Пассажирские перевозки играют важную социальную и экономическую роль. Процессы развития пассажирских перевозок происходят в сложных условиях решения противоречий между весомым социальным значением данной сферы и ее убыточностью, в следствии недостаточной компенсации со стороны государства, необходимостью повышения качества транспортных услуг, и низкой платежеспособностью населения, а также необходимостью обновления подвижного состава и отсутствием достаточного объема инвестиций.
Баланс интересов участников транспортных перевозок способствует эффективному поиску направлений преодоления указанных противоречий, и составляет основу совершенствования пассажирской сферы транспортировки как важного направления социального развития.
Проблема совершенствования процесса управления пассажирскими перевозками относится к наиболее актуальным и имеющих непосредственное влияние на конечные результаты деятельности предприятий различных видов транспорта. Значительный вклад в формирование экономических основ развития пассажирских перевозок внесли Е.В. Пронина[1], Н.Н. Калмыков[2], В.С. Марунич, Л.Г. Шморгун [3] и др.
Однако процессы реформирования системы управления пасажирскими перевозками требуют постоянного поиска не только современного инструментария управления пассажирскими перевозками, но и формирования основ их развития в условиях кризисного состояния экономики.
Проанализируем особенности транспортной услуги по перевозкам в городе в контексте измерения ее качества. Сравним виды городского пассажирского транспорта. Самым быстрым за счет полного отделения от транспортного потока является метрополитен — 35 км / ч. Корректировка оперативного маршрута является наиболее гибкой для автобусов и, в порядке убывания, для троллейбусов, трамвая и метро. Однако следует помнить, что изменение маршрута для оперативных целей может негативно сказаться на оценке качества поездки со стороны пассажиров. Устойчивая продолжительность работы во время пробок в автобусе, является крупнейшей, но вместе с тем и крупной по уязвимости[4].
Наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды вызывают автобусы, среднее — трамваи и троллейбусы, низкое — метрополитен.
Наиболее безопасными являются перевозки метрополитеном. Безопасность достигается здесь за счет выделенных путей движения и организации перевозок, но может быть легко разрушенной к примеру, из-за террористических актов, нарушений технологии перевозок, или неисправности основных средств транспортного производства. Если в наземном транспорте часть дохода от перевозок теряется вследствии безбилетного проезда, то в метрополитене это невозможно.
Во время управления спросом на перевозки населения городов используют две группы методов — обследование транспортных потребностей населения и его отношение к существующей системы транспортного обслуживания[5].
О пассажирских потоках на маршрутах возможно получить информацию благодаря таким методам как отчетно-статистические (билетные), визуальные наблюдения (глазомерный подход), табличная фиксация количества пассажиров на входе и выходе, расчет розданных талонов, анкетирование о транспортных потребностях.
Сегодня приобретает вес автоматизации расчета параметров пассажирских потоков с использованием средств видео- и фотофиксации.
Потребность в перевозках определяется транспортной подвижностью населения. Подвижность пропорциональна уровню жизни населения, культуре быта, развитию производительных сил, развитию самой транспортной инфраструктуры.
Подвижность можно определять как отношение количества перевезенных пассажиров с количеством жителей определенной территории; как отдельную подвижность определенного сегмента пассажиров (студенты, рабочие предприятий, пенсионеры). По показателю подвижности можно определить, насколько часто сегмент пассажиров пользуется услугой. От этого зависит и оценка качества транспортной услуги.
Предоставление жителям мегаполиса услуг наземного транспорта общего пользования осуществляется преимущественно за маршрутной технологией, действующей на постоянной основе (кроме такси и временных маршрутов). Если маршруты перевозок являются фиксированными, то их изменение или отмена может вызвать у пассажира недовольство качеством организации движения.
Основной задачей государственного регулирования и контроля в сфере автомобильного транспорта является создание условий качества пассажирских перевозок. Вместе с тем пассажирские перевозки должны обеспечивать безопасность и эффективность создания условий качества. Нормативы качества пассажирских перевозок регламентируются государственными стандартами, строительными нормами и отраслевыми правилами. Однако качество перевозок не является стандартизированной в контексте ее оценки со стороны пассажиров.
Это приводит к нарушению основополагающего принципа социальной ориентированности сервиса по перевозкам населения: перевозчик ориентируется на нормативы качества, а не на потребности клиентов.
