усложнение институциональной структуры правоотношений в сфере рынка корпоративных ценных бумаг. Необходимость более детальной регламентации отдельных институтов фондовых рынков, обуславливается серьезным воздействием и влиянием вышеуказанных институтов на осуществление деятельности различными корпорациями. Одним из таких институтов является институт инсайдерской торговли.

Необходимо отметить, что появление института инсайдерской торговли непосредственно связано с иным экономическим феноменом – асимметричностью информации.[1]

Под асимметричностью информации в экономической науке понимается неравномерное распределение информации между сторонами контракта. В ситуации асимметричного распределения информации одна из сторон знает больше, чем другая, о предмете контракта, условиях его заключения или поведении в процессе его исполнения[2].

Среди зарубежных ученых существует определённая дискуссия, связанная с определением сущностных свойств и характеристик инсайдерской торговли.

Так, профессором Мичиганского университета Адамом Притчардом были систематизированы и выдвинуты следующие теории, получившие наибольшее одобрение научного сообщества, объясняющие природу инсайдерской торговли.

 Имущественная теория, базируется на факторе создания новой информации, то есть лицо либо лица, приложившие определенного рода усилия на создание новой информации, обладают правом на получение выгоды от сделки, при заключении которой была использована инсайдерская информация. Те же, кто просто узнал информацию от инсайдера, не вправе извлекать доход от подобных сделок.

В свою очередь теория равенства информации, основывается на тезисе равных правил игры. То есть всем лицам, управомоченным на заключение различного рода сделок, должны быть предоставлены и обеспечены равные возможности.

При этом, не смотря на наличие различных теорий и повышенного интереса со стороны научного сообщества к институту инсайдерской информации, в странах с долгим периодом функционирования фондовых рынков господствует негативное отношение к применению инсайдерской информации в целях совершения сделок на рынке ценных бумаг. Данная позиция в первую очередь обусловлена тем, что асимметричность информации между сторонами сделок подрывает основы фондовых рынков, тем самым повышая волатильность ценных бумаг, а также подталкивая остальных участников фондового рынка к использованию инсайдерской информации[3].

Применительно к особенностям правового регулирования как института инсайдерской торговли, так и рынка ценных бумаг в Российской Федерации, необходимо отметить, что к сегодняшнему моменту действует двухуровневый механизм регулирования фондового рынка Российской Федерации. С одной стороны данный механизм представлен государственным (публично-правовым уровнем), а с другой стороны саморегулируемым (частноправовым). Ввиду сложившейся большей приверженности и направленности на государственную подконтрольность рынка ценных бумаг, саморегулируемый уровень, представленный автономными организациями фондового рынка Российской Федерации, достаточно слабо развит. Поэтому в большей степени за осуществление деятельности по регулированию, контролю и надзору в отношении фондового рынка Российской Федерации отвечает государство в лице: Центробанка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и службы по финансовым рынкам Российской Федерации.

Длительный период времени институт инсайдерской информации в Российской Федерации был обделен вниманием законодателя. Однако 27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 224).

В частности, в законе № 224 – ФЗ дается достаточно обширное определение инсайдерской информации.

Под инсайдерской информацией понимается точная и конкретная информация, которая не была распространена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну) и распространение которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров и которая относится к информации, включенной в перечень инсайдерской информации, указанной в ФЗ № 224[4].

Таким образом, к инсайдерской информации относятся сведения, в отношении которых применяется определенный правовой режим ее охранения — режим тайны (кроме государственной и налоговой). Также, ее распространение может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров. В-третьих, сведения, которые подпадают под вышеуказанные признаки, должны также относиться к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации. В-четвертых, данная информация должна быть точной (достоверной) и конкретной[5].

Иными словами, инсайдерскую информацию можно определить как точную, конкретную и обладающую критериями важности и не публичности для корпорации информацию, которая стала известна какому-либо субъекту, по причине наличия доступа к данной информации в силу его служебного положения.

В статье Т.А. Вожакина выделяется четыре главных критерия для определения инсайдерской информации, которая может повлечь дестабилизацию фондового и нарушение его механизма нормального функционирования. По его мнению, это обязательно точная и конкретная информация, которая является существенной как для корпорации, так и для ее инвесторов. Это также та информация, которая не была официально опубликована и разглашена, а доступ к ней может иметь только узкий и контролируемый круг людей[6].

