ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА СДЕЛОК В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА

24 июня 3:04

Понятия банкротства предприятий существует в российской экономики с момента принятия первого федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», который был принят в 1993 году. В период с 1993 года по 2019 законодательство в сфере несостоятельности претерпело значительные изменения, которые обусловлены рядом причин:

  1. Использование механизмов банкротства с целью вывода активов;
  2. Присутствие компаний на рынке использующих механизм преднамеренного банкротства с целью ухода от уплаты долгов;
  3. Рейдерские захваты с помощью механизмов банкротства;
  4. Скупка активов по заниженным ценам заинтересованными лицами и пр.

Одной из актуальных проблем процесса банкротства в современной экономики по–прежнему остается преднамеренное банкротство, недобросовестные или некомпетентные действия руководства.  Несмотря на множество изменений, которые претерпело законодательство в сфере банкротства, проблемы доказательства фактов наличия признаков преднамеренного банкротства или установление фактов недобросовестных, некомпетентных действий или бездействий органов управления должником остаются одними из самых актуальных. С целью выявления таких признаков арбитражный управляющий на первом этапе проводит анализ финансового состояния должника. На основе финансового анализа делается предварительный вывод о наличии или отсутствии  признаков преднамеренного банкротства или недобросовестных действий органов управления должника. На следующем этапе проводится анализ сделок. Анализ сделок проводится  по следующим направлениям:

— соответствие условий сделки рыночным условиям;

— юридическая правомерность сделки.

Анализ сделок должника регулируется следующими нормативно-правовыми актами (НПА):

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002);

Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367
«Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
;

Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855
«Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»
.

Приведенные НПА достаточно подробно описывают критерии выявления сделок должника, которые являются подозрительными или оспоримыми. Анализ проводится на основании следующих документов:

— вторичная бухгалтерско-финансовая отчетность должника (позволяет сделать предварительные выводы);

— банковские  выписки по движению денежных средств по счетам должника (позволяют выявить подозрительные сделки или сделки с аффилированными лицами, в случае установления факта аффилированности);

-ответы регистрирующих органов (позволяют установить наличие движимого, недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, а так же движение имущества за предыдущие периоды) ;

-первичная бухгалтерско-финансовая отчетность должника (позволяет создать доказательную базу для оспаривания сделок должника, чаще всего отсутствует).

Помимо официальных источников арбитражный управляющий может использовать интернет ресурсы, информационные базы, которые позволяют установить косвенные факты аффилированности лиц.

НПА устанавливают достаточно обширный перечень информационных источников для проведения анализа сделок должника.

В практической же деятельности арбитражные управляющие сталкиваются с множеством фактов, которые препятствуют формированию объективных вывод, основными из них являются:

  • Отсутствие первичной документации или непредоставление ее должником (первичная документация не передается руководителем должника арбитражному управляющему; первичная документация умышлено уничтожается и пр., ответы регистрирующих органов часто содержат неполный пакет документов – отсутствуют первичные документы, устанавливающие право собственности, переход права (особо речь касается транспортных средств и техники);
  • Отсутствие четкого механизма установления признаков аффилированности лиц;

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что в заключении об анализе сделок часто делается вывод «о невозможности сделать вывод о наличии/отсутствии подозрительных или оспоримых сделок в связи с отсутствием документации». Таким образом, современная модель проведения анализа позволяет злоумышленникам  избегать ответственности за преднамеренное банкротство и/или действия/бездействия органов управления должником.

Решение этих проблем может быть достигнуто путем введения механизма по формированию информационных баз по сделкам организаций, а так же совершенствования законодательства в сфере определения и доказывания наличия признаков аффилированности юридических и физических лиц.

Список литературы:

  1. Курошева Г. М. Теория антикризисного управления: учебное пособие. / Г.  М. Курошева, С. Е. Гуляевский. — СПб.: ООО «Типография «НП-Принт», 2014. — 372 с.
  2. Организационно-правовое обеспечение антикризисного (арбитражного) управления/ под ред. Г. М. Курошевой. Том 1. Правовое обеспечение, — СПб, ГУМРФ, 2014. – 831 с.
  3. Организационно-правовое обеспечение антикризисного (арбитражного) управления./ под ред. Г. М. Курошевой. Том 2. Экономическое обеспечение, — СПб, ГУМРФ, 2014. — 812 с.