ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАТФОРМЫ ZOOM В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

14 мая 8:28

В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции в мире образовательные учреждения активизируют трансформацию учебного процесса в новый формат с применением современных цифровых технологий. Переход на дистанционную форму обучения поставил перед образовательными организациями ряд задач, требующих незамедлительного решения. Одной из главных является разработка алгоритма по внедрению и реализации дистанционных цифровых технологий. В этой связи, актуальным вопросом становится  выбор оптимальных инструментов онлайн обучения. В России, переход на дистанционный способ работы и обучения, в связи со сложившимися эпидемиологической ситуацией произошел позже, чем в Китае, Европе и США. Данные обстоятельства предопределили резкий рост частоты использования каналов сети Интернет, начиная со второй недели марта 2020 года. Так, например,  в Москве  общий интернет-трафик увеличился почти на 20% и составил 4 370 Гбит/с (рис. 1)

Рис. 1. Общий трафик (г. Москва), Гбит/с

Многие образовательные учреждения и педагоги в срочном порядке стали искать технические возможности для организации процесса дистанционного обучения с использованием видеоконференций и возможностью двусторонней коммуникации, на бесплатной основе.

На сегодняшний день одним из наиболее перспективных средств  дистанционных образовательных технологий является платформа Zoom Cloud Meteengs, имеющая более совершенный функционал, чем Skype и Hangouts. Zoom — это сервис, позволяющий организовать видеоконференции и звонки, имеющий широкие возможности и применяемый для проведения интерактивных занятий, вебинаров, с привлечением большого количества участников. Данная платформа обладает следующими функциями:

– создание бесплатной учетной записи;

– закрепление виртуального кабинета;

– совместное использование экрана;

– проведение интерактивных лекций;

– создание комнаты (кабинета) для совместной работы преподаватель-студенты;

– работа с Google Диском, Dropbox, Box и др.;

– наличие полнофункционального мобильного приложения;

– организация групповых чатов для обмена текстом, изображениями, аудио и т.д.

– видеозапись проводимых конференций.

Следует отметить, что Zoom подходит для индивидуальных и групповых занятий. Для работы с платформой студенты могут использовать различные девайсы: компьютер, ноутбук, планшет, смартфон и т.д. К видеоконференции может подключиться любой участник, имеющий прямую ссылку или идентификатор конференции. Проводимую лекцию или консультацию можно запланировать заранее, а также сформировать повторяющуюся ссылку, позволяющую проводить регулярные занятие в определенное время.

Важнейшей функцией Zoom Cloud Meteengs для преподавателя является возможность распределять студентов по группам и предлагать индивидуальные задания. Кроме того, студентов можно объединить в группы по проводимым занятиям, разместив их в отдельные комнаты — сессионные залы (мини-конференции), где они могут общаться между собой. Количество сессионных залов определяет преподаватель, при этом, участников можно распределять как автоматически, так и в вручную. У организатора существует возможность «перемещаться по комнатам» и контролировать учебный процесс, а также  переводить участников из одной «комнаты» в другую.

Наличие электронной доски, обеспечивает возможность для преподавателя делать записи, заметки, разбирать ошибки, использовать фигуры, формулы для наглядного объяснения излагаемого материала. Преподаватель может передавать контроль над доской студентам для  написания ответа, решения задания, что позволяет не перегружать студентов лишними файлами в чате.

Функция демонстрации своего экрана, включает важный инструмент “Комментировать” (Co-annotation), а также разрешает выделять конкретные элементы и  участки текста, стирать, показывать необходимый материал, презентации. Данная опция является двусторонней, позволяя студенту делиться информацией со своего экрана.

Платформа позволяет проводить видеозапись занятия, с возможностью приостановки записи для обсуждения вопросов или отдельных тем со студентами.

Простота, доступность и функциональность платформы Zoom сделано ее наиболее востребованной из всех аналогичных приложений. В связи с эпидемией короновирусной инфекции количество пользователей Zoom увеличилось с 10 млн. чел. в декабре 2019 года до 200 млн. чел в марте 2020 года. В первые рабочие дни, после того,  как Минобрнауки рекомендовал вузам перейти на дистанционное обучение, резко увеличился трафик на платформах, предоставляющих возможность проведения видеоконференций.  Так, по данным компании SimilarWeb в России количество посещений Zoom.us за один день возросло на 54% (рис.2.), а у Skype.com, основного конкурента платформы Zoom, количество посещений увеличилось на 29%.