Применительно к вопросу о круге лиц, являющихся инсайдерами, необходимо отметить следующее. В научном сообществе превалирует точка зрения, согласно которой существует несколько видов инсайдеров, то есть агентов, которые могут располагать непубличной информацией. К типу внутренних инсайдеров относят лиц, приближенных самой компании — топ-менеджеров и работников, руководство и акционеров. Существуют также внешние инсайдеры, которые входят в круг близкого окружения внутренних, а также к такому виду относятся компании, которые оказывают сопровождение рыночных сделок. Временными инсайдерами являются представители СМИ и все те, кто получает временный доступ к важной информации.

В ст. 11 ФЗ № — 224 также установлено, что по общему правилу инсайдеры обязаны разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований законодательства в данной сфере, а также создать (определить, назначить) структурное подразделение (должностное лицо), в обязанности которого будет входить осуществление указанного контроля.

При этом отдельными учеными указывается на отсутствие в большинстве зарубежных стран обязанности эмитентов, управляющих компаний и иных субъектов по ведению списка инсайдеров, что связано с различием с Россией в подходах к определению того, кто является инсайдером. В Российской Федерации инсайдерами признаются лица, прямо указанные в качестве таковых в Законе об инсайде либо включенные в список инсайдеров.

При этом в большинстве иностранных государств, где действует законодательство о запрете «инсайдерской торговли», инсайдером является любой субъект, которому в силу самых разных обстоятельств (в том числе случайно) стала известна инсайдерская информация и на её основе этот субъект совершил сделки с финансовыми инструментами либо передал указанную информацию третьим лицам с целью побудить названных лиц к совершению сделок на основе соответствующей информации[7].

Относительно вопросов связанных, с привлечением к ответственности лиц, за незаконное использование инсайдерской информации, необходимо отметить следующее. Так, в ст. 7 ФЗ № — 224 указано, что лица, которым в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком причинены убытки, вправе требовать их возмещение от лиц, в результате действий которых были причинены такие убытки. При этом дальнейшей более подробной правовой регламентации на данный момент действующим законодательством не предусмотрено, от чего вышеуказанная норма приобретает абстрактный характер.

В свою очередь, нужно отметить, что в США ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации, характеризуется более строгими санкциями. Так, в США законодателем инсайдерские сделки рассматриваются как тяжкие преступления и санкции за них могут достигать 11 лет лишения свободы. В российском же уголовном праве за неправомерное использование инсайдерской информации наказание не превышает четырех лет лишения свободы, что соответствует преступлению средней тяжести[8].

Вообще, отдельные авторы считают предвестником законодательства об инсайдерской торговле американский Закон о казначействе 1789 г. Согласно этому Закону сотрудникам данного ведомства (всего на тот момент работали шесть человек) запрещалось быть заинтересованными в бизнесе и участвовать в сделках на рынке ценных бумаг.

Важной вехой в регулировании и обеспечении финансовой безопасности США стало принятие закона о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей Додда — Франка (далее закон Додда-Франка). В силу масштабности данного акта в плане изменения  финансовом регулирования в США, данный закон также стал важным этапом в развитии законодательства по противодействию инсайдерской торговли. Так, в данном нормативно-правовом акте содержатся положения о вознаграждении информаторам в размере от 10 до 30% от объема полученной прибыли, объявляемом за раскрытие правонарушений на финансовом рынке, в том числе связанных с инсайдерской торговлей. Он также предусматривал ряд мер по защите информаторов. Как полагается, данные нормы были внесены в целях более мобильного  обнаружения нелегальных операций и повышению эффективности контроля[9].  

Интересным также представляется исторический аспект изменения законодательства США об инсайдерской торговле. Так если в 1930-ых годах прошлого века деятельность по заключению различных сделок с использованием закрытой и непубличной информации не преследовалась по закону (дело Альберта Виджина), то к настоящему моменту противодействие инсайдерской торговли ведется более активно. Например, серьезное наказание понес Раджа Раджаратнам за использование и распространение инсайдерской информации при торговле акциями ведущих технологических компаний.

Относительно особенностей правоприменительного механизма по противодействию инсайдерской торговли можно выделить следующие основные факторы, влияющие на более развитое, действенное и успешное пресечение недобросовестных практик на фондовом рынке США, чем в иных странах с менее развитым правоприменительным механизмом по регулированию рынка корпоративных ценных бумаг.

В частности, к таким факторам относятся успешная реализация своих задач Комиссией по ценным бумагам и биржам, что обуславливается широтой ее полномочий, системой стимулирования и поощрения лиц, знающих о сделках с использованием инсайдерской информации, в целях раскрытия вышеуказанных фактов.

