УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

21 мая 6:01
Нефтегазовый комплекс (НГК) в национальной экономике России представляет собой ведущую отрасль и с точки зрения наполнения доходной части бюджета страны и в аспекте его конкурентоспособности в рамках мирового хозяйственного комплекса.



Это связано прежде всего с тем, что нефть и газ являются доминирующими номенклатурными позициями в экспорте страны. Большой объем добычи данных энергоресурсов в новейшей истории нашей страны и их превалирующий экспорт покрывали убыточность и обеспечивали функционирование менее рентабельных сфер национальной экономики.



Речь идёт о том, что в современных условиях НГК позволяет более эффективно решать стоящие перед страной проблемы: сохранять стабильность курса национальной валюты, поддерживать благоприятное состояние платёжного баланса страны, преодолевать кризисное положение российской экономики особенно в нынешних непростых условиях объявленных нам санкций.



Санкции, введенные США и странами ЕС в 2014 году относительно ведущих предприятий и компаний российского нефтегазового сектора, существенно ограничили экспорт технологий и оборудования для глубоководного бурения, освоения арктического шельфа и добычи сланцевой нефти. Эти санкции были ужесточены с принятием в США 2 августа 2017 года нового Закона, который распространил их действие практически на все предприятия транспортного и нефтегазового секторов российской экономики, а также и на поддержку строительства российских экспортных газопроводов. Указанные ограничительные меры стали продолжением политики США и стран ЕС, направленной на углубление технологического отставания предприятий и компаний нефтегазового сектора России и снижение их конкурентоспособности в борьбе с иностранными контрагентами. [1].



Устойчивое развитие нефтегазового комплекса России является одним из основных условий обеспечения устойчивого развития страны в целом и предполагает реализацию двух основных направлений: во-первых, улучшение экологических, экономических и социальных показателей развития комплекса, и во-вторых, учет последствий современной деятельности нефтегазовых предприятий на возможности реализации своих потребностей будущих поколений.



Влияние Российской Федерации на состояние мирового нефтяного рынка определяется созданием модели экспорта, которая демонстрирует возможность обеспечения стабильности, эффективности и устойчивости добычи нефти.



Основная часть российской экономики занята нефтью и ее перерабатывающей продукцией, а также основным экспортным ресурсом страны. Россия экспортирует более 200 млн. Тонны сырой нефти в год. По данным BusinesStat, в 2018 году эта цифра может вырасти до 257,7 млн. Тонн. Таким образом, проблема становится очевидной зависимостью российской экономики от динамики мировых цен на нефть. Около 80% всех иностранных инвестиций в Россию сосредоточено в нефтегазовом секторе.



К сожалению, несмотря на то, что в России уже довольно давно разрабатываются различные стратегии, как в целом для развития страны, так и отдельных отраслей, комплексов и сфер, все еще существует некоторое недопонимание принципиального отличия стратегического управления от оперативного, ведущей идеей которого является перенос центра внимания на окружение или внешнюю среду объекта управления для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в ней изменения.



Рис. 1. Экспорт нефти из России, миллионов тонн [9]


В 2018 году объем экспорта нефти из России составил 263,5 миллионов тонн или 1,9 миллиардов баррелей. При этом поставки российской нефти в Европу в 2018 году выросли более чем на 9% относительно предыдущего года, составив 150 миллионов тонн.



Говоря об устойчивом развитии нефтегазового комплекса как его стратегической цели, следует отражать возможные изменения внешней среды на экологические, экономические и социальные показатели предприятий нефтегазового комплекса, а также учитывать при этом межпоколенческий аспект. В рамках последнего — необходимо прогнозировать отдаленные последствия функционирования нефтегазового комплекса, среди которых наибольшее значение имеют исчерпание соответствующих энергетических ресурсов и расширение территорий, страдающих от накопленного (прошлого) экологического ущерба.



Можно предложить следующую логическую схему определения стратегических приоритетов устойчивого развития нефтегазового комплекса России (рис. 2).



