ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

11 октября 3:04

В настоящее время одной из приоритетных стратегических целей внутренней государственной политики Российской Федерации является поддержка и развитие национальной экономики [1]. Наибольший потенциал такого развития — в эффективности функционирования частного бизнеса.

В последние годы предпринимается множество усилий со стороны государства для стимулирования роста малых и средних предприятий, в том числе упрощение механизма регистрации, предоставление налоговых льгот, послабления в сфере контроля. Одной из существенных мер поддержки является законодательное закрепление обязанности заказчиков при проведении конкурентных процедур закупок товаров, работ, услуг осуществлять закупки у малого бизнеса.

Так в части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что заказчики «обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% от совокупного годового объема закупок» [2].

Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закрепляет право Правительства Российской Федерации на установление «особенностей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов» [3]. Во исполнение указанной нормы реализовано Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц». Положением предусмотрено, что «годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок» (п. 5 Положения) [4].

Стоит отметить, что и в Федеральном законе № 44-ФЗ, и в Федеральном законе № 223-ФЗ присутствует один и тот же участник закупок — субъект малого предпринимательства (далее — СМП).

В августе 2018 года конкретизировано понятие, указанное в статье 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — закон о развитии малого и среднего предпринимательства), а именно: «субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее — реестр субъектов МСП) [5]. Обязанность по ведению реестра субъектов МСП возложена на федеральную налоговою службу. Сведения из реестра являются открытыми и общедоступными в сети «Интернет» на официальном сайте ФМС.

Проведем сравнительный анализ положений двух Федеральных законов в части допуска к участию СМП в электронных процедурах.





Положения

Федеральный закон

№ 44-ФЗ

Федеральный закон

№ 223-ФЗ

Подтверждение участником закупки принадлежности к субъектам малого предпринимательства

Предоставление декларации в заявке на участие в закупке своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ)

Предоставление декларации в заявке на участие в закупке своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства (п. 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1352)

Форма предоставления декларации

С помощью программно-аппаратных средств электронной площадки (п. 7 ч. 6 ст. 54.4, п. 7 ч. 5 ст. 66, пп. «в» п. 4 ч. 9 ст. 82.3, п. 8 ч. 9 ст. 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ).

В форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1352)

Основание принятия решения об отказе в допуске к участию в закупке

Наличие в документах и информации недостоверных сведений (п. 2 ч. 4 ст. 54.7, п. 1 ч. 6 ст. 69, п. 1 ч. 3 ст. 82.4, ч. 18 ст. 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ)

Непредоставление декларации (п. 14.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1352)

В случае с закупками по правилам, установленным Федеральным законом № 223-ФЗ, существует единая позиция контролирующих органов — действия заказчика признаются правомерными при отклонении заявок из-за отсутствия сведений об участнике в едином реестре субъектов МСП (решение ФАС России от 05.09.2017 № 223ФЗ-864/17, решение ФАС России от 02.07.2018 № 223ФЗ-475/18) [6].

В случае с закупками по правилам, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ, не все так однозначно.

С одной стороны, можно сделать вывод о том, что заказчик при предоставлении участником закупки декларации с помощью программно-аппаратных средств площадки имеет право проверить наличие сведений о таком участнике в реестре субъектов МСП и в случае отсутствия таких сведений считать декларацию недостоверной, как следствие — принять решение об отказе в допуске к участию в закупке. С другой стороны, обязанность по проведению такой проверки на заказчика законодательно не возложена; требовать дополнительные документы кроме «галочки» (декларации, подаваемой с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки) заказчик не имеет права.

Казалось бы, проблема правовых оснований проверки государственными заказчиками деклараций на достоверность, затронутая в исследовании О.Ю. Гурина, должна быть нивелирована после вступления в силу поправок к статье 3 закона о развитии малого и среднего предпринимательства, но это, к сожалению, не так [7]. В качестве примера можно привести актуальную практику антимонопольных органов.

При рассмотрении жалоб участников конкурентных процедур на действия комиссий заказчиков (отказ в допуске к участию в закупке) на стороне заявителя остались Московское УФАС России (решение от 07.06.2019 по делу № 077/06/00-2891/2019, решение от 13.09.2018 по делу № 2-57-11296/77-18), Башкортостанское УФАС России (решение по делу от 22.10.2018 № ГЗ-1087/18) [6]. Антимонопольные органы указывают на то, что требование о предоставлении участником закупки декларации о принадлежности к СМП не увязано с требованием о нахождении сведений о таком участнике в реестре субъектов МСП. При таком подходе наличие декларации является необходимым и достаточным условием для признания заявки участника соответствующей требованиям документации о закупке. Сам по себе факт отсутствия сведений об участнике закупки в реестре субъектов МСП в этом случае не признается безусловным доказательством непринадлежности участника закупки к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Марийское УФАС России действия заказчиков признало правомерными, а жалобу — необоснованной (решение от 26.08.2019 по делу № 012/06/106-457/2019) [6]. Антимонопольная служба приводит в пример Постановление Правительства РФ от 26 июля 2016 г. № 719 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в пункте 14(2) которого обозначено, что «при осуществлении закупок в случае несоответствия сведений о субъекте малого и среднего предпринимательства, содержащихся в декларации, сведениям, содержащимся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, заказчиком используются сведения, содержащиеся в реестре субъектов СМП» [8]. Данное постановление вносит изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц», но непосредственного отношения к Федеральному закону № 44-ФЗ не имеет.

Хабаровское УФАС России (решение от 23.04.2019 № 104), Омское УФАС России (решение от 01.02.2019 № 055/06/69-27/2019) [6] также остались на стороне заказчиков. Контролирующие органы сочли, что если участник закупки представил в составе заявки декларацию о принадлежности к малому предпринимательству, при этом реестр субъектов МСП не содержал информации об этом участнике закупки, то при таких обстоятельствах у комиссии заказчика отсутствовали основания для признания заявки участника закупки как не соответствующей требованиям документации.

Отсутствие единства антимонопольной практики неблагоприятно сказывается не только на уверенности в действиях комиссий заказчиков (при необоснованном отклонении участников закупки члены комиссии будут привлечены к административной ответственности), но и на применении мер государственной поддержки малого бизнеса в целом (возможна нецелевая поддержка, искажение отчетных сведений).

Для разрешения указанной проблемы и устранения противоречий необходимо законодательно урегулировать спорные моменты, а именно: нормативно закрепить обязанность участника закупки по 44-ФЗ для подтверждения своего статуса и получения преференций предоставлять сведения-выписки из реестра субъектов МСП.

А до тех пор, пока не будет устранена правовая коллизия, заказчикам придется принимать решения о допуске или отклонении участников закупок на свой страх и риск, обращая внимание только на практику антимонопольного органа субъекта Российской Федерации, в котором они работают.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: https://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2019).
  2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: https://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2019).
  3. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: https://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2019).
  4. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: https://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2019).
  5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: https://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2019).
  6. База решений и правовых актов // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы [Электронный ресурс] URL: https://br.fas.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2019).
  7. Гурин О.Ю. Как проверить достоверность декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства // Государственные и муниципальные закупки — 2017: Сборник докладов XII Всероссийской практической конференции-семинара. М.: ООО «Компания Ладья», 2017 — 336 с. — С. 239-245.
  8. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2016 г. № 719 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: https://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2019).