Качество управления налоговой системой во многом определяется эффективностью ее функционирования. Основу деятельности государства по регулированию налоговой системы составляют задачи и функции налоговой политики на соответствующем этапе развития государства. На современном этапе это является одним из наиболее важных и приоритетных направлений деятельности РФ. Повышение эффективности налогового администрирования является первоочередной задачей государства.
Налоговое администрирование – это важнейший инструмент в сфере государственного регулирования экономических отношений и финансовой политики, который реализуют уполномоченные государственные органы налоговой службы[1]. В систему их полномочий входит:
- контроль и реализация налоговых поступлений в бюджет;
- совершенствование налогового института;
- планирование качественного регулирования взаимоотношений в налоговом праве;
- организация, контроль и применение мер ответственности и так далее.
Налоговое администрирование — это комплексное направление деятельности налоговых органов, которое включает в себя такие основные элементы, как планирование, контроль, регулирование и учет в налоговой сфере.
Соответственно, налоговый контроль выступает эффективным и действующим элементом комплексного механизма налогового администрирования[2]. Налоговый контроль должен реализовываться в рамках права и законодательства государства, защищать финансовые интересы, корректировать процесс взаимодействия налогового органа и налогоплательщика, контролировать своевременность и полноту налоговых поступлений, а также регулировать их величину с объемом потребностей в финансовых ресурсах. Рассмотрим основные принципы, раскрывающие реализацию задач налогового контроля[3].
- безвозмездность осуществления;
- правомочность;
- профессионализм;
- определенность предмета контроля;
- взаимодействие и координация уполномоченных органов;
- полнота;
- превентивность;
- презумпция невиновности и правоты налогоплательщика;
- налоговая тайна.
Рассмотрев основные принципы налогового контроля, нельзя не выделить важнейшие области содержания налогового контроля. Первый основополагающий этап – выявление правонарушения, затем привлечение правонарушителя к ответственности[4]. Следующим шагом является предотвращение налоговых преступлений в будущем с целью снижения рисков налоговых преступлений. Последний этап — обеспечение неизбежности возникновения ответственности по результатам налогового контроля.
Статья 82 Налогового кодекса РФ определяет основные формы налогового контроля, который реализуется посредством комплекса мероприятий, осуществляемых исполнительными органами налоговой отрасли[5]. Данные мероприятия включают в себя:
- налоговые проверки;
- получение объяснений от субъектов налогового контроля;
- проверка данных учета и отчетности;
- учет налогоплательщиков и другие.
Важной и самостоятельной формой налогового контроля является налоговая проверка, при которой остальные выделенные формы являются составными элементами и осуществляются в рамках камеральной или выездной налоговой проверки. Потому они и не являются самостоятельными формами. Главная цель данной проверки заключается в контроле исполнения норм законодательства в финансовой и налоговой сфере, а объектом выступает совокупная финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика.
Рассмотрим такие виды, как камеральная и выездная налоговая проверка и установим различия между ними[6].
Под камеральной проверкой понимается осуществление проверки непосредственно внутри инспекции на основе налоговых деклараций. Для осуществления данной проверки уполномоченному органу не нужно разрешение руководства.
Основу выездной налоговой проверки составляет выезд уполномоченных сотрудников соответственно на объекты проведения проверки. Для данного вида контроля необходимо уже разрешение руководителя налогового органа.
Проблематика данной темы является то, что в России можно наблюдать недостаточный уровень собираемости налогов и сборов, в связи с низким качеством проведения налоговых мероприятий.
Мировая практика диктует такую тенденцию, что качественный налоговый контроль определяет результаты деятельности налоговых органов государства, из этого следует рост налоговых поступлений в бюджет государства[7]. Если механизм налогового контроля неэффективен, то налогоплательщики будут постоянно изыскивать возможности уклонения от уплаты налогов и сборов, что приведет к снижению их поступления в бюджет, что, в свою очередь, станет причиной нагнетания социальной напряженности в обществе.