Рис.2 Изменение трафика сайтов Zoom.us и Skype.com в России.

С учетом вышесказанного, авторы выделяют ряд преимуществ применения платформы Zoom в образовательной среде университета:

– наличие бесплатной версии (40 минут) с приглашением до 100 участников;

– возможность видеть и слышать студентов;

– простота настройки;

– функция демонстрации рабочего стола (презентации), в процессе трансляции;

 – наличие электронной доски;

– возможность формировать учебные группы, вести чат с обучающимися и обмениваться файлами;

– запись занятий и чата;

– интерфейсы на русском языке.

Для организации эффективной работы с платформой Zoom пользователям необходимо соблюдать следующую последовательность этапов.

  1. Выбрать устройство для работы с сервисом: компьютер, ноутбук, смартфон и.д.
  2. Скачать программу с официального сайта сервиса https://zoom.us/download.
  3. Зарегистрироваться и авторизироваться.
  4. Определиться с каналом коммуникации для отправки ссылки на конференцию и ее идентификатора (например, через мессенджеры WhatsApp, Viber, электронную почту и др.)
  5. Назначить время проведения занятия и запланировать конференцию. Прислать ссылку и/или идентификатор конференции, которые система Zoom создает при заполнении формы планирования.
  6. В установленное время перейти по ссылке, включить камеру и микрофон, начать трансляцию, добавив участников. Если говорит только преподаватель — рекомендуется нажать кнопку «Отключить звук» других участников.
  7. После завершения изложения материала, ответив на вопросы студентов, завершить конференцию.

Несмотря на все положительные аспекты использования платформы для организации дистанционного образования, резко возросший интерес к  Zoom во всем мире и увеличение количества пользователей выявили ее слабые стороны. Так, если конференция не защищена паролем, то к ней может подключится любой, зная лишь ее идентификатор, который легко подбирается мошенниками. Данная тенденция получила название Zoom- bombing. Кроме того, записанные конференции, переговоры, звонки находятся в онлайн-хранилище и не защищены паролем, найти их можно воспользовавшись простым онлайн-поиском.

В заключении следует отметить, применение платформы Zoom дает возможность реализовывать полноценный учебный процесс в дистанционной форме, обеспечивая необходимый уровень и качество образования. Однако, внедрение электронного дистанционного образования требует полной трансформации подхода к организации проведения лекционных и практических занятий в высших учебных заведениях, что предполагает обучение преподавателей и студентов навыкам работы с цифровыми технологиями, такими как платформа Zoom. Кроме того, необходимо создать условия для безопасности и защиты информации, передающейся по средствам цифровых технологий, и обеспечить всех участников образовательного процесса необходимыми техническими средствами для организации полноценной работы в онлайн среде.

Литература:

  1. Официальный сайт аналитической компании медиа-холдинга РосБизнесКонсалтинг. — URL: https://www.rbc.ru/
  2. Официальный сайт аналитической компании SimilarWeb. — URL: https://www.similarweb.com.
  3. Куликова О.М., Суворова С.Д. Использование инноваций в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1(43). С. 198-204.
  4. Тропынина Н. Е. Понятие и регулирование гибких форм занятости в России на современном этапе развития./В сборнике: Социально-экономическая роль денег в обществе. Материалы ХIII Международной научно-практической конференции. Под научн. ред. В. А. Кунина. 2016. С. 189-194.

Literatura:

  1. Oficial’nyj sajt media-holdinga RosBiznesKonsalting. — URL: https://www.rbc.ru/
  2. Oficial’nyj sajt analiticheskoj kompanii SimilarWeb. — URL: https://www.similarweb.com.
  3. Kulikova O.M., Suvorova S.D. Ispol’zovanie innovacij v obrazovatel’noj srede // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2020. № 1(43). S. 198-204.
  4. Tropynina N. E. Ponyatie i regulirovanie gibkih form zanyatosti v Rossii na sovremennom etape razvitiya./V sbornike: Social’no-ekonomicheskaya rol’ deneg v obshchestve. Materialy HIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod nauchn. red. V. A. Kunina. 2016. S. 189-194.