Проблемы малого и среднего бизнеса в Хабаровском крае на современном этапе, их решения

28 мая 7:59

Малое и среднее предпринимательство представляют собой комплекс, состоящий из небольших фирм, формирующих основу экономического развития субъекта, целью которого является получение прибыли в рамках действующего законодательства. При этом, средний бизнес целесообразно рассматривать как связующее звено между крупным бизнесом, малыми предприятиями и потребителями. Деятельность малого и среднего бизнеса в России регламентируется Гражданским и Налоговым кодексами, а также федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 24 июля 2007 г. Нормативные положения данных актов регулируют отношения между юридическими лицами, физическими лицами и органами государственной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства [1].

Федеральный закон № 209-ФЗ устанавливает критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству. В частности, законодатель устанавливает ограничения по численности работников по каждому виду субъекта (до 100 человек для малого бизнеса и до 250 человек для среднего бизнеса), предельные значения годовой суммы доходов (до 800 млн. рублей для малых предприятий и до 2 млрд. рублей для средних предприятий), установленные для каждого вида субъекта, а также имеются ограничения по долевому участию в уставном капитале субъекта[1].

Однако, несмотря на установленные законодателем ограничения, малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в социально-экономической структуре Хабаровского края. Субъекты малого и среднего предпринимательства присутствуют практически во всех отраслях экономики края, и оказывают значительное влияние на социальное и экономическое развитие территории Хабаровского края. В частности, субъекты малого и среднего предпринимательства формируют качественную конкурентную рыночную среду, создают и обеспечивают рабочими местами население края, что позволяет частично повысить уровень занятости населения. Наиболее значимое влияние малого и среднего предпринимательства наблюдается в отдаленных и труднодоступных района Хабаровского края, смягчая социальные проблемы данных территорий [5]. В таблице 1 представлена структура малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по видам экономической деятельности.

Таблица 1 – Структура малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности

2017 год

2018 год

2019 год

Прирост, %

Всего, фактическая численность, ед.

49729

52688

51617

3,8

Всего, структура, %

100,0

100,0

100,0

0,0

Сельское хозяйство

2,7

4,3

4,2

55,5

Добыча полезных ископаемых

0,9

1,4

1,0

16,3

Обрабатывающее производство

5,9

5,4

5,5

-8,1

Обеспечение энергией

0,6

0,8

0,8

47,3

Водоснабжение

0,7

0,6

0,6

-4,9

Строительство

12,8

11,7

11,8

-7,9

Торговля оптовая и розничная

31,7

25,7

26,9

-15,1

Транспортировка и хранение

8,7

9,2

8,9

2,5

Гостиничный бизнес, общественное питание

3,2

2,8

2,8

-12,6

Деятельности в области информации и связи

2,1

2,1

2,1

-0,9

Деятельности финансовая и страховая

0,8

1,2

1,2

46,4

Деятельность по операциям с недвижимостью

6,6

7,9

7,6

15,5

Деятельность научная и техническая

6,5

7,0

6,9

5,8

Деятельность административная

4,5

3,9

3,9

-13,4

Образование

3,8

3,7

3,6

-7,0

Деятельность в области здравоохранения

1,7

2,6

2,4

38,0

Деятельность в области культуры, спорта, досуга

2,0

2,5

2,2

11,7

Прочие услуги

4,6

4,8

4,7

2,1

По данным Единого реестра на конец 2019 г. числилось 51 617 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 25,6 тысяч субъектов среднего предпринимательства и 25,9 тысяч субъектов малого предпринимательства. Необходимо отметить, что в 2018 г. численность субъектов малого и среднего предпринимательства составляла 52 688 единиц, где 26,2 тысяч субъектов относились к среднему предпринимательству и 26,3 тысяч единиц к малому.

Таблица 2 – Структура малого и среднего бизнеса Хабаровского края за 2018 – 2019 гг.

Показатель

2018 год

Структура, %

2019 год

Структура, %

Факт, ед.