Для каждого из этих направлений оценивания, в системе выделены на одном из трех уровней (сложные и простые свойства качества, показатели качества) наборы критериев оценки. Такими критериями на низком уровне (показателей) являются: соответствие комфортности, коэффициент использования вместимости, динамика коэффициента безопасности, уровень отказов в посадке, коэффициент регулярности, уровень транспортной усталости, затраты времени на поездку, стабильность тарифов, уровень информационного обслуживания пассажиров, плотность маршрутной сети.
Сформулируем принципы проведения мониторинга качества услуг городского транспорта:
- Исключительность важности качества как фактора поведения пассажира городского транспорта. Качество услуг транспорта общего пользования в городе есть главным фактором транспортного поведения и спроса на перевозку, а для переключения пользователей частных автомобилей — единственным. Это позволяет существенно упростить конструирование дизайнов исследований.
- Изменчивость содержания качества. Набор показателей качества, которые подлежат мониторингу, зависит от вида транспорта. Так, работу метрополитена не стоит оценивать по времени ожидания транспортного средства. А клаустрофобия не является важным фактором отказа от поездок в салоне троллейбуса.
- Приоритет определения места и времени контроля качества. На маршрутах с напряженным пассажирским потоком следует уделять большое внимание качеству перевозок.
- Зависимость качества от частоты пользования. Оценка качества перевозок пассажиром зависит от частоты пользования.
- Периодическая основа измерений. Измерение качества перевозок должны осуществляться на периодической основе, тогда менеджеры перевозчика будут иметь полную информацию по управлению качеством транспортной услуги.
- Учет интересов субъектов. Оцениванию подлежит как предоставленная перевозчиком (нормативная), так и воспринятая пассажиром информация о качестве.
- Адаптивность инструментария. Инструментарий оценивания должен адаптироваться под изменение цели исследований и (или) под изменение условий ее достижения.
Проанализируем также железнодорожные пассажирские перевозки. Железнодорожные пассажирские перевозки имеют важное как социальное, так и экономическое значение. На долю железных дорог приходится почти половина общего пассажирооборота страны. При этом система пассажирских перевозок не лишена недостатков, а именно для нее характерны: получение доходов, недостаточных для покрытия даже текущих эксплуатационных расходов, не говоря о необходимости в инвестиционных ресурсах; недостаточно эффективная система организации пассажирских перевозок; устаревший подвижной состав, значительное количество льготных категорий граждан и др.[6]
Перекрестное субсидирование негативно влияет на эффективность деятельности железнодорожного транспорта, порождает отсутствие мотивации по экономии расходов и повышения качества транспортного обслуживания как пассажиров, так и грузовладельцев. Вышеупомянутое осложняется также несовершенством нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта. В связи с этим возникает потребность гармонизации отечественного и международного транспортного законодательства.
Таким образом, на протяжении длительного времени пассажирские перевозки относятся к убыточному виду экономической деятельности железнодорожного транспорта, частично финансируется за счет прибыли от грузовых перевозок, поскольку железная дорога недополучает средства от перевозки льготных пассажиров. Устранение перекрестного субсидирования обеспечит большую прозрачность железнодорожно-транспортной системы, при этом она станет более привлекательной для внешних инвесторов, создаст стимулы для более полного формирования доходов от пассажирских перевозок за счет покрытия льготных перевозок и др.
Рассмотрим динамику пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в Российской Федерации (рис. 1, табл. 1).
Таблица 1 — Динамика пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в Российской Федерации за 2007-2018 г.г., млн. пассажиро-км[7]
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Значение |
173411 |
175871 |
153575 |
139028 |
139842 |
144612 |
138517 |
223420 |
206513 |
124461 |
155920 |
129371 |
Рисунок 1 — Динамика пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в Российской Федерации за 2007-2018 г.г.[8]
Следовательно таблице 1 и рисунку 1, можно сделать вывод, что динамика пассажирских перевозок имела стабильный характер с 2008 по 2013 годы. В 2014 году значение резко увеличилось и составило 223420 млн. пассажиро-км. С 2016 года значение пассажирских перевозок железнодорожным транспортом снова сократилось и оставалось стабильным, за исключением 2017 года, где оно снова повысилось.