Таким образом, решение выделенных проблемных сторон налогового контроля на законодательном уровне и разработка дополнительных контрольных мероприятий поможет установить положительную тенденцию в сфере налогового администрирования. Для совершенствования комплекса мероприятий по налоговому контролю необходимо:
- Создать условия для повышения налоговой культуры и дисциплинированности налогоплательщика;
- Повышать квалификацию работников налоговых органов и контрольно проводить аттестации по подтверждению их знаний и компетенций;
- Более широко внедрять компьютерные технологии для снижения трудоемкости рабочего процесса и снижения загруженности работников налоговых органов.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018) // Собрание законодательства РФ. — № 31. — 03.08.1998. — ст. 3824.
- Архиреева А.С. Никитина П.С. Контрольно-надзорная функция государственной власти и роль финансового контроля в ее осуществлении // Вопросы государства и права сборник научных статей. Краснодар, 2018 . — №. 13. — С 86-89.
- Болеста Т. А., Сумарокова М. А. Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования //Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства. – 2018. – С. 361-364.
- Дзагоева М. Р., Гезимиев А. С. Налоговый контроль в Российской Федерации //Экономика и предпринимательство. – 2016. – №. 4-1. – С. 181-183.
- Дзагоева М. Р., Айларова З. К., Марзоева А. С. Налоговый контроль: проблемы и перспективы его развития //Молодежь и наука: актуальные проблемы социально-экономического развития регионов России. – 2016. – №. 29. – С. 181-190.
- Сильвестрова Т. Я. и др. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ //Вестник Российского университета кооперации. – 2018. – №. 1 (31).
- Хорошавина Е. С., Скляров Р. А., Киреенко А. П. Налоговый контроль и борьба с уклонением от уплаты налога на имущество организаций //Рецензенты. – 2017. – №. 9. – С. 188.
References
- Tax code of the Russian Federation (part one) of 31.07.1998 No. 146-FZ (ed. of 27.11.2018) / / Collection of legislation of the Russian Federation. — No. 31. — 03.08.1998. — V. 3824.
- Arkhireeva A. S. Nikitina P. S. Control and supervision function of state power and the role of financial control in its implementation / / Questions of state and law collection of scientific articles. Krasnodar, 2018 . — no. 13. — From 86-89.
- Bolesta T. A., sumarokova M. A. Tax control as the main element of the tax administration system / / Development of the strategy of social and economic security of the state. — 2018. Pp. 361-364.
- Dzagoev M. R., A. S. Gezimieva Tax control in the Russian Federation //Economics and entrepreneurship. — 2016. — no. 4-1. Pp. 181-183.
- Dzagoeva M. R., aylarova Z. K., Marzoeva A. S. Tax control: problems and prospects of its development / / Youth and science: actual problems of socio-economic development of Russian regions. — 2016. — no. 29. Pp. 181-190.
- Silvestrova T. Ya. ET al. TAX CONTROL and ASSESSMENT of its EFFECTIVENESS / / Bulletin of the Russian University of cooperation. — 2018. — no. 1 (31).
- Khoroshavina E. S., Sklyarov R. A., Kireenko A. P. Tax control and fight against tax evasion on property of organizations / / Reviewers. — 2017. — no. 9. — Pp. 188.
[1] Дзагоева М. Р., Айларова З. К., Марзоева А. С. Налоговый контроль: проблемы и перспективы его развития //Молодежь и наука: актуальные проблемы социально-экономического развития регионов России. – 2016. – №. 29. – С. 181-190.
[2] Болеста Т. А., Сумарокова М. А. Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования //Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства. – 2018. – С. 361-364.
[3] Сильвестрова Т. Я. и др. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ //Вестник Российского университета кооперации. – 2018. – №. 1 (31).
[4] Хорошавина Е. С., Скляров Р. А., Киреенко А. П. Налоговый контроль и борьба с уклонением от уплаты налога на имущество организаций //Рецензенты. – 2017. – №. 9. – С. 188.
[5] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018) // Собрание законодательства РФ. — № 31. — 03.08.1998. — ст. 3824.
[6] Дзагоева М. Р., Гезимиев А. С. Налоговый контроль в Российской Федерации //Экономика и предпринимательство. – 2016. – №. 4-1. – С. 181-183.
[7] Архиреева А.С. Никитина П.С. Контрольно-надзорная функция государственной власти и роль финансового контроля в ее осуществлении // Вопросы государства и права сборник научных статей. Краснодар, 2018 . — №. 13. — С 86-89.