В современной рыночной экономике для того чтобы стать ближе к передовым странам, не достаточно только стремится к техническому совершенству. В Казахстане, с его огромной территорией и разнообразным климатом, решение проблемы индустриально-инновационного развития должно опираться не столько на традиционные экономические возможности и попытки повторить исторический путь, пройденный развитыми странами, сколько на конкурентные преимущества, проведение глубоких структурных реформ, учет факторов ментальности, специфику страны с точки зрения образа жизни и особенностей способа производства. Для устранения системной зависимости от конъюнктуры мирового нефтяного рынка, правительство в последние годы проводило контрциклическую политику, сглаживая влияние колебаний внешней конъюнктуры на экономику страны, уменьшая негативное воздействие макроэкономической волатильности [1], что особенно важно для нефтедобывающих стран к которым относится и Республика Казахстан [2].
Республика Казахстан в настоящее время является одним из ведущих развивающихся государств Центрально-азиатского региона занимающее 9-е место по площади среди государств, составляющей 2 724 902 км². Казахстан открыт для партнерства, реализации торговых экспортно-импортных операций, а также международного сотрудничества по вопросам, важным для общественности. Выделим знаковые для республики события начала 21 века повысили роль Казахстана в международных отношениях, к которым можно отнести председательство в ОБСЕ [3], ОИС [4], членство в таких влиятельных международных организациях как ШОС [5], Таможенный Союз [6], ООН и т.д.
Для выхода из сырьевой зависимости Казахстан учитывает опыт модернизация стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, основанный на открытости, допуске конкурентов, поощрение иностранных инвестиций, принятии новейших технологий.
Выгодное географическое положение и богатые запасы полезных ископаемых во многом определяют профиль промышленности Казахстана: в основном металлургическую, химическую промышленности, машиностроение. На развитие промышленности в Казахстане существенно сказались мировые тенденции ухудшения конъюнктуры товарно-сырьевых рынков, особенно на горнодобывающую промышленность, которая является преобладающей в Казахстане.
В богатом природными ресурсами Казахстане растет понимание реальной опасности возможного замедления или полной остановки притока капитала, негативной роли обменного курса, устраняющего остроту проблем экономики лишь на время, невозможности постоянно надеяться на неисчерпаемые богатства недр как драйвер развития экономики и опору принимаемых политических решений в условиях глобальной неопределенности [7]. Ведь на смену нефтяному ресурсу, который конечен не только с позиции истощенности разведенных месторождений, приходят новые источники ресурсов и экономического роста.
В целом в течение новой экономической истории Казахстана, за исключением 2013 и 2015 годов, именно структурный рост определил развитие экономики страны. Истощение потенциала сырьевой модели, утрата конкурентных позиций в торгуемых ненефтегазовых секторах, сокращение продаж нефти и газа, благодаря которым компенсировалась институциональная неэффективность экономики в целом и уменьшались инвестиционные риски, стали важнейшими причинами снижения темпов экономического роста в стране.
В период с 2010 по 2020 годы экономика Казахстана развивалась неравномерно. Наибольшие колебания были заметны в добывающей отрасли, на которую повлияло снижение мировых цен и спроса на сырьевые ресурсы. Более стабильная ситуация в сфере услуг и развитии экспортно-импортных операций торговли. Основное звено финансовой системы – банковская сфера – также переживает системный кризис, поэтому негативные тенденции в её функционировании оказывают огромное влияние на финансово-экономическую ситуацию в стране.
По состоянию на конец 2019 года Казахстан значительно уступает по отраслевой производительности труда многим странам. К примеру, отставание от Австралии и Канады в сельском хозяйстве достигает 12–15 раз, горнодобывающей промышленности – 5–10, обрабатывающей промышленности – 2–4. Такая ситуация вызвана недостаточным технологическим уровнем производства, физическим и моральным износом основных средств, что существенно повлияло на снижение объема валового накопления основного капитала с 30% ВВП в 2010 года до 23,7% в 2020 года[8].
Развитие собственной технологической базы ограничивает низкий уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, затраты на которые в Казахстане составляют 0,15% от ВВП. Для сравнения: в Малайзии – 1,3, Австралии – 2,2% соответственно.
В целом, на текущий момент, Казахстан, по-прежнему подвержен внешним шокам, его экономика слабо диверсифицирована. Важнейшим фактором, определяющим экономическую активность, являются цены на нефть. Так, к примеру, введение санкций в Российской Федерации существенно снизило цены и на казахстанскую нефть.
В случае наличия высокой степени закредитованности экономики вполне допустимо возникновение финансовой нестабильности, и, как следствие, попадание Казахстана в «ловушку среднего дохода». Но предотвратить это можно за счет структурной трансформации экономики страны, ведь именно структурные изменения могут стать теми факторами, которые приведут к высоким темпам экономического роста в среднесрочном периоде. Ставка должна быть сделана на промышленный сектор, инвестиционный и экспортный рост. Даже при замедленных темпах роста и демографических трудностях, приводящих в будущем к сокращению числа трудоспособного населения, у Казахстана все равно остаются шансы за счет структурной трансформации избежать «ловушки среднего дохода».
Стране необходимо разработать новую модель роста, способную функционировать даже при ухудшающихся внешних условиях. Для этого нужны глубокие реформы с учетом накопленного мирового опыта догоняющей индустриализации [9, с. 59].
