ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

14 августа 2:45

По мере развития процессов глобализации мировой экономики ведущая роль в мировой экономике постепенно закрепилась за новыми акторами: транснациональными компаниями (ТНК)[1]. Традиционно в экономической литературе под ТНК понимается компания (или корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах, при этом на долю зарубежных активов должно приходится примерно 25-30 % их общего объёма[2].

В процессе структурирования российской рыночной модели в переходный период были созданы все предпосылки для появления отечественных экономических субъектов, которые по своим характеристикам могут быть причислены к ТНК[3]. Российскими ТНК принадлежит определяющая роль в национальной экономике, поскольку они выступают в качестве одного из ключевых факторов обеспечивающих приток необходимого объема инвестиций в реальный сектор российской экономики[4].

Также стоит отметить, что Россия привлекательна для международных компаний как из-за емкости внутреннего рынка, так и из-за емкости региональных рынков. Крупные европейские и азиатские компании работают на российском рынке. Приток последних на российский рынок будет увеличиваться в связи с созданием Евразийского экономического союза. Иностранные компании выходят на российский рынок, и укрепление их позиций требует разработки стратегий с использованием соответствующих методов.

Выход международных компаний на российский рынок объясняется несколькими причинами: активизация интеграционных процессов в условиях развития глобализации; поиск новых рынков, которые повысят спрос на производимую продукцию и сократят издержки производства за счет использования большого потенциала квалифицированной рабочей силы на российском рынке труда; получить дополнительные выгоды за счет экономии на масштабе и конкурентных преимуществ перед отечественными фирмами в производстве высокотехнологичных отраслей; выход международных компаний на растущие национальные внутренние рынки позволяет повысить капитализацию международных компаний, адаптироваться к условиям, принятым в российских регионах, применять на практике и передавать полученные результаты другим существующим структурам международного общества в целом. В то же время международные компании имеют возможность в разных регионах принимающей страны использовать различные методы ведения бизнеса, которые они применяют, в зависимости от специфики регионального развития.

Международные компании, определяя перспективы развития бизнеса и укрепляя свои позиции на внутренних национальных рынках в принимающих странах, воспринимают свою основную задачу как разработку и реализацию бизнес-стратегии, повышая свою многонациональную гибкость и повышая конкурентоспособность. В целях поддержания баланса в работе международных компаний и российских компаний на российском рынке, а также для снижения риска конкуренции для отечественных российских компаний крайне важно определить методологические подходы, используемые международными компаниями для выбора стратегий ведения бизнеса за рубежом, а также критерии классификации стратегий международных компаний.

Крупные иностранные компании, выходящие на российский рынок, обычно используют стратегии, ориентированные на макроэкономическую и политическую ситуацию в России и международную экономическую и политическую ситуацию[5]. По данным журнала Forbes, публикующего список крупных иностранных компаний в России (табл. 1), лидером 2018 года признана французская Groupe Auchan, с магазинами «Ашан» и «Атак» (точно также как и в 2015 году). Второе место в 2015 году занимала немецкая Metro Group с подконтрольными ей проектами Metro Cash & Carry и Media Markt., в 2018 году она сместилась на 10 место, и вторым после лидера стала компания Тойота. Замыкает тройку лидеров как в 2015 г., так и в 2018 году, японская табачная компания Japan Tobacco International.

Анализируя данные таблицы 1, мы видим, что большинство крупнейших международных компаний, представленных на российском рынке, занимаются розничной продажей. Ритейлеры активно используют общий классовый подход.

Таблица 1

Анализ деятельности иностранных ТНК в России, млрд. руб.

№ в ретинге

Наименование компании

Выручка 2018г.

Выручка 2017г.

Сфера деятельности

1

Ашан, Атак/Groupe Auchan

327,7

356

Торговля

2

Тойота Мотор/Toyota Motor

313,2

272

Машиностроение

3

ДЖ.Т.И. Россия/Japan Tobacco International

303,4

289,2

Производство и продажа табачных изделий

4

ФМСМ/Philip Morris International

296,5

276,2

Производство и продажа табачных изделий

5

Фольксваген Груп Рус/Volkswagen Group

289,2

237,6

Машиностроение

6

Леруа Мерлен Восток/Leroy Merlin

275,8

226,7

Торговля

7

Пепсико Холдингс/PepsiCo

243,2

223,5

Пищевая промышленность

8

Киа Моторс Рус /Kia Motors

232?4

170,5

Машиностроение

9

ИКЕА/IKEA

218

195,4

Торговля

10

Метро Кэш энд Керри и Медиа-Маркт-Сатурн/Metro Group

217,4

231,6

Торговля

 

Они ориентированы на потребителей с разным уровнем дохода, поэтому они готовы предлагать товары на разных уровнях — от «эконом» до «люкс». Учитывая явную социальную дифференциацию в стране, ритейлеры удовлетворяют потребности разных групп населения с разным уровнем дохода. Также на российском рынке представлены компании, занимающиеся пищевой промышленностью и производством и продажей табачных изделий.

