Развитие цифровой экономики привело к практической реализации цифровых преобразований во всех аспектах бизнеса. Сегодня это не просто смена деятельности, но и крупные цифровые проекты, трансформация городов и энергосистем. Однако создание и развитие компании в цифровой экономике требует новых, инновационных подходов. Необходимо стандартизировать цифровой учет и генерировать структурированную информацию, чтобы принимать управленческие решения в цифровую эпоху.
В России процесс цифровизации финансового менеджмента и бухгалтерского учета может привести к экономическому росту. После значительного спада в 90-х гг. за прошедшее столетие наша страна имеет возможность достичь принципиально иного уровня развития за счет прохождения нескольких этапов цифровизации одновременно.
Цифровая экономика определяется как экономическая деятельность, основанная на цифровых (информационных) технологиях. Для успешной конкуренции компании все чаще внедряют системы управления информацией и развивают продажу товаров и услуг по электронным каналам продажи. Почти все предприниматели признают, что использование информационных технологий при правильном использовании оказывает положительное влияние на бизнес.
Этот процесс называется цифровым преобразованием. Исследователи из Массачусетского технологического института определяют термин «цифровое преобразование» как «использующий современные технологии для значительного увеличения производительности и ценности компаний» («Цифровая трансформация: дорожная карта для организаций с миллиардными оборотами») [1].
Цифровая трансформация влияет на деятельность организаций, действующих во всех секторах экономики, что приводит к усилению конкуренции на внутреннем и внешнем рынках российской экономики [2].
Цифровая трансформация — это длительный процесс, результатом которого должно стать создание «цифровой организации». Четкое определение этого термина в обществе еще не сформировано. Однако из анализа литературы по этой теме можно получить следующее описание: Цифровая организация — это такая организация, в которой большинство процессов осуществляется без вмешательства человека (автоматизировано).
В принятой Стратегии развития цифровой экономики в Российской Федерации она понимается как экономическая деятельность, центральным производственным фактором которой являются цифровые данные, и способствующая формированию информационного пространства при одновременной потребности граждан и общества в получении качественных и надежных данных. Информация, а также развитие информационной инфраструктуры Российской Федерации способствует созданию и применению российских информационных и телекоммуникационных технологий и внедрению новой технологической базы для социально-экономической сферы.
На основании приведенных выше определений можно выделить основные отличительные черты цифровой экономики. По мнению автора, они могут включать в себя:
- электронный документооборот;
- использование GRM;
- создание социальных сетей бизнеса;
- электронные системы учета;
- использование ИКТ в производстве, управлении, связи и сфере развлечений;
- электронные хранилища данных;
- электронные платежные системы в контексте электронной коммерции.
В то же время авторы не занимаются вопросами взаимосвязи и взаимозависимости цифровой экономики с другими формами экономического развития (инновационная экономика, информационная экономика, неоиндустриальная экономика, цифровая экономика и виртуальная экономика, неоэкономика), фундаментальными интеграционными процессами, охватывающими общий вектор социальной и экономического развития; не выявлено систематических показателей, отражающих степень завершенности развития.
Финансовый менеджмент — это система мер управления и взаимоотношений, которые возникают внутри финансовой компании и направлены на эффективное извлечение, распределение и контроль финансовых ресурсов. Поэтому финансовый менеджмент может охватывать три экономических уровня: макро, мезо и микро.
Современное управление больше не может работать с бумажными данными о состоянии рынка, поведении конкурентов и технологических инновациях из-за его огромного объема данных, их быстрого устаревания и невозможности оперативного качественного анализа.
В целом, системы электронного обмена документами, включая этапы создания документов и его юридическую силу (в том числе посредством электронной цифровой подписи), могут значительно сократить расходы, особенно операционные, которые неизбежны при оформлении документов. В то же время система отчетности по выполненным задачам может кардинально измениться, поскольку будет исключать повторное дублирование как самих отчетов, так и процессов ввода одних и тех же данных в разные отчеты.
Системы записи или базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД) были разработаны для решения проблемы хранения информации и выполнения рутинной работы при составлении контрактов, извлечении и регистрации операционной деятельности. Это нововведение значительно упростило хранение информации, но не позволило руководству предприятия со временем анализировать информацию, формировать новые запросы к системе, интегрировать данные из разных систем записи, обрабатывать большие объемы информации, прогнозировать и генерировать отчеты. Необходимость такого анализа была обусловлена увеличением объема информации во внешней и внутренней среде организации и усилением конкуренции, что требует от руководства принятия быстрых решений для обеспечения гибкости организации в постоянно меняющихся условиях. Решение этой проблемы стало возможным благодаря появлению концепции хранилища данных.
Важным преимуществом цифровизации становится ускорение всех процессов, как управления, так и производства, что, в свою очередь, значительно сокращает циклы разработки продукта и выхода на рынок и сроки принятия рискованных инвестиционных решений.
Несмотря на множество преимуществ, современные информационные системы и технологии в отечественных компаниях развиваются и внедряются крайне медленно.
Основной причиной низких темпов разработки и внедрения информационных систем и технологий в России является относительно высокая цена покупки, необходимость постоянного совершенствования и обновления систем, защита данных и защита от несанкционированного доступа, что также требует постоянных и значительных финансовых вложений, и создание серьезных систем управления.
Каждая информационная система всегда подвергается повышенному риску кражи, уничтожения и повреждения электронных данных, как отдельными «частными хакерами», так и крупными структурами, включая многонациональные конкурирующие компании, а также различными специальными службами и другими структурами, которые получают информацию о компании.
