Актуальность темы исследования политики определяется тем фактом, что новые ресурсы и возможности логистики, которые открываются в Арктике, являются прямой причиной роста интереса к этому уникальному макрорегиону и, естественно, привели к к увеличению международного интереса к освоению арктических простор. Это подтолкнуло Россию к необходимости разработки принципиально новой государственной политики в отношении ее арктических зон.
Арктика однин из богатейших ресурсами регион мира, включая углеводороды, что является первостепенным для всего мира из-за постепенного истощения континентальной ресурсной базы. По данным геологов, в Арктике находится около четверти мировых запасов углеводородов. Россия владеет основной долей ресурсов в Арктике, основные энергетические запасы которой расположены на арктическом континентальном шельфе. По мнению российских ученых, «запасы нефти, природного газа и газового конденсата в российском арктическом бассейне сопоставимы с углеводородными провинциями Ближнего Востока и Западной Сибири и составляют более 280 млрд. Тонн рабочей силы», — Конторович А.Е.
Быстрое сокращение ледяного покрова, которое весьма ускорилось за последние 30 лет, открыло новые перспективы для морской добычи углеводородов и развития судоходства вдоль главных транспортных путей Арктики: Северного морского пути и Северо-западного прохода. Так, согласно прогнозам американских учёных из Калифорнийского университета Л. Смита и С. Стивенсона, «из-за интенсивного таяния арктического льда, транспортные коридоры в Северном Ледовитом океане станут все более и более доступными к 2020 году, и к 2050 году проход по ним станет круглогодичный »
Для определения максимальной эффективности инвестиционного решения вводится понятие инвестиционной привлекательности. В современных концепциях нет единого подхода к сущности этой экономической категории.
Наиболее распространённой точкой зрения является сравнение инвестиционной привлекательности с целесообразностью вложения в компанию, которая интересует инвестора, что зависит от ряда факторов, характеризующих функционирование субъекта. Формулировка, хотя и правильная, весьма размытое и не дает оснований для анализа оценки.
Экономическое содержание инвестиционной привлекательности представляет собой группу объективных признаков, свойств, средств и возможностей, которые определяют вероятный платежеспособный спрос на вложения. Это определение более обширное и позволяет учитывать интересы всех участников инвестиционного процесса.
Оценивая инвестиционную заманчивость с точки зрения дохода и рисков, можно говорить, что это существование дохода (экономического эффекта) от вложения с минимальными рисками для инвестора.
Энергетические проекты это «точки роста» для Арктики. Арктика — одна из крупнейших и щедрых природными ресурсами зон; около 134 миллиардов баррелей нефти и еще больше газа (279 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента) расположены на шельфе. Более того, почти 70 процентов газа расположены в российской зоне Арктики. Около 80 процентов всех подводных запасов нефти и газа находятся на шельфе. Арктика содержит в себе около 25% общих запасов полезных ископаемых. Но в то же время в Арктике действуют нечеловечные климатические условия, геологическое строение на этой зоны весьма сложное, высокая капиталоемкость добычи углеводородов (подводные и ледовые работы очень сложны). Эта область земли удалена от промышленных центов, поэтому обеспечение населения Арктики жизненно важными ресурсами затруднено. Сложная добыча и транспортировка углеводородов, способы предотвращения и ликвидации экологических катастроф и так далее. Эти условия делают затраты на добычу ресурсов и строительство инфраструктуры в этой зоне весьма дорогими. Поэтому северные территории требуют эксклюзивных технологий и новых подходов к оценке инвестиционной привлекательности энергетических проектов.
Подавляющее большинство разведанных запасов нефти находится на континенте в двух автономных округах: Ямало-Ненецком и Ненецком. Сосредоточены на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и на западном арктическом шельфе в водах Карского и Баренцева морей.
Принимая во внимание ключевое значение континентального шельфа в обеспечении ресурсной безопасности страны, в настоящее время только ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром» и их дочерние предприятия имеют право на получение лицензий на разработку недр Арктического шельфа.