Современные российские ТНК структурированы по аналогии с ведущими западными ТНК, с максимальным учетом национальной специфики. На данный момент в РФ ведут активную экономическую деятельность несколько крупнейших ТНК, среди которых в первую очередь необходимо выделить:

— «Газпром», деятельность которой связана преимущественно с нефтегазовым сектором;

— «Аэрофлот», сфера деятельности которой сконцентрирована преимущественно в секторе авиаперевозок;

— «Лукойл», осуществляющая свою деятельность в секторе топливно-энергетической промышленности;

— Ингосстрах, осуществляющую свою деятельность в финансовом секторе;

— «Алроса», специализирующаяся преимущественно в секторе горнодобывающей промышленности и добыче алмазов и т.д.

С учетом исторически сложившейся специфики модели российской экономики, доминирующая роль принадлежит тем ТНК, деятельность которых прямо или косвенно связана с добывающей промышленностью, сектором геолого-разведывательных работ, топливно-энергетическим сектором. Это объясняется традиционным влиянием природно-климатического фактора на экономическую деятельность субъектов российской экономики[6].

Не случайно, в числе первых российских ТНК традиционно выделяют «Газпром» и «Лукойл», наиболее конкурентоспособных на мировом топливно-сырьевом рынке. В таблице 2 отражены основные экономико-финансовые показатели финансовой деятельности российских ТНК[7].

На основании анализа данных таблицы 2, можно говорить о том, что в целом, деятельность российских ТНК можно оценить как позитивную.

Таблица 2

 Основные показатели финансово-экономической деятельности российских ТНК

Название

Сфера деятельности

Чистая прибыль (млн. руб.)

Количество сотрудников

Ингосстрах

Финансы

14300

6437

Аэрофлот

Авиаперелеты

30616

26418

Газпром

Нефтегазовый сектор

951637

459600

Лукойл

Топливо

206749

105500

Алроса

Горнорудная и алмазная добыча

133470

29500

 

Роль ТНК в национальной экономике достаточно высока, и, по мере углубления процессов глобализации мировой экономики становится все более доминирующей[7].

Поскольку финансово-экономическая мощь современных ТНК превосходит экономическую роль национального государства, институту государства объективно приходится структурировать свои отношения с данными субъектами транснациональной деятельности с учетом соблюдения взаимных интересов. Разработка программ государственно-частного партнерства с крупным бизнесом трансформируется в процессах глобализации в объективное условие сохранения национальной конкурентоспособности, а в некоторых случаях и национальной экономической безопасности[8].

Итак, ТНК влияют как на страну базирования, так и на страну присутствия на взаимовыгодных условиях. Это связано с вложения свободного капитала с одной стороны и притока новых инвестиций с другой стороны. При этом можно выделить положительных и отрицательных факторов  деятельности ТНК. К основным положительным факторам относятся:

—      продвижение научно-технического прогресса, развитие инноваций, связанное с борьбой за конкурентоспособность;

—   развитие внутренней торговли за счет импорта ТНК современного оборудования и комплектующих;

—   развитие и распространение новых продуктов и услуг.

В свою очередь к отрицательным факторам можно отнести:

—      захват ряда важных сегментов деятельности, влияющих на расстановку экономических и политических сил страны;

— экологический фактор – зачастую ТНК оказывают негативный эффект на экологическую обстановку.

Негативное воздействие ТНК можно нивелировать за счет разработки и внедрения, а затем развития и совершенствования ряда нормативно-правовых актов, специализированных на деятельности зарубежных организаций на территории Российской Федерации[9].

Следует отметить, что в последние годы в Российской Федерации возникла проблема несоответствия между привлекательностью российского рынка для иностранных инвестиций и высоким уровнем политических рисков, которые препятствуют притоку и способствуют значительному оттоку национального капитала из страны. Россия.

Кризис и эффективное замораживание диалога между Россией и ЕС, а также введение экономических санкций с обеих сторон оказали влияние на все виды интеграции бизнеса. С российской стороны «Газпром» стал основным коммерческим участником, которому пришлось сократить поставки в ЕС на 13,8% (по итогам 2014 года по сравнению с 2013 годом). На взаимодействие инвестиций также повлияли санкции.