Далее выделим ключевые направления, способствующие оздоровлению финансово-экономической ситуации и постепенному развитию пассажирских перевозок. Основными из них являются:
— комплексное распределение грузовых и пассажирских перевозок на разных уровнях: технико-технологическом, финансово-экономическом, организационно-правовом. Данный подход будет способствовать прозрачности финансовых потоков по этим видам экономической деятельности, выделению системы учета и формированию доходов/расходов, в целом, и создаст реальную почву для ликвидации перекрестного субсидирования, получения дотаций на установленные государством льготы, будет способствовать целевому использованию амортизационных накоплений и др.;
— обеспечение дальнейшего внедрения современных информационных технологий как для нужд железнодорожников (например, для автоматизированного оформления транспортной документации и составления эксплуатационной, а также кассово-финансовой отчетности, анализа эффективности перевозок и т.п.), так и для взаимодействия с клиентурой (терминалов самообслуживания для продажи билетов, интерактивных информационных справочников);
— применение преимуществ инструментов государственного финансового регулирования, таких как льготное налогообложение, кредитование (гарантированные государством), а также рыночных механизмов по обеспечению обязательной платности услуг;
— мониторинг и анализ спроса на пассажирские перевозки, моделирование поведения пассажиров, усиление информационного обеспечения и комплексности обслуживания, дальнейшее ускорение скорости движения, обоснование возможности предоставления новых дополнительных услуг пассажирам, обеспечение большей гибкости в тарификации перевозок и др.;
— повышение заинтересованности работников железнодорожного транспорта в оптимизации затрат на пассажирские перевозки и рост их качества; обеспечения для работников социальных гарантий.
Таким образом, можно сделать вывод, что управление развитием пассажирских перевозок представляет собой сложный поэтапный длительный процесс. При этом необходимо учитывать совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие пассажирского сектора. Совокупность действий этих факторов обеспечивает целостность и единство экономического развития пассажирских перевозок и постепенное становление безубыточного механизма пассажирского транспорта и экономики государства в целом.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
- Калмыков Н.Н., Калмыков Н.Н., Трофимова О.М., Маковкина С.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА И ПЕРЕВОЗОК. — TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIА. — №4. — 2017. — с. 103-105.
- Марунич В.С., Шморгун Л.Г. организация и управления пассажирскими перевозками: учебник. Киев: Миллениум, 2017. — 528 с.
- Мировой атлас данных. Кноема. — URL: <iframe src=»https://knoema.ru/atlas/embed/Российская-Федерация/topics/Транспорт/Железнодорожный-транспорт/Пассажироперевозки-железнодорожным-транспортом» allowtransparency=»true» frameborder=»0″ width=»920″ min-width=»560″ height=»700″ scrolling=»no»></iframe>.
- Пронина Е.В. Тенденции развития логистической системы управления пассажирскими перевозками в инновационной экономике// Инновационная деятельность. — 2015. — №2 (33). — с. 5-11
- Bakalinskyy A.V. (2014), “The pilot study interference movement of people outdoors railway station Kyiv Passenger”, Bulletin of Economics and Transportation Industry, vol. 45, pp.26-29.
- Sakun L. (2019). IMPLEMENTATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE ACTIVITY OF DOMESTIC MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES. — Economics and enterprise management. — № 36. — р. 266-272.
[1] Пронина Е.В. Тенденции развития логистической системы управления пассажирскими перевозками в инновационной экономике// Инновационная деятельность. — 2015. — №2 (33). — с. 5-11
[2] Калмыков Н.Н., Калмыков Н.Н., Трофимова О.М., Маковкина С.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА И ПЕРЕВОЗОК. — TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIА. — №4. — 2017. — с. 103-105.
[3] Марунич В.С., Шморгун Л.Г. организация и управления пассажирскими перевозками: учебник. Киев: Миллениум, 2017. — 528 с.
[4]Sakun L. (2019). IMPLEMENTATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE ACTIVITY OF DOMESTIC MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES. — Economics and enterprise management. — № 36. — р. 266-272.
[5] Марунич В.С., Шморгун Л.Г. организация и управления пассажирскими перевозками: учебник. Киев: Миллениум, 2017. — 528 с.
[6] Bakalinskyy A.V. (2014), “The pilot study interference movement of people outdoors railway station Kyiv Passenger”, Bulletin of Economics and Transportation Industry, vol. 45, pp. 26-29.
[7] Мировой атлас данных. Кноема. — URL: <iframe src=»https://knoema.ru/atlas/embed/Российская-Федерация/topics/Транспорт/Железнодорожный-транспорт/Пассажироперевозки-железнодорожным-транспортом» allowtransparency=»true» frameborder=»0″ width=»920″ min-width=»560″ height=»700″ scrolling=»no»></iframe>.
[8] Мировой атлас данных. Кноема. — URL: <iframe src=»https://knoema.ru/atlas/embed/Российская-Федерация/topics/Транспорт/Железнодорожный-транспорт/Пассажироперевозки-железнодорожным-транспортом» allowtransparency=»true» frameborder=»0″ width=»920″ min-width=»560″ height=»700″ scrolling=»no»></iframe>.