Оценка налоговых преференций в инновационной деятельности

13 августа 6:05

УДК 338.1

В Российской Федерации от формы представления налоговых льгот существуют разные налоговые преференции для развития инновационной деятельности, что обуславливает необходимость рассмотрения внутреннего содержание данных стимулов.

Во-первых, участники инновационной деятельности освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при проведении научных исследований и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности [1].

Данная мера стимулирования инновационной деятельности в отношении его развития носит противоречивый характер, т.к. предприятия, освобождаясь от уплаты НДС, не снимают обязанности по уплате данного налога с контрагентов. А последние, в свою очередь, не имеют интереса обременять себя дополнительными налоговыми нагрузками и поэтому неохотно сотрудничают с хозяйствующими субъектами, которые осуществляю НИОКР. Из-за данного обстоятельства налоговое законодательство РФ позволяет предприятиям, занятых в инновационной сфере, самостоятельно применять данную меру исходя из желания налогоплательщика.

Также необходимо отметить, что контрагенты имеют возможность переносить свои дополнительные обязательства по уплате НДС за организаций, занятых в инновационной деятельности, посредством заключения между ними договоров [3, с. 38].

Следовательно, освобождение от уплаты НДС предприятиям, осуществляющих инновационную деятельность, на практике может создавать дополнительные трудности и затраты, что делает ее малоэффективной.

Во-вторых, для осуществления инновационной деятельности предусмотрены упрощенные схемы учета расхода, которые касаются научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [1].

Расходы на проведение НИОКР включают в себя такие расходы как амортизация основных фондов и нематериальных активов, оплата заработной платы работникам,  приобретение сырья и материалов, создание фондов и другие расходы. Данные расходы, прежде всего, касаются проведения научных исследований и осуществления конструкторских разработок, которые непосредственно связаны с инновационной деятельностью.

Как видно, все перечисленные статьи расходов, согласно Налоговому Кодексу, включаются в упрощенную систему налогообложения, но для них существуют ограничения, т.е. данные расходы должны быть связаны только с проведением и разработкой инноваций. Следовательно, предприятиям, функционирующим в сфере инноваций, необходимо ввести двойной налоговый учет, а именно некоторую часть налогов учитывают по общей системе, а другую часть – по упрощенной системе налогообложения. Из-за данного обстоятельства предприятия не могут в полной мере получить положительный эффект от упрощенной системы налогообложения, т.к. процесс учета налогов по двум системам трудоемок и носит в себе дополнительные затраты. И поэтому данная мера поддержки также носит добровольный характер в отношении с налогоплательщиком [3, с. 39].

В-третьих, субъектам инновационной деятельности разрешено применять ускоренный подход к амортизации основных фондов, которые применяются для проведений НИОКР [1].

В данном случае, предприятиям дается возможность применять особый коэффициент амортизации, который не должен превышать 3, но при этом амортизация должна быть использована нелинейным методом [2]. Суть нелинейного метода заключается в том, что за первую четверть срока полезного использования основные средства могут амортизироваться до половины стоимости покупки. Следовательно, данная мера стимулирования инновационной деятельности дает временное снижение к обязательствам предприятий, функционирующих в области инноваций, по уплате налога на прибыль, занижая налогооблагаемую базу только в первые годы амортизации основных фондов [3, с. 40].

В-четвертых, финансовые ресурсы, предназначенные для целевого финансирования НИОКР в специальных фондах, ориентированных на поддержку инновационной деятельности, не подлежат к учету по налогу на прибыль [1].

Данная мера снижает обязательства хозяйствующих субъектов, функционирующих в инновационной сфере, по уплате налога на прибыль. Однако действие данной меры сильно ограничено, т.к. имеет строго целевое предназначение, т.е. не облагаются налогом на прибыль только те финансовые ресурсы, которые имеют целевой характер. Например, ресурсы, которые были получены на вознаграждение НИОКР, подлежат к учету по налогу на прибыль. Поэтому из данной меры могут получить положительный эффект только некоторые предприятия, осуществляющие инновационную деятельность [3, с. 41].

В-пятых, участники инновационной деятельности могут воспользоваться налоговым кредитом [1].

Под налоговым кредитом подразумевается отложенные налоговые обязательства налогоплательщика по уплате налога на прибыль в срок не более 5 лет с учетом последующей выплаты, включая размер задолженности и процентов по кредиту. Процентная ставка данного кредита должна быть не больше 75% ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. Также необходимо подчеркнуть, что размер налогового кредита не должна превышать 30% от стоимости основных фондов, приобретенных для НИОКР.

Данный кредит применяется только для разработки и усовершенствования технологий, создания и тестирования опытных образцов оборудования и материалов, а также модернизации технологий и оборудования производства и повышении энергоэффективности предприятия [1].

Казалось бы, данная мера привлекательна и перспективна. Однако, учитывая, что инновационная деятельность связана с высокими рисками, налоговый кредит увеличивает обязательства предприятия, потому что только в случае успеха в инновационной деятельности хозяйствующий субъект сможет получить выгоду, а в ином случае он обязан покрывать свои убытки от неэффективной деятельности и выплачивать проценты по данному кредиту [3, с. 41].

Следовательно, налоговый кредит, как мера стимулирования инновационной деятельности, снижает налоговую нагрузку предприятий на начальных этапах его деятельности.

В-шестых, налоговым законодательством России также предоставляются дополнительные меры по налоговому стимулированию и содействию инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Данные меры включают такие льготы как освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин при импорте оборудования, которые отсутствуют у отечественных производителей, для проведения НИОКР [3, с. 43].

Таким образом, предоставляемые налоговые преференции хозяйствующим субъектам для стимулирования и содействия инновационной деятельности носят двоякий характер, т.е. с одной стороны они облегчают выплаты налоговых обязательств, а с другой стороны – ограничивают применение данных мер, что усложняет введение инновационной деятельности.

Литература


  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru
  2. Аверченков В.И. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов / В.И. Аверченков. — 3-е изд., стереотип. — М: ФЛИНТА, 2016. — 293 с.
  3. Налоговое стимулирование инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов: монография / И.А. Митрофанова [и др.]. – Москва.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 119 с.

References


  1. Tax Code of the Russian Federation [Electronic resource] / http://www.consultant.ru
  2. Averchenkov V. I. Innovation management: textbook for universities / V. I. Averchenkov. 3rd ed., stereotype. — M: FLINT, 2016. — 293 p.
  3. Tax incentives for investment and innovation activity of economic entities: monograph / I. A. Mitrofanova [et al.]. – Moscow.; Berlin: Direct Media, 2018. 119 p.