Под PR понимается управленческая деятельность, которая направлена на повышение уровня эффективности функционирования компании и улучшение ее перспектив в стратегической области, а также координация потоков информации между компаниями и общественностью, необходимых для выполнения этих задач. Выстраивание эффективной связи с обществом состоит в передаче сообщения, которое отражает цель организации и способность в удовлетворении потребностей аудитории. Основная цель пиара состоит в создании положительного образа компании в глазах потенциального покупателя, а также других заинтересованных сторон. Инструментарий деятельности по связям с общественностью достаточно многообразен и широк. [1]
Идеология такого элемента комплекса маркетинговых коммуникаций как связи с общественностью находит свое выражение в функциях, призванных выполнять PR-структуру. На сегодняшний день существуют различные модели классификации функций. Функции PR российской модели отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Функции PR российской классификационной модели [2]
Согласно исследованию ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) наибольшая часть PR компаний в России находится в Москве. Для большей наглядности отразим количество офисов агентств на графике.
Рисунок 2 – Количество офисов агентств в российских городах [3]
Исходя из данных представленных компанией АКОС можно составить примерный портрет российского PR агентства. Количество штатных сотрудников в таких компаниях варьируется от 2 до 220 человек. Средняя численность сотрудников в PR агентствах составляет 60 человек, возрастная группа среднего звена не превышает 29 лет, а диапазон возраста руководителей находиться в пределах от 30 до 39 лет. В редких случаях агентства имеют представительства в регионах, и совсем небольшой процент – представительство за рубежом.
Самыми популярными услугами PR компаний являются PR-сопровождение маркетинга B2B и B2C, кризисные и digital коммуникации. Причем с 2017 года эти же сферы деятельности компании относят к наиболее доходным и конкурентоспособным. Брендинг и продвижение территорий, финансовые коммуникации и связи с инвесторами, а также политические коммуникации, наоборот встречаются намного реже и занимают минимальный процент в структуре доходов PR агентств.
За прошедшие годы у респондентов сложилось определенное представление о развитие PR рынка в РФ, которое отображено на рисунке 3.
Рисунок 3 – Общие тенденции PR рынка [4]
Основной проблемой на современном этапе развития PR в России является текучка и нехватка квалифицированных специалистов, которая потеснила такие традиционные проблемы как кредитование и нечестные тендеры.
На сегодняшний день в России PR деятельность, в основном, осуществляется через Интернет. Статьи, публикуемые в интернет-журналах либо специализированных порталах, дублируются и в печатных изданиях.
В настоящее время специалисты в области SMM занимаются активным использованием социальных сетей как одного из основных методов PR, а также информирования, привлечения и роста потенциальных и существующих потребителей.
PR рынок в России активно развивается, но для занятия своей ниши компаниям необходимо развивать свои конкурентные преимущества. Специалистам по связям с общественностью необходимо постоянно проходить обучение, совершенствуя свой уровень компетенций, а также изучая практику Запада для адаптации ее под российский бизнес.
Литература
- PR (public relations, связь с общественностью) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.polylog.ru/ru/help/
- Функции PR [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.proreklamu.com/articles/public-relations/31651-funktsii-pr.html
- Официальный сайт ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью «Business Insights Survey» [Электрон. ресурс] – . Режим доступа: http://www.akospr.ru/wp-content/uploads/2019/06/AKOS_Business-Insights-Survey_2018_rezume.pdf
- Главные тренды российского PR-рынка: результаты ежегодного Business Insights Survey. Журнал Pressfeed [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://news.pressfeed.ru/trendy-rossijskogo-pr-rynka-rezultaty-ezhegodnogo-business-insights-survey/
References
- PR (public relations, svyaz` s obshhestvennost`yu) [E`lektron. resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.polylog.ru/ru/help/
- Funkcii PR [E`lektron. resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.proreklamu.com/articles/public-relations/31651-funktsii-pr.html
- Oficial`ny`j sajt Associacii kompanij-konsul`tantov v oblasti svyazej s obshhestvennost`yu «Business Insights Survey» [E`lektron. resurs] – . Rezhim dostupa: http://www.akospr.ru/wp-content/uploads/2019/06/AKOS_Business-Insights-Survey_2018_rezume.pdf
- Glavny`e trendy` rossijskogo PR-ry`nka: rezul`taty` ezhegodnogo Business Insights Survey. Zhurnal Pressfeed [E`lektron. resurs]. – Rezhim dostupa: https://news.pressfeed.ru/trendy-rossijskogo-pr-rynka-rezultaty-ezhegodnogo-business-insights-survey/