На арктическом шельфе в ведется добыча на месторождении углеводородов — Приразломном, которое было введено в эксплуатацию в декабре 2013 года. По оценкам, к 2035 году российская добыча нефти в Арктике составит 33 миллиона тонн. В настоящее время планируется ввести следующие месторождения углеводородов, расположенные в арктической зоне Российской Федерации:
для нефти: Лодочное, Сузунское, Русское, Тагульское, Кинско-Часельское участки, Западное Мессояхское, Восточно-Мессояхское месторождения, в том числе на шельфе Долгинского месторождения;
для газа: Южно-Тамбейское.
Одним из ключевых проектов, который станет локомотивом развития арктической зоны России и обеспечит достижение цели, поставленной Президентом РФ, является единый инвестиционный проект ПАО «Роснефть» по развитию группы компаний. Существующие и перспективные нефтяные месторождения расположены на севере Красноярского края и на полуострове Таймыр.
Отдельно стоит отметить такой проект, как производство СПГ. На территории Арктической зоны Российской Федерации в настоящее время реализуется макропроект Ямал СПГ (ОАО «НОВАТЭК»). Планируемая мощность завода составляет 16,5 млн тонн.
лизинг В соответствии с поручением Президента РФ Владимира Владимировича Путина продолжается работа по освоению арктических территорий России. Одной из приоритетных задач является выполнение заказа по увеличению перевозок по Северному морскому пути в объеме 80 миллионов тонн до 2024 года.
Проекты в области СПГ и нефтехимии получат льготную ставку НДПИ в размере 0% в течение 12 лет с даты поставки первой партии СПГ или газохимии, соответственно. Регионы получат право снизить до 0% региональную часть подоходного налога.
Проекты недобычные, в том числе проекты малого и среднего бизнеса, будут получать нулевую ставку подоходного налога в течение 10 лет и страховые взносы (7,6% вместо 30%). В настоящее время обсуждаются варианты применения страховых премий: прямая или компенсация. Регионы получат право снизить региональные и местные налоги с резидента Арктической зоны РФ до 0%. До 6 февраля мы ожидаем, что пакет законопроектов будет представлен в Государственную Думу Российской Федерации.
В статье изложены ключевые арктические проекты, ориентированные на системное развитие региона. Следует отметить, что в настоящее время в нормативных актах уже определены определенные положения для оценки инвестиционных проектов, реализуемых в арктической зоне. Однако следует отметить, что в документах по стратегическому планированию должны быть не только определенные положения, но и комплексный подход, связанный с комплексом запланированных мероприятий, которые должны быть взаимосвязаны в контексте задач, которые необходимо решить.
В целом, оценка эффективности проектов развития Арктики должна основываться на расчете набора показателей коммерческой, социально-экономической и бюджетной эффективности, а методические документы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, должны служить нормативной базой. В этом случае следует учитывать особенности реализации инфраструктурных проектов с использованием различных форм государственно-частного партнерства.
Список литературы:
- Клевлин А.И Арктика: как разбудить «спящий» регион // Нефтегазовая вертикаль. — 2019. — № №19(463).
- Назаров В.И., Калист Л.В. Риски в системе управленческих решений по выбору направлений и объектов освоения морских углеводородных ресурсов // Нефтегазовая геология. Теория и практика. — 2007.
- Марцинкевич Б. Арктика — территория развития. // Геоэнергетика.ш. 2017 URL: http://geoenergetics. ru/2017/10/31/arktika-territoriya-razvitiya (дата обращения: 15.01.20).
- Smith L. C. The New North: The world in 2050.. — London: Profile Books, 2012.
- Дудин М. Н. Стратегические приоритеты России в сфере институционально-инновационного недропользования в Арктическом регионе. Региональная экономика: Теория и практика. 2015;(26):2-12.