Другим вариантом изменения формы сотрудничества между компаниями, вызвавшим охлаждение политических отношений между сторонами, является использование европейскими компаниями инвестиционных фондов третьих стран в качестве платформы для инвестиций в российскую экономику.

В частности, французская компания Total объявила о планах использовать китайские средства для инвестирования около 15 млрд долларов в российские нефтегазовые проекты (в частности «Ямал-СПГ»)[10].

Наконец, важным и непосредственным следствием санкций и ухудшения экономических перспектив для России стало усиление корпоративной миграции. Это вопрос физического перемещения и ограничения активной деятельности в России, а не обычной перерегистрации штаб-квартиры с продолжением фактической работы компании в качестве российского ТНК (ярким примером этого является зарегистрированный в Амстердаме «Вымпелком»).

Исходя из вышеизложенного, мы отмечаем, что главной угрозой корпоративной интеграции и взаимовыгодной экспансии являются экономические санкции и торговые войны между Россией и ЕС. Максимальное количество возможностей для их успешного развития на крупных расширяющихся рынках обусловлено созданием Евразийского экономического союза. В этом смысле диалог между бизнесом и властью, как на уровне страны, так и на межгосударственном и наднациональном уровнях, имеет особое значение[11].

По нашему мнению, приоритетными задачами ТНК Российской Федерации должны быть укрепление и развитие отношений со странами, руководители которых не приняли санкций. Большинство из них являются государствами, которые не связаны со странами с развитой экономикой. Это, конечно, означает, что экономические отношения вначале не будут такими прибыльными и стабильными, какими они могли бы быть с ЕС и Северной Америкой. Тем не менее, потенциал экономик Азии, Южной Америки и Африки велик, как показывают все более недавние экспертные оценки. По нашей оценке, несмотря на все усилия и стремление убедить население, Россия не смогла конкурировать с экономиками промышленно развитых стран. Это сформировало отечественные ТНК. Однако работа с быстро развивающимися странами и их транснациональными корпорациями может стать тем самым ресурсом, который позволяет российским транснациональным корпорациям конкурировать с западными компаниями, приобретая их размеры, опыт и поддержку[12].

Таким образом, в современном мире транснациональные компании обладают огромными ресурсами и возможностями. Они напрямую влияют на международный рынок товаров и услуг и социально-экономическое развитие отдельных стран, включая Российскую Федерацию. В этом смысле необходимо разработать методологию анализа и оценки влияния транснациональных корпораций на экономическое развитие страны и своевременное принятие мер по регулированию их деятельности.

На сегодняшний день в России преобладает довольно благоприятный инвестиционный климат, хотя за последнее время и было замечено его снижение. Россия имеет довольно высокие баллы по таким показателям, как свобода бизнеса, фискальная свобода, налоговое бремя и свобода торговли. К сильным сторонам инвестиционной привлекательности можно отнести наличие важных природных ресурсов, значимый объём рынка, выгодное экономико-географическое положение и др. Для ТНК в России привлекательными в первую очередь являются следующие факторы: возможность монополизации, наличие у ТНК избыточного капитала и стремление выгодно разметить производство в тех регионах, где более дешевые ресурсы и др.

Касательно рекомендуемых мер, необходимо учитывать, что крупным международным компаниям, действующим заграницей, нужно адаптироваться к особенностям и специфике экономического, политического и социального контекста. Для этого в условиях рыночной экономики им стоит вовремя реагировать на изменения внешней среды и адаптировать свои организационные структуры к этим изменениям. Такие параметры, как темп инфляции, уровень безработицы, стабильность национальной валюты, международный платежный баланс, налоговая ставка, динамика ВНП и ВВП, процентные ставки, а также основные тенденции изменения структуры отраслей и организационных форм хозяйствования следует оценивать и регулировать на постоянной основе[13].

Таким образом, из вышесказанного следует, что в последнее время вести бизнес в России для ТНК становится все сложнее и по этой причине корпорации вынуждены искать и обращаться к разным способам адаптации. При ведении бизнеса ТНК наиболее остро проявляются различия в нормативно-правовой, политической, экономической и культурной сферах. Хотя в условиях глобализации мировой рынок функционирует по единым порядкам, тем не менее в каждом национальном рынке есть собственная специфика, которую необходимо постоянно оценивать, искать подход, адаптироваться, если ТНК нацелена на эффективную реализацию своей хозяйственной деятельности.