Прирост, %

Всего, ед.

52688

100,0

51617

100,00

-1071

-2,03

— малый бизнес, ед.

26317

49,9

25984

50,3

-333

-1,27

— средний бизнес, ед.

26371

50,1

25633

49,7

-738

-2,80

Таким образом, за 2019 г. несколько изменилась структура соотношения субъектов, что в целом объясняется изменениями в экономической и политической сферах. При этом, малый бизнес имеет больший уровень устойчивости к негативному влиянию внешней среды, и соответственно, более высокий уровень приспособляемости к новым условиям предпринимательской деятельности.

В целом, несмотря на общее снижение численности субъектов малого и среднего предпринимательства, положительной стороной выступает число созданных рабочих мест и объем уплаченных налоговых платежей данными предприятиями. Так, в 2019 г., по данным Фонда социального страхования Хабаровского края, малый и средний бизнес сосредоточил в себе 200,4 тысячи рабочих мест, что составляет почти треть от общей численности рабочего населения Хабаровского края. Также в 2019 г. бизнес уплатил 40,5 млрд. руб. налоговых и обязательных платежей, при этом большая доля данных платежей поступила в бюджет Хабаровского края. Что в целом на 1,2% и 3,4% выше уровня 2018 года по рассматриваемым показателям, соответственно [9].

Оценивая динамику можно сделать вывод, что в целом повышается качество работы малого и среднего предпринимательства, происходит развитие предприятий, увеличивается штат персонала, объем товарооборота и производства продукции, а также сумма налоговых и обязательных платежей. Причиной этого, в значительной степени, является реализация различных мер поддержки государством и Правительством Хабаровского края, на различных этапах жизненного цикла бизнеса, начиная от поддержки идеи, регистрации предприятия, и закачивая предоставлением льготного финансирования и правовой поддержки при выходе на экспорт.

В частности, портал поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края реализует различные мероприятия, направленные на поддержку предпринимательства региона. Это финансовая, образовательная, имущественная поддержка малого бизнеса через предоставление льгот по аренде муниципального имущества, проведение консультаций, правовая поддержка при закупках в рамках действия Федеральных законов № 44-ФЗ [2] и № 223-ФЗ [3].

Необходимо отметить, что проведенный опрос предпринимателей региона специалистами центра «Мой бизнес» в феврале 2019 года, о наиболее востребованных видах поддержки, позволил выявить, что наиболее значимой является финансовая поддержка в виде предоставления грантов, субсидий, льготных кредитов, поручительства, предоставления микрозаймов и участия в льготном лизинге. Также значительной мерой выступает имущественная поддержка, позволяющая субъектам малого и среднего предпринимательства арендовать на льготных условиях помещения, находящиеся в государственной, или муниципальной собственности[10].

 За период январь – ноябрь 2020 г. были оказаны финансовые меры поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Центром оказания услуг «Мой бизнес» в следующем объеме:

– предоставлено микрозаймов 384 субъектам на сумму 550 млн. рублей, в том числе 273 субъектам на сумму 393,5 млн. руб.;

– в рамках программы «Льготная ставка «AntiCovid», проведена реструктуризация микрозаймов для 200 субъектов на сумму 179,1 млн. руб.,

– проведена пролонгация договоров поручительства для 58 субъектам на сумму 268,5 млн. руб.;

– предоставлено поручительств по льготной ставке 0,5% при закупках 87 субъектам на сумму 301,6 млн. руб.

Наименее востребованные предпринимателями меры поддержки, согласно опросу – обучение и консультации, предоставляемые Центром поддержки малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес», как необходимые только на первом этапе развития предприятия, или в редких случаях в процессе деятельности предприятия[9].

