Особенности влияния теневой экономики на развитие мировых экономик

11 февраля 9:37

Во всех странах мира существует явление теневой экономики.
Она замедляет рост экономики страны и уменьшает
ее национальное богатство, ведет к ухудшению экономической ситуации.

В настоящее время исследователи используют множество трактовок понятий, которые описывают теневой сектор экономики.

В соответствии с методологией Статистического директората Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) обобщающим понятием теневой экономики является «ненаблюдаемая экономика». Под которой понимают совокупность видов экономической деятельности, контроль за указанными затруднителен для официальных органов.

«Ненаблюдаемость» видов деятельности связана с отражением (неотражением) данных в статистике, в частности для составления национальных счетах. Это связано как с намеренным сокрытием видов деятельности, так и со спецификой производства товаров.

В связи с этим выделяют следующие группы видов деятельности в составе ненаблюдаемой экономики: теневая экономика, незаконное производство, неформальная экономика, производство домашних хозяйств для конечного потребления, неучтенная деятельность из-за недочётов средств сбора данных.

Виды деятельности теневой экономики представлены вполне законными производственными видами деятельности с точки зрения экономики.  Однако являются скрытыми для органов власти в виду ряда различных причин: уклонение от уплаты налогов, от следования стандартам, от административных процедур.

Характерной черной незаконного производства является нелегальность
в рамках текущего законодательства, отсутствие лицензии и договоренностей
о купле-продаже товара. В указанную группу не включается вымогательство или воровство.

Производственная деятельность домашних хозяйств для получения дохода и занятости членов семьи с продажей товаров и личным пользованием иллюстрирует неформальную экономику.

Производство конечных товаров для личного пользования представлено растениеводством, животноводством, строительством и услугами домашней прислуги.

Методы сбора информации в настоящее время все еще не совершенны
и выражены в недостаточности охвата предприятий программой сбора данных, непредставления предприятиями необходимых данных в виду организационных причин и  так далее.

Вышеперечисленные группы принято называть проблемными зонами ненаблюдаемой экономики. Отметим, что Федеральная служба государственной статистики придерживается ранее описанной классификации и методологии [1, с. 115].

На объем теневого сектора экономики влияют следующие факторы: экономическая ситуация в стране; высокий уровень налогообложения; низкий уровень жизни населения; высокий уровень безработицы; неэффективность институтов государственной власти; частые кризисные явления; существенные ограничения для ведения бизнеса.

Согласно расчетного размера теневой экономики в промышленно развитых странах в процентах от официального ВВП и на основе макроэкономических данных. Существуют большие различия даже среди стран с развитой экономикой ОЭСР. В то время как в США, Швейцарии, Австрии, Японии
и Новой Зеландии теневая экономика составляет 10% или менее
от официального ВВП, во всех странах Восточной Европы и некоторых странах Южной Европы (Греция, Италия, Португалия и Испания) теневая экономика составляет 20%. Теневая экономика сократилась с 17% до 11% (2018 г.)
в Германии, с 15% до 12% во Франции и с 26% до 19% в Италии [2].

В свою очередь процент теневой экономики в России составляет порядка 20 % ВВП, а её объем составил 20,7 трлн рублей в 2018 году по оценке Росфинмониторинга.

Согласно оценке объем теневой экономики в России снизился
по сравнению с уровнем 2015-2016 годов. В 2017 году объем теневой экономики сократился почти на 8 процентных пунктов и составил 20,5% ВВП (18,9 трлн рублей). В 2018 году на теневую экономику приходилось,
по предварительной оценке, 20% ВВП (он в прошлом году достиг 103,6 трлн рублей) [4].

Оценка теневой экономики, сделанная Росфинмониторингом, расходится
с оценками Росстата (15-16% ВВП) [3]. Такое отклонение связано
с методологией проведенных оценок.  

Так Росфинмониторинг включает в теневую экономику серый импорт, сокрытие доходов от уплаты налоговых и таможенных платежей, выплату зарплат «в конвертах».

Для вывода преступных доходов за рубеж активно используется фиктивная внешнеэкономическая деятельность и сложные схемы с наличием множества счетов фирм-«однодневок», открытых в различных банках с целью расслоения и транзита финансовых потоков.

С одной стороны, эта нерегулируемая экономическая деятельность может привести к снижению налоговых поступлений и общественных благ и услуг, снижению морального духа налогов и снижению налогового соответствия, более высоким затратам на контроль и более низким темпам экономического роста. Но с другой стороны, теневая экономика может быть мощной силой для продвижения институциональных изменений и может стимулировать общее производство товаров и услуг в экономике. Теневая экономика имеет последствия, которые простираются за пределы экономики до политического порядка.

Теневую экономику не следует рассматривать как исключительно экономическую проблему, которая должна быть решена путем устранения симптомов с помощью более высоких штрафов и более жесткого контроля. Для определения мер политики, соответствующих уровню развития страны, необходим анализ причин и следствий по конкретной стране. Политики должны рассматривать нелегальную работу как сигнал о необходимости снижения привлекательности теневой экономики за счет лучшего регулирования, справедливой и прозрачной налоговой системы и более эффективных институтов (надлежащее управление). Тем не менее, борьба
с организованной преступностью, коррупцией и нелегальной занятостью должна вестись посредством более строгого контроля и правоприменения.

 

Список литературы:

 

  1. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ / С. Ю. Барсукова. – М.: Изд-во. дом ГУ-ВШЭ, 2004.
  2. Алиев Я.Л., Вихров А.А., Сальников П.П. Теневая экономика
    и организованная преступность в социальной системе России / ПРАВОВОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23590924
  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/
  4. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/