ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

14 декабря 3:51

 В случае ввоза товаров данной категории в Россию из-за границы обязательно требуется таможенное оформление строительных материалов.

Довольно важным аспектом при перемещении различных видов строительных материалов будет тот факт, что прохождение контроля для  разных стран различается. Так, для стран, входящих в Евразийский экономический союз, порядок таможенного оформления грузов максимально простой. К таким государствам относятся Россия, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан и Армения. Для других государств, не входящих в данный союз, процесс оформления имеет очень чёткую регламентацию, которую необходимо точно соблюдать.

Для государств Таможенного союза был разработан единый Таможенный кодекс.

 Так как РФ имеет таможенные пункты по всему периметру государства, то и грузы перевозятся различными видами транспорта. Для каждого вида транспорта существуют отдельные нормативные документы:

  1. Акты, регламентирующие морские перевозки – Кодекс торгового мореплавания[1], Постановление Правительства № 193 от 2012 года[2] и др.
  2. Акты, регламентирующие авиаперевозки – Воздушный кодекс[3], общие нормативы по перевозке грузов воздушным транспортом, Приказ Минтранса № 82 от 2007 года[4] и т. д.
  3. Акты, регламентирующие железнодорожные перевозки – устав для ж/д транспорта, федеральный закон и др.
  4. Акты, регламентирующие перевозки автомобильным транспортом – устав, постановления Правительства о допуске к международным перевозкам[5], о государственном контроле и т. д.

Перевоза грузов через таможенную границу включает несколько этапов:

  1. Таможенное оформлениеначинается с момента предъявления органам таможни заверенной декларации о ввозе или вывозе товара.
  2. Следующий этап включает в себя безопасную и легальную транспортировку груза через таможню. В момент перевозки товар необходимо упаковать и получить на него пломбу таможенных органов.
  3. Третий этап заключается в прибытии груза на границу той страны, которая является пунктом назначения. Именно на этой территории совершается «растоможка». Эта процедура дает возможность ввезти груз в государство и передать грузополучателю. В процессе «растоможки» заполняются все необходимые документы, и уплачивается ряд налоговых сборов. Список документов обязательных к заполнению полностью зависит от того, какой именно товар транспортируется.

К категории строительных материалов относятся щебень, доска, цемент, металлоизделия, панели, лаки, краски и их составляющие.  Таможенное оформление этих грузов при условии наличия всех необходимых документов имеет свою специфику.

  • Перевозка строительных материалов некоторых брендов требует специального разрешения на импорт от владельцев товарного знака. Разрешение требуется предъявлять вместе с таможенной декларацией.
  • Для таможенного оформления лакокрасочных материалов дополнительно требуется лабораторная экспертиза.
  • Требуется сертификат соответствия техническому регламенту «О безопасности лакокрасочных материалов».
  • Некоторым видам строительных материалов (например, бревнам) требуется организация специальных условий хранения на время таможенного оформления.

При перевозке строительных материалов необходимо строго контролировать правила транспортировки этого груза:

  • транспорт должен полностью соответствовать специфике и габаритам груза;
  • при выполнении такелажных работ требуется строгое соблюдение технических условий, указанных производителем;
  • хрупкие стройматериалы допускаются к перевозке только автомобильным транспортом с предварительной погрузкой на деревянные поддоны, упаковкой с применением прокладок их картоном, полиэтиленом;
  • стройматериалы в процессе погрузки должны быть надежно закреплены с использованием систем фиксации, ограничителей или дополнительных бортов.

Порядок таможенного оформления строительных материалов выглядит следующим образом:

  • регистрация в таможенном органе;
  • подача уведомления о прибытии товаров на таможню;
  • подача краткой декларации и товаросопроводительных документов;
  • подача грузовой таможенной декларации со всей сопутствующей документацией;
  • контроль соответствия груза заявленным позициям;
  • контроль стоимости груза;
  • выпуск груза в Россию.