Применительно к Российской Федерации, автор считает, что на данный момент в правом и правоприменительных полях отсутствуют механизмы успешному осуществлению действий по противодействию инсайдерской торговли. Так Центробанк Российской Федерации, не наделен полномочиями по проведению собственного расследования и принятия решений по привлечению к ответственности за осуществление инсайдерской торговли[10].

Автор проанализировал и изучил сущностную характеристику инсайдерской торговли, критерии относимости определенной информации к инсайдерской, субъектный состав, лиц, которые признаются инсайдерами и особенности правового регулирования вышеуказанного института на примере двух стран: Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. После проведенного исследования, напрашивается вывод, что к настоящему моменту право-регулирующий и правоприменительный механизмы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, носят декоративную функцию. Что обуславливается отсутствием развитой автоматизированной системы слежения за финансовым рынком, половинчатым закреплением полномочий за финансовыми регуляторами Российской Федерации, что в свою очередь не позволяет эффективно и мобильно осуществлять задачи по противодействию инсайдерской торговли.

На основании вышеизложенного, автором предложены следующие пути решения вышеуказанных проблем:

  • Закрепление за Центробанком Российской Федерации полномочий по проведению собственного расследования и принятия решений по привлечению к ответственности за осуществление инсайдерской торговли;
  • Расширение круга лиц, признающихся инсайдерами;
  • Имплементация в законодательство стимулирующих мер по раскрытию фактов инсайдерской торговли, в отношении лиц, обладающих подобной информацией;

Вышеуказанные предложения, при должной реализации, способны повлиять на повышение устойчивости фондового рынка Российской Федерации и должному уровню противодействия не только инсайдерской торговли, но и иным недобросовестным практикам.

 

Библиографический список:

Нормативные правовые акты:

  1. Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 № 224-ФЗ // СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_103037/.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63- ФЗ (ред. от 30.12.2020) // СПС КонсультантПлюс http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2020) // СПС КонсультантПлюс http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

 Литература:

  1. «Корпоративное право: Учебный курс» (том 2) (отв. ред. И.С. Шиткина) («Статут», 2018).
  2. Курс экономической теории. Учебник. Под ред. Чепурина М. Н. и Киселевой Е. А. 6-е изд., доп. и перераб. — Киров: «АСА», 2007.
  3. Вожакин Т.А. Понятие и признаки инсайдерской информации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 16. № 3.
  4. Федоров В.А. Закон об инсайде: аналитический комментарий // Российское предпринимательство. 2010. № 1 (1).
  5. Бикбулатов Т.И. Использование и передача инсайдерской информации в законодательных органах в России и США // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014.
  6. Володин С.Н. Борьба с инсайдерской торговлей на российском рынке: использование опыта развитых и развивающихся стран // Управленческий учет и финансы. 2017. № 01 (49).
  7. Володин С.Н. Борьба с инсайдерской торговлей на российском рынке: использование опыта развитых и развивающихся стран // Управленческий учет и финансы. 2017. № 01 (49).

Интернет ресурсы

  1. О законе Додда — Франка и финансовом доносительстве в США (I) // Фонд стратегической культуры (https://www. fondsk.ru/news/2012/08/21/o-zakone-dodda-franka-ifinansovomdonositelstve-v-usa-i-16142.html). Просмотрено: 05.02.2021

 

[1] «Корпоративное право: Учебный курс» (том 2) (отв. ред. И.С. Шиткина) («Статут», 2018).

[2] Курс экономической теории. Учебник. Под ред. Чепурина М. Н. и Киселевой Е. А. 6-е изд., доп. и перераб. — Киров: «АСА», 2007.

[3] «Корпоративное право: Учебный курс» (том 2) (отв. ред. И.С. Шиткина) («Статут», 2018).

[4] Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 № 224-ФЗ // СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_103037/.

[5] Вожакин Т.А. Понятие и признаки инсайдерской информации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 16. № 3.

[6] Федоров В.А. Закон об инсайде: аналитический комментарий // Российское предпринимательство. 2010. № 1 (1).

[7] «Корпоративное право: Учебный курс» (том 2) (отв. ред. И.С. Шиткина) («Статут», 2018).

[8] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №  63- ФЗ (ред. от 30.12.2020) // СПС КонсультантПлюс http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.

[9] О законе Додда — Франка и финансовом доносительстве в США (I) // Фонд стратегической культуры (https://www. fondsk.ru/news/2012/08/21/o-zakone-dodda-franka-ifinansovomdonositelstve-v-usa-i-16142.html). Просмотрено: 05.02.2021 

[10] Володин С.Н. Борьба с инсайдерской торговлей на российском рынке: использование опыта развитых и развивающихся стран // Управленческий учет и финансы. 2017. № 01 (49).