Востребованность в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства региона отражается в статистических данных. Так, в 2019 г. малому и среднему бизнесу было выдано 429,7 млн. руб. микрозаймов на различные цели, при росте показателя на 6,3% в сравнении с предыдущим периодом. Также предоставлено льготных поручительств по кредитам на 679,5 млн. руб. (прирост 33,6% в сравнении с 2018 г.). Данные виды финансовой поддержки предпринимателям региона оказывает центр «Мой бизнес», ориентированный на малый и средний бизнес.

Таблица 3 – Динамика финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского края за 2018 – 2019 гг.

Виды поддержки

2018 год

2019 год

Факт

Прирост, %

Микрозаймы, млн. руб.

404,2

429,7

25,5

6,3

Льготные поручительства, млн. руб.

408,6

679,5

170,9

33,6

Льготный кредит «8,5», млрд. руб.

4,8

10,4

5,6

116,7

Количество субъектов, ед.

68

180

112,0

164,7

В то же время помощь местным предпринимателям оказывают и коммерческие банки. В частности, по программе «8,5», разработанной Минэкономразвития РФ и АО «Корпорация «МСП» для заемщиков субъектов малого и среднего предпринимательства с целью получения льготного кредита под 8,5% годовых, в 2019 г. коммерческими банками выдано 10,4 млрд. руб. 180 субъектам (в 2018 г. было выдано 4,8 млрд. руб. 68 заемщикам)[9].

Как было отмечено ранее, значительное направление поддержки предпринимательства региона – «Программа льготного лизинга оборудования», позволила в 2019 г. заключить две лизинговые программы на сумму 29,2 млн. руб. А за 9 месяцев 2020 г. было подано 9 заявок на сумму 92 млн. руб. Данная программа реализуется совместно с Центром «Мой бизнес» и АО «Региональной лизинговой компанией Республики Саха (Якутия)» с 2019 года.

Правительство Хабаровского края в рамках своей компетенции также оказывает различную помощь малому и среднему бизнесу. В частности, предоставляются налоговые льготы и снижаются налоговые ставки, в том числе по Патентной системе налогообложения. По данным налоговой службы в 2019 г. налоговыми каникулами по Патентной системе налогообложения воспользовались 185 индивидуальных предпринимателей.Когда ранее данным правом воспользовались в Хабаровском крае в 2016 году лишь 17 индивидуальный предпринимателей, в 2017 году – 24, и в 2018 году 61 предприниматель. Также Правительством Хабаровского края в 2020 г. для индивидуальных предпринимателей была снижена стоимость патента. Организовывается работа по оптимизации системы налогообложения малого и среднего предпринимательства в связи с отменой Единого налога на вмененный доход с 1 января 2021 г. В связи с этим специалистами центра «Мой бизнес» и налоговых органов проводятся консультации и подбор наиболее эффективного и выгодного режима налогообложения[11].

В 2020 г. в связи с распространением коронавирусной инфекции разработано большое количество федеральных и региональных мер поддержки малого и среднего предпринимательства. К федеральным мерам поддержки относятся следующие программы: «Программа льготного кредитования ФОТ 2.0»[6], «Грантовая поддержка АПК», введен мораторий на плановые проверки малого бизнеса в 2021 г., возмещаются затраты туроператорам из-за пандемии, продлевается отсрочка по налогам и социальным взносам. Оказывается адресная помощь предприятиям из отраслей, наиболее сильно пострадавшим от ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. К таким отраслям отнесены, на основании Постановления Правительства № 434, в редакции Постановления Правительства от 26 июня 2020 г. № 927, транспортная деятельность, культура, организация досуга и развлечений, услуги в сфере туризма, гостиничный бизнес, общественное питание, розничная торговля непродовольственными товарами[4].