Человеческий фактор играет решающую роль в этой ситуации. Поскольку в современном мире окончательное решение по-прежнему принимает один человек, несмотря на наличие самой современной информационной системы, всегда существует риск того, что неправильные и неуместные решения будут приняты из-за некомпетентности «первых» людей или их преднамеренных действий / бездействия.
Следующие факторы могут быть определены в качестве ключевых факторов замедления инноваций и внедрения современных защищенных информационных систем, которые являются одним из основных индикаторов развития цифровой экономики и экономики, основанной на знаниях:
- приоритет отдается сырьевому сектору, не сопряженному с развитием отраслей обрабатывающей промышленности, в первую очередь — наукоемких;
- ориентация на краткосрочные цели;
- значительная недооценка человеческого капитала;
- нарушение преемственности научных и технических знаний [3].
Как ни странно, частный сектор не заинтересован в развитии и модернизации отраслей, создании новых производств, новых технологий, внедрении инноваций, создании рабочих мест и улучшении социально-экономической ситуации в регионах, в которых он присутствует. Причины такой «апатии»: неопределенность в отношении стабильности экономики, ориентация на краткосрочные цели (зарабатывание денег «здесь и сейчас»), неэффективное расходование бюджетных средств, высокая вероятность растраты государственных средств, что, в свою очередь, приводит к низкой налоговой дисциплине.
Для многих представителей малых и средних компаний проблема доступа к последним достижениям науки и техники остается неразрешимой. В этом контексте одной из основных задач государства должно стать устранение препятствий, ограничивающих доступ к научно-техническим достижениям и обеспечение наиболее благоприятных условий для перехода к экономике, основанной на знаниях [4].
Любая развивающаяся страна может прийти к устойчивому и качественному росту только в том случае, если она будет уделять достаточное внимание научно-технической составляющей, разработке и массовому внедрению новых технологий, развитию высокотехнологичных отраслей промышленности и идущему в ногу со временем образованию.
Сырьевая промышленность из-за своего ограниченного характера и сфокусированности на ресурсной составляющей не в состоянии быстро и эффективно решать такие проблемы, что в конечном итоге приводит к застою в социально-экономической сфере, потере источников роста.
Однако для предприятий и государств новые методы управления могут представлять значительные угрозы. Они также не всегда вписываются в рамки существующих технологий управления. Характеристика стратегии и управления проектами современного менеджмента не подходит для цифровой экономики [5, 6]. По мнению автора, наиболее перспективной является концепция сетевого управления или управления проектом.
Подводя итог, можно сказать, что так называемая «революция в умах» является необходимой предпосылкой для перехода к новой модели цифровой экономики в управлении финансами, при которой традиционное представление менеджеров об управлении компанией, создание конкурентных преимуществ будет кардинально пересмотрено.
Литература
- Westerman G. [и др.]. Digital Transformation: A Road-Map for Billion-Dollar Organizations // MIT Center for Digital Business and Capgemini Consulting. 2011. C. 1–68.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7Mpdf (дата обращения: 12.10.2019).
- Гершанок А.А. Российская экономика на нефтяном пути: проблемы и перспективы инновационного развития предприятий // Индустриальная цивилизация: прошлое или будущее России: материалы III Пермского конгресса учёных-экономистов (г. Пермь, ПГНИУ, 17 февраля 2017 г.): в 2 т. / Перм. гос. нац. исслед. унт. Пермь. 2017. Т.1. 153 с., C. 21–25.
- Лаврушина О.И. Банковское дело. URL: http://finbook.news/delo-bankovskoe/bankovskoe-delotextbook-biz.html (дата обращения: 12.10.2019).
- Кох Л.В., Кох Ю.В. Банковский менеджмент: учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС. 2016. 280 с.
- Разу М.Л., Ким Р.Н. Сущность проектного управления: учебное пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» специализации «Управление проектом» / М.Л. Разу, Р.Н. Ким; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Гос. ун-т управления», Ин-т бизнеса в стр-ве и управления проектом. 2018. 50 с.
Translit
- Westerman G. [i dr.]. Digital Transformation: A Road-Map for Billion-Dollar Organizations // MIT Center for Digital Business and Capgemini Consulting. 2011. C. 1–68.
- Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossiiskoi Federatsii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r «Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoi Federatsii». URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 12.10.2019).
- Gershanok A.A. Rossiiskaya ekonomika na neftyanom puti: problemy i perspektivy innovatsionnogo razvitiya predpriyatii // Industrial’naya tsivilizatsiya: proshloe ili budushchee Rossii: materialy III Permskogo kongressa uchenykh-ekonomistov (g. Perm’, PGNIU, 17 fevralya 2017 g.): v 2 t. / Perm. gos. nats. issled. unt. Perm’. 2017. T.1. 153 s., C. 21–25.
- Lavrushina O.I. Bankovskoe delo. URL: http://finbook.news/delo-bankovskoe/bankovskoe-delotextbook-biz.html (data obrashcheniya: 12.10.2019).
- Kokh L.V., Kokh Yu.V. Bankovskii menedzhment: uchebnoe posobie. Vladivostok: Izd-vo VGUES. 2016. 280 s.
- Razu M.L., Kim R.N. Sushchnost’ proektnogo upravleniya: uchebnoe posobie dlya studentov spetsial’nosti 080507 «Menedzhment organizatsii» spetsializatsii «Upravlenie proektom» / M.L. Razu, R.N. Kim; M-vo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii, Gos. obrazovatel’noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Gos. un-t upravleniya», In-t biznesa v str-ve i upravleniya proektom. 2018. 50 s.