Рис. 2. логическая схема определения стратегических приоритетов устойчивого развития нефтегазового комплекса России [9]


Реализация первого стратегического приоритета — снижения негативного воздействия нефтегазового комплекса на окружающую среду — связана с необходимостью улучшения эколого-экономических параметров его функционирования и предполагает решение следующих задач:



—        снижение сбросов/выбросов загрязняющих веществ предприятиями нефтегазового комплекса в окружающую среду и ее основные компоненты (воду, воздух, почву);



—        разработку мер по реабилитации территорий после завершения добывающей деятельности с целью предотвращения образования объектов накопленного экологического ущерба;



—        сокращение объемов вовлекаемых в производственный оборот природных ресурсов, в первую очередь, воды.



Основой для реализации указанных задач является экологизация и модернизация производства предприятий нефтегазового комплекса, которая может быть осуществлена посредством внедрения так называемых «наилучших доступных технологий» [4]. Подход, опирающийся на «наилучшие доступные технологии», реализовывается в настоящее время в странах ЕС [5], сотрудничество с которыми в области энергетики Россия активно развивает. С 2001 года это сотрудничестве реализовывается в форме «Энергодиалога Россия-ЕС» — особой, новой формы взаимоотношений, е рамках которой создан и действует механизм консультаций государственных институтов с бизнесом в форме Тематических групп по важнейшим вопросам энергетической политики России и Евросоюза [6].



Гораздо сложнее добиться снижения темпов исчерпания ресурсов (нефти, газа) и связанных с ними изменений структуры недр, поскольку как энергоресурсы они практически незаменимы на современном этапе технико-технологического развития общества, и потребность в них все больше возрастает в соответствие с ростом производственных мощностей. Однако, учитывая их стратегическую ограниченность, с точки зрения потребностей будущих поколений, уже сегодня целесообразно начинать параллельно развивать разработки в области их возможной перспективной замены, с постепенным долгосрочным снижением их доли в общей структуре энергоресурсов. Для этого существуют различные возможности, в частности, связанные с развитием альтернативной энергетики — энергии солнца, ветра, геотермальной энергетики. И в данном случае речь идет не том, что мы должны сохранить запасы нефти и газа для следующих поколений, а скорее о том, что их резкое исчерпание не должно привести к экономической и социальной катастрофе. Несмотря на то, что на сегодняшние потребности, как внутренние, так и внешние, у России достаточно запасов данных ресурсов, в отдаленной перспективе ситуация может измениться.



В связи с этим необходимо добиться перехода на качественно новые способы производства и потребления, обеспечивающие экономию энергии, как электрической, так и тепловой, во всех секторах хозяйственной системы страны, включая и сам нефтегазовый комплекс. В соответствие с этим нами предлагаются следующие три ориентира его устойчивого развития: повышение эффективности использования нефти и газа в добывающем, перерабатывающем секторах; повышение энергоэффективности потребительского сектора; развитие альтернативной энергетики.



Первый ориентир предполагает совершенствование технологий добычи и переработки нефти и газа, их транспортировки и хранения, обеспечивающих снижение потерь и повышение таких показателей как коэффициент извлечения нефти, глубина ее переработки, выход светлых нефтепродуктов и др. В Энергетической стратегии России на период до 2030 года предполагается к концу ее реализации увеличить коэффициент извлечения нефти с 30 (в 2008 г. по факту) до 35-37, глубину переработки нефти с 72 до 89-90%, выход светлых нефтепродуктов с 57 до 72-73% [7].



Значительного внимания в рамках снижения темпов исчерпания нефтегазовых ресурсов из недр требует развитие такого направления, как альтернативная энергетика, которая построена на использовании потенциала так называемых возобновляемых источников энергии. Следует отметить, что по оценкам специалистов, объем технически доступных ресурсов возобновляемых источников энергии в Российской Федерации составляет не менее 24 млрд, тонн условного топлива. В 2008 г. установленная мощность генерирующих объектов, использующих возобновляемые источники энергии, и гидроаккумулирующих электростанций составила 47,2 млн. кВт, а их доля в структуре производства электроэнергии — 16,1%. К 2030 г. планируется доведение данных показателей до уровней 91-129 млн. кВт и 17,7-19,1% соответственно. Удельный вес производства тепловой энергии, полученной на базе возобновляемых источников энергии, был около 3%, или около 2000 млн. Гкал [8]. Учитывая оценку существующего потенциала использования возобновляемых источников энергии, следует подчеркнуть высокие перспективы развития данного направления в РФ.