Региональные меры поддержки малого и среднего предпринимательства включают в себя восемь различных направлений. Например, проводится расширение программы льготного микрофинансирования через предоставление отсрочки до шести месяцев по оплате основного долга, пролонгация договора микрозайма, снятие ограничений для целевого использования микрозаймов в части возможности использования заемных средств для выплаты заработной платы и т.д. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса региона заключается в предоставлении отсрочки арендных платежей. Также предоставляются налоговые вычеты.Понижена налоговая ставка по Упрощенной системе налогообложения с 6% до 3% по системе «доходы» и с 15% до 8% по системе «доходы минус расходы».Данное решение принято Законодательной Думой Хабаровского края. Снижен минимальный процент обеспечения заявок на участие в конкурсных процедурах до 0,5% от начальной суммы контракта, для предприятий, участвующих в государственных закупках для нужд государственных и муниципальных организаций.

Немаловажным фактом является поддержка Правительством региона субъектов малого и среднего предпринимательства в условия пандемии по средствам выдачи беспроцентных кредитов на выплату заработной платы персоналу. В частности за 11 месяцев 2020 г. были выданы 363 субъектам беспроцентные кредиты на сумму 972,3 млн. руб. В третьем квартале 2020 г.было выдано кредитных средств (под 2% годовых) на сумму 6 196,4 млн. руб. 2 463 субъектам малого предпринимательства на возобновление деятельности.

Так, исходя из динамики развития малого и среднего предпринимательства в современных условиях нестабильности в политической и экономической сферах, бизнес подвержен сильному влиянию факторов, имеющих, как общероссийское, так и местное значение. К наиболее значимым можно отнести:

– недостаточность собственных активов для развития предприятия, или удержания необходимого уровня ликвидности и финансовой устойчивости в условиях нестабильности и ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции;

– неразвитость инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальных районах края;

– недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;

– низкая производственная и инновационная активность малого бизнеса в муниципальных районах края;

– недостаток средств в муниципальных бюджетах на развитие малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на принимаемые меры Правительством региона по поддержке малого и среднего предпринимательства, основной проблемой является недоступность большинства мер для предприятий региона в связи с недостаточностью информации о проводимых мерах поддержки и территориальной удаленности от краевого центра. Все это оказывает в целом негативное влияние на малый и средний бизнес в частности, как наиболее подверженных внешнему влиянию. Таким образом, следует сделать вывод о необходимости разработки предлагаемых мер поддержки малого и среднего бизнеса, учитывая удаленность значительного числа субъектов от краевого центра, усилить адресность помощи и поддержки не только для краевых предприятий, но и для предприятий и организаций территориально отдаленных муниципальных образований, вне зависимости от их бюджета.

 

Список используемой литературы и источников

 

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации[Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ, в ред. от 27.10.2020 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.12.2020).
  2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд[Электронный ресурс]: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в ред. от 22.12.2020 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.12.2020).
  3. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц[Электронный ресурс]: федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ, в ред. от 22.12.2020 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.12.2020).
  4. О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 26.06.2020 № 927 // Центр оказания услуг «Мой бизнес» Хабаровский край. – Режим доступа:https://moibizkhv.ru/(дата обращения: 15.12.2020).
  5. Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 № 124-пр, в ред. от 30.03.2020 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Техэксперт». – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 15.12.2020).
  6. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации № 696 от 16.05.2020// Правовая система Гарант. – Режим доступа: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 15.12.2020).
  7. Боброва, О.С. Настольная книга предпринимателя [Текст]: практическое пособие / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – Москва :Юрайт, 2020. – 330 с.
  8. Кузьмина, Е.Е. Предпринимательская деятельность [Текст]: учебное пособие / Е. Е. Кузьмина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва :Юрайт, 2020. – 455 с.
  9. Тарасов,М.А. Бизнес Хабаровского края в 2019 году[Электронный ресурс]/ М.А. Тарасов // Портал поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края. – Режим доступа:https://msb.khabkrai.ru/(дата обращения: 15.12.2020).
  10. Портал поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://msb.khabkrai.ru/ (дата обращения: 15.12.2020).
  11. Официальный сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ombudsmanbiz27.ru/ (дата обращения: 15.12.2020).
  12. Официальный сайт Центр оказания услуг «Мой бизнес» Хабаровский край [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://moibizkhv.ru/(дата обращения: 15.12.2020).