Для того чтобы Казахстан присоединился к высокодоходным странам, необходимо активизировать реформы, способствующие росту уровня человеческого капитала, производительности труда путем всестороннего развития инновационно-образовательной сферы, государственных институтов, сферы услуг. Такие реформы, трансформирующие экономику Казахстана, вполне реальны, о чем свидетельствует исторический опыт стран, прошедших аналогичный путь и сумевших преодолеть самые разные преграды. При этом наиболее значимыми факторами, сыгравшими определяющую роль в попадании страны в «ловушку среднего дохода», оказались именно проблемы с человеческим капиталом и производительностью.
Для Казахстана приемлем опыт Китая, как страны, сумевшей за последние десятилетия превратить инвестиции и экспорт в ключевые источники экономического роста. Показателен пример Японии второй половины двадцатого века, преодолевшей «ловушки среднего дохода» путем ускоренного роста производительности и человеческого капитала.
Оценивая потенциальные возможности дальнейшего развития структурной политики Казахстана, сопоставляя с тенденциями изменений мировой экономики, следует подчеркнуть, что для достижения реальных результатов потребуется государственно- частное партнерство. Скорейшего решения требует вопрос изменения положения предприятий Казахстана в системе глобальных цепочек стоимости, изыскание новых возможностей их репозиционирования.
Построение новой модели экономического роста до 2025 года, предполагающей такие драйверы роста, как технологии, экспорт и инновации, ориентированной на рыночные механизмы (конкуренция, разгосударствление, наращивание капитализации), предполагает реформирование важнейших направлений в социально-экономической жизни Казахстана [10].
Кардинальные изменения мировой экономики, такие как уменьшение преимуществ сырьевой модели экономики, наращивание протекционизма и изменение технологической парадигмы, делают необходимым поиск новых путей приспособления к динамичной среде. В основу построения модели государственного стратегического планирования с целью достижения сбалансированного роста экономики как в средне, так и долгосрочном временном отрезке были положены правовые механизмы организации процессов стратегического целеполагания.
Формировании национальной модели развития Казахстана в последующие годы, несмотря на усиливающиеся позиции государственно-частного партнерства, ключевая роль принадлежит государству. Большие надежды связывают с реформой инфраструктуры, кредитованием реального сектора экономики, развитием новых бизнес-моделей бизнеса. В обозримом будущем будет создана новая индустрия благодаря модернизации промышленных предприятий, вывода на проектную мощность отраслевых инновационных проектов; созданы условия для индустриально-инновационного предпринимательства.
Помимо системного реформирования, будут претворяться в жизнь приоритетные политики, обозначенные в долгосрочной стратегии экономического роста страны нацеленные на достижение стабильности социально-экономического развития.
Акцент будет сделан на макроэкономической и проактивной внешнеэкономической политике, политике конкурентоспособности ведущих отраслей промышленности, развития финансового рынка, активного привлечения частных инвестиций, повышения качественных сторон жизни населения и охраны окружающей среды.
В заключении отметим, что Казахстану еще предстоит продолжительный путь по формированию новой экономики, основанной на знаниях, но необходимый фундамент к этому уже заложен, и накопленный Казахстаном опыт может использоваться странами транзитного типа.
За последние годы государство сумело создать институциональный каркас национальной инновационной системы. С принятием новой индустриальной политики и обоснованных политических решений страна вступила на рельсы масштабной индустриализации как основы перехода к инновационной экономике.
Конечной целью индустриальной политики Казахстана является формирование высокотехнологичного и наукоемкого комплекса, образующего ядро производственной системы страны. Это станет очередным шагом поступательного развития национальной экономики и упрочения геостратегических позиций казахстанских производителей и государства в целом на международных рынках.
Список литературы:
1 Fatas A., Mihov I. Macroeconomic Policy: Does It Matter for Growth? The Role of Volatility // Commission on Growth and Development Working Paper. – 2019. – № 48.
2 Davis J., Ossowski R., Fedelino A. (eds.) Fiscal Policy Formulation and Implementation in Oil-producing Countries. Washington. IMF — 2013;
3 Саммит ОБСЕ в Астане. Электронный ресурс: http://www.akorda.kz/ru/national_projects/obse-2010_1338973041;
4 Председательство Казахстана в ОИС. Электронный ресурс: http://www.akorda.kz/ru/national_projects/predsedatelstvo-kazahstana-v-ois;
5 Сайт Шанхайской организации сотрудничества. Электронный ресурс: https://ru.sputniknews.kz/politics/20170606/2441941/shanhajskaya-organizaciya-sotrudnichestva-shos.html;
6 Таможенный союз Казахстана, России и Белоруссии. Электронный ресурс: http://zp.kz/25/26.html;
7 Инновационное развитие экономики Казахстана. Электронный ресурс: https://engineerkz.com/vypuski-zhurnala/vypusk-zhurnala-0-za-2018-god/innovacionnoe-razvitie-jekonomiki-ka/
8 Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике. Электронный ресурс: https://stat.gov.kz;
9 Голубкин В.Н., Клева Л.П. Современные факторы инновационного развития экономики: управление знаниями // Переход к инновационной экономике: Сб. ст. – М.: Институт экономики РАН, 2018. – 320 с.;
10 Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636. Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан. Электронный ресурс: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636.