Для разных видов строительных материалов при перемещении их через границу существуют свои особенности. Так, особенности при ввозе древесной продукции:

  • российские производители экспортируют, в основном, лиственницу, сосну и ель. Если вывозятся такие породы деревьев, как ясень, береза, дуб, бук, ольха или осина, то в соответствии с ГОСТом им нужна обязательная предварительная обработка;
  • в основном, поставка древесных пород на экспорт осуществляется в виде досок и бруса;
  • обработанную древесину вывозят в соответствии с ГОСТом 8486 в виде досок, брусков и бруса. При этом используются три вида распиловки: тангенциальная, радиальная и смешанная;
  • размеры вывозимых пиломатериалов определены ГОСТом 24454-83. Им также нужно строго соответствовать;
  • в соответствии с ГОСТом 26002-83 предъявляются технические требования к пиломатериалам из хвойных пород: описанию упаковки, прокладок и маркировок (ГОСТ 16369-96 и ГОСТ 19041-85). В качестве упаковки пиломатериалов используют транспортные пакеты, специальные пленки и блок-пакеты;
  • с 2008 года в России действуют некоторые ограничения на вывоз круглого леса. При экспорте дерева этот момент также необходимо учитывать;
  • в процесс экспорта древесины задействуется ряд организаций: заказчик, торгово-промышленная палата, таможня, банки и страховые компании, транспортные предприятия, представительства министерства экономического развития и торговли, станции защиты растений;
  • чтобы оформить необходимые документы, потребуется юридическое сопровождение;
  • для перевозки древесной продукции потребуется собрать пакет документов: паспорт сделки, письмо с просьбой разрешить таможенное оформление по отгрузке, заявление с просьбой разрешить таможенное оформление креплению, спецификацию, инвойс, фитосертификат, а также платежные поручения для оплаты услуг таможни и перевозки;
  • пока собираются все необходимые документы, одновременно сам груз готовится к перевозке: пилится сырье на доски/брус, собирается пакет для транспортировки, оборачивается, обвязывается, маркируется, отправляется на погрузку;
  • в некоторых случаях требуется лесная декларация (если участок, на котором выращивался лес, находится в аренде).
  • помимо стандартного сбора за таможенное оформление уплачиваются НДС 20% и пошлина в размере 0;
  • также таможенные работники проверяют у груза наличие упаковочного листа и документы, подтверждающие его (зависит от вида продукции, его кода ТНВЭД в соответствии с таможенным тарифом и льготами по стране происхождения).

При вывозе древесной продукции также есть свои особенности перемещения:

  • помимо стандартного сбора за таможенное оформление уплачиваются НДС 20%, а также пошлина в размере 0%-12% (зависит от вида продукции, его кода ТНВЭД в соответствии с таможенным тарифом и льготами по стране происхождения);
  • также таможенные работники проверяют у груза наличие упаковочного листа и документы, подтверждающие его;
  • перед перевозкой древесной продукции необходимо заранее проверить товар по Единому списку продукции, подлежащей обязательной сертификации;
  • при ввозе древесных материалов сотрудникам таможни необходимо предоставить фитосанитарный сертификат международного образца, свидетельствующий о том, что перевозимые товары экологичны и соответствуют всем фитосанитарным нормам.

Международные перевозки красок (масляных, нитро- и полистирольных), эмали, олифы и лаков общим объемом свыше 1000 литров относятся к категории перевозок опасных грузов. Согласно международному договору о перевозке опасных грузов, краски имеют третий класс опасности и относятся к легковоспламеняющимся жидкостям. Перевозить большие объемы краски имеют право лишь профессиональные перевозчики, обладающие соответствующей лицензией и современным транспортом, подходящим к перевозке опасных грузов.

Перевозка краски и других жидкостей осуществляется в различной таре: банках, бочках, бутылях и других емкостях, помещаемых в деревянные или металлические ящики с обязательной маркировкой. Главное — это обеспечение надежного крепления груза в кузове автомобиля или в  контейнере, чтобы предотвратить опрокидывание емкостей с краской. При организации перевозки красок необходима подготовка сопроводительных документов с указанием особенностей перевозимых опасных веществ, четком соблюдении маршрута доставки груза с использованием современного транспорта и соблюдением правил разгрузки.

Таким образом, при перемещении строительных материалов  через таможенную границу, требуется предоставить комплект правильно оформленных складских и таможенных документов (накладные, сертификаты, ГТД). Также, необходимо обеспечить доступ к осмотру груза представителями таможенных органов.

 

Список литературы

 

  1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 26.11.2019)
  2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
  3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ
  4. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Подписан в г. Москве 11.04.2017)
  5. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 (ред. от 10.08.2016) «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»
  6. Постановление Правительства РФ от 16.10.2001 N 730 (ред. от 24.04.2018) «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»
  7. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 14.01.2019) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»

        8.Таможенный контроль  [Электронное издание] : учеб. пособие для студентов вузов / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. — Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.

 

[1] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 26.11.2019)

[2] Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 (ред. от 10.08.2016) «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»

[3] Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

[4] Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 14.01.2019) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»

[5] Постановление Правительства РФ от 16.10.2001 N 730 (ред. от 24.04.2018) «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»