 

Список литературы

  1. Большой экономический словарь: 25000 терминов / Под ред. А.Н. Азрилияна. Институт новой экономики, ОМЕГА – Л, ГРУППА КОМПАНИЙ, 2015.
  2. Волков Г.Ю. Мировая экономика в вопросах и ответах. Часть 1: учебное пособие. – Казань: Изд-во «Бук», 2017.
  3. Волков Г.Ю., Локота О.В. Современная международная торговля: Учебное пособие. – Ростов н/Д: РИЦ ЮРИУ РАНХ и ГС, 2014.
  4. Землянская С.В., Глазкова Н.Г. Проблемы европейских ТНК при выходе на российском рынок // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты материалы международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2018. С. 88-100.
  5. Как иностранные компании выходят на российский рынок? Причины, стратегии, аналитика. 24 февраля 2018 [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://xn--24-dlci8j.xn--p1ai/kak-inostrannye-kompanii-vyxodyat-na-rossijskij-rynok.html
  6. Крылов А.В. Адаптация ТНК к условиям ведения бизнеса в РФ // Энигма. 2019. Т. 1. № 10-1. С. 54-59.
  7. Малая О.О. Анализ деятельности крупнейших российских ТНК // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(61) [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/2(61).pdf (дата обращения: 15.10.2019)
  8. Слепцова Е.В., Кеосиди И.И. Перспективы развития российских ТНК в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика.  № 4-1. С. 187-190.
  9. Spegele B., Peale A. Total Taps Chinese Banks to Fund Russian Project.: [site]. – Electronic text data. – Mode of access:http://www.wsj.com/articles/total-seeks-10-billion-to-15-billion-inchinese- financing-for-russian-project-1427093833
  10. Фирсова Е.В., Красюкова Н. Л. Транснациональные корпорации в экономике России [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://evansys.com/articles/novatsii-v-ekonomike-i-menedzhmente-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nauchno-prakti/sektsiya-2-ekonomika-i-upravlenie-narodnym-khozyaystvom/ transnatsionalnye-korporatsii-v-ekonomike-rossii/

 

[1] Малая О.О. Анализ деятельности крупнейших российских ТНК // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(61) [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/2(61).pdf (дата обращения: 15.10.2019)

[2] Большой экономический словарь: 25000 терминов / Под ред. А.Н. Азрилияна. Институт новой экономики, ОМЕГА – Л, ГРУППА КОМПАНИЙ, 2015.

[3] Волков Г.Ю. Мировая экономика в вопросах и ответах. Часть 1: учебное пособие. – Казань: Изд-во «Бук», 2017.

[4] Землянская С.В., Глазкова Н.Г. Проблемы европейских ТНК при выходе на российском рынок // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты материалы международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2018. С. 88-100.

[5] Как иностранные компании выходят на российский рынок? Причины, стратегии, аналитика. 24 февраля 2018 [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://xn--24-dlci8j.xn--p1ai/kak-inostrannye-kompanii-vyxodyat-na-rossijskij-rynok.html

[6] Волков Г.Ю. Мировая экономика в вопросах и ответах. Часть 1: учебное пособие. – Казань: Изд-во «Бук», 2017.

[7] Волков Г.Ю. Мировая экономика в вопросах и ответах. Часть 1: учебное пособие. – Казань: Изд-во «Бук», 2017.

[8] Малая О.О. Анализ деятельности крупнейших российских ТНК // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(61) [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/2(61).pdf (дата обращения: 15.10.2019)

[9] Фирсова Е.В., Красюкова Н. Л. Транснациональные корпорации в экономике России [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://evansys.com/articles/novatsii-v-ekonomike-i-menedzhmente-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nauchno-prakti/sektsiya-2-ekonomika-i-upravlenie-narodnym-khozyaystvom/ transnatsionalnye-korporatsii-v-ekonomike-rossii/

[10] Spegele B., Peale A. Total Taps Chinese Banks to Fund Russian Project.: [site]. – Electronic text data. – Mode of access:http://www.wsj.com/articles/total-seeks-10-billion-to-15-billion-inchinese- financing-for-russian-project-1427093833

[11] Землянская С.В., Глазкова Н.Г. Проблемы европейских ТНК при выходе на российском рынок // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты материалы международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2018. С. 88-100.

[12] Слепцова Е.В., Кеосиди И.И. Перспективы развития российских ТНК  в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-1. С. 187-190.

[13] Крылов А.В. Адаптация ТНК к условиям ведения бизнеса в РФ // Энигма. 2019. Т. 1. № 10-1. С. 54-59.