В связи с этим целесообразно рассмотреть существующие стратегические документы, касающиеся нефтегазового комплекса России. В настоящее время отдельной стратегии развития предприятий нефтегазового комплекса не существует, однако стратегические ориентиры его развития определены в Энергетической стратегия России на период до 2030 года.  Хотя в Стратегии предусмотрено снижение зависимости российской экономики от энергетического сектора за счет опережающего развития инновационных малоэнергоемких секторов экономики и реализации технологического потенциала энергосбережения, а также снижение к 2030 году доли экспорта топливно-энергетических ресурсов в валовом внутреннем продукте — более чем в 3 раза, удельной энергоемкости валового внутреннего продукта — более чем в 2 раза, сейчас уже понятно, что при определении данных стратегических целей недостаточно учитывались изменения внешних экономических и политических условий развития России и ее экономики. Последние события на Украине и введенные санкции показывают, что необходим пересмотр Стратегии в части усиления мер по снижению зависимости российской экономики от экспорта сырьевых энергетических ресурсов, что непосредственно скажется на устойчивости развития нефтегазового сектора. Также следует ускорить реализацию мероприятий, обеспечивающих повышение энергоэффективности и экологизацию энергетического и нефтегазового комплекса России.



Таким образом, говоря о стратегических ориентирах (приоритетах) устойчивого развития нефтегазового комплекса, необходимо помнить, что экологические, экономические и социальные аспекты деятельности его предприятий взаимосвязаны и взаимоопределены. Это означает, что решая стратегические экологические проблемы комплекса экономически эффективными методами и заботясь о следующих поколениях и их потребностях в энергоресурсах и продукции переработки нефти и газа, предприятия комплекса обеспечивают себе более высокую конкурентоспособность и экономическую устойчивость. Необходимо также обращать внимание на то, что реализация всех предложенных приоритетов должна осуществляться с учетом экономических, и в первую очередь, финансовых, возможностей предприятий. А высокая экономическая и социальная значимость нефтегазового комплекса для социума России требует активного совместного участия в этих процессах не только частных, но и государственных структур, что предполагает развитие современных форм их государственно-частного взаимодействия.



 



Список литературы



 

  1. Ампилов Ю. П. Система многофакторной оценки месторождений углеводородов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2015. №4. С. 35-43.
  2. Ампилов Ю. П. О точности подсчета запасов // Oil & Gas Journal Russia. 2017. №1. С. 34-41.
  3. Эдер Л. В., Филимонова И. В., Проворная И. В., Немов В. Ю. Основные проблемы инновационного развития нефтегазовой отрасли в области добычи нефти и газа // Бурение и нефть. 2014. №4. С. 16-23.
  4. Запивалов Н. П. Инновационные технологии в разведке и разработке нефтегазовых месторождений на основе новой геологической парадигмы // Георесурсы. 2014. №1 (56). С. 23-28.
  5. Тяглов С.Г., Шевелева А.В. Влияние санкционной политики на эколого-ориентированное развитие предприятий нефтегазового комплекса Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 7 (430). С. 153–162.
  6. Полтева Т.В. Конвертируемые облигации: анализ преимуществ и рисков // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 26-27.
  7. Курилова А.А., Полтева Т.В. Сравнительная характеристика моделей оценки рыночной стоимости ценных бумаг // Вестник НГИЭИ. 2016. № 5 (60). С. 34-40.
  8. Раков И.Д. Механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов: опыт стран // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 2 (42). С. 67-82.
  9. Комарова А.В. Управление знаниями как фактор устойчивого экономического развития нефтегазовых компаний // Межотраслевой фонд «Национальный институт нефти и газа» (Москва). 2013. №1. С7-10