ФОРФЕЙТИНГ И ФАКТОРИНГ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА

21 мая 7:03

Любая предпринимательская деятельность характеризуется определённой степенью риска по проводимым сделкам между другими субъектами хозяйствования. Проблемы неплатежей или нарастания дебиторской задолженности продавца (экспортера товаров или услуг) решаемы посредством проведения форфейтинговых и факторинговых операций. С теоретической стороны изучения данных методов финансирования нужно отметить, что они известны давно. Но на практике в России данные операции только на сегодняшний день становятся популярными среди предпринимателей среднего и малого бизнеса, так как ранее этими операциями пользовались исключительно большие предприятия, компании [3].

Факторинг и форфейтинг представляет собой альтернативный способ кредитования. Однако, как отмечают Аджиева А.Ю., Дикарева И. А., Торосьян А. Г. в своем научном труде, «в качестве основной проблемы кредитования в России называют достаточно высокую стоимость кредитов», чем и можно отличить от  рассматриваемой формы финансирования [1].

Факторинг — это метод, используемый экспортерами товаров или услуг для ускорения движения их денежных средств. Этот процесс позволяет экспортеру получать до 80% стоимости счета-фактуры от банковской или факторинговой организации. При этом товары и услуги поставляются импортеру на условиях отсрочки платежа. 

Форфейтинг — это средство финансирования, которое позволяет экспортерам получать немедленную наличность путем полной продажи своей среднесрочной и долгосрочной дебиторской задолженности. Экспортер не несет ответственности за возможный дефолт импортера по дебиторской задолженности – все риски возлагаются на форфейтора.

Форфейтер — это физическое или юридическое лицо, которое приобретает дебиторскую задолженность, и импортер товаров или услуг затем выплачивает сумму долга форфейтору. Им, как правило, выступает банк или финансовая фирма, специализирующаяся на финансировании экспорта.

Факторинг во многом схож с операцией форфейтинга. Они представляют совокупность операций, связанную с поставками товаров и услуг и расчетами по ним. Необходимо рассмотреть отличительные особенности данных операций (рис.1) [4].

На современном этапе экономического развития многие компании испытывают различные риски, связанные с хозяйственной деятельностью. Это требует постоянной модернизации и совершенствования. В данном аспекте факторинговые и форфейтинговые организации могут играть значимую роль в решении проблемы. Они осуществляют финансирование дальнейшей менее рискованной деятельности посредством покупки дебиторской задолженности у экспортера товаров.

 http://meridian-journal.ru/uploads/2020/04/4022-1.PNG

Рисунок 1 – Отличительные особенности операций факторинга и форфейтинга

 

Отличительным преимуществом форфейтинга можно выделить то, что с помощью данной операции с экспортера товаров снимаются все риски по управлению, выплате долга и соотвествующие расходы. Также к достоинтвами является простота и оперативность в оформлении документов, и возможность для импортера получить полный объем товаров с отсрочкой платежа [2].

Рассматривая преимущества факторинговых операций, можно выделить, что этот вид финансирования сокращает цикл сбора денежных средств, то есть обеспечивает их быструю реализацию засчет продажи фактора дебиторской задолженности. Факторинговые компании предлагают меньшую документацию и более быструю реализацию средств по сравнению с другими финансовыми учреждениями. Факторы могут информировать экспортера товаров в отношении кредитоспособности стороны, от которой ожидается получение дебиторской задолженности. Это помогает в согласовании лучших условий между сторонами в будущих контрактах.

В России среди компаний наиболее актуален факторинг, так как он стал универсальным интрументом финансироания, позволяющим расширять производство и наращивать оборот активов. Если ранее факторинг обслуживал только малые и средние сегменты рынка, то на сегодняшний день кредитует и межнациональные сделки. По данной причине, сложно определить результаты действия форфейтинговых организаций на национальном рынке. К тому же Россия не является членом международной ассоциации форфейтинга. Совокупный портфель российского рынка факторинга по состоянию на 1 января 2020 года составил 808 млрд рублей [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что факторинг и форфейтинг представляют альтернативный способ кредитования субъектов бизнеса, посредством проедения операций, связанных с поставками товаров и услуг и расчетами по ним. В России необходимо наращивать проведение факторинговых операций в потенциальных для него отраслях, тем самым увеличивая количество клиентов и расширяя возможности для молодых компаний.

 

Список используемых источников:

  1. Аджиева А. Ю., Дикарева И. А., Торосьян А. Г. Потребительское кредитование в РФ на современном этапе: специфика, проблемы и перспективы развития //Аллея науки. – 2017. – Т. 3. – №. 9. – С. 205-211.
  2. Кайль А. А., Степанов И. С., Говорина О. В. Факторинг и форфейтинг: основные аспекты //Форум молодых ученых. – 2017. – №. 11. – С. 384-388.
  3. Скалова Е. А. Проблемы развития факторинга и форфейтинга как особых кредитных продуктов в России //Экономика и социум. – 2016. – №. 2. – С. 842-845.
  4. Хаджимусаева Л. И., Каимова Х. А., Бекмурзаев И. Д. Факторинг и форфейтинг как инструменты управления дебиторской задолженности предприятия // Всероссийская научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и аспирантов «наука и молодежь». – 2018. – С. 406-409.
  5. Факторинг в России в 1 полугодии 2019 года [Электронный ресурс]: / Ассоциация факторинговых компаний // Статистические показатели деятельности российских Факторов по итогам 1 полугодия 2019 года – 2019. – Режим доступа: http://asfact.ru/faktoring-rossii-v-1-polugodii-2019goda/