ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ США ОТ УЧАСТИЯ В ЗОНАХ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

18 января 7:58

Международная торговля стала все больше дополняться различными формами международного движения факторов производства, в результате которого за границу стали перемещаться не только готовые товары. Прибыль, который был включен в цену товара, стал создаваться не только в рамках национальных границ, но и за его пределами. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами, международного перемещения факторов производства стала экономическая регионализация, которая приводит к сближению хозяйственных механизмов. Создается новый тип отношений между странами, что предполагает их постепенное вовлечение в мировое экономическое пространство.

Экономическая регионализация, как одна из тенденций образования глобального экономического пространства, способствует формированию экономических связей с превалированием наднациональных интересов, выравниванию основных характеристик международных рынков, созданию условий для проведения реформ в рамках самого группировки, взаимооткрытости экономик стран-членов объединения. Доминирующее значение приобретают крупные региональные пространства, которые концентрируют наиболее экономически развитые и политически влиятельные центры, на базе которых предполагается создание единого экономического и военно-политического межконтинентального блока [1, с. 22].

С образованием НАФТА США усилила свою конкурентоспособность на мировом рынке. Расширяя количество членов НАФТА и используя возможность проведения активной политики в направлении стимулирования развития процессов либерализации внешней торговли в Латинской Америке, США создают предпосылки формирования гигантского по объемам рынка для американского экспорта, закрепляют рыночные реформы в регионе.

   В начале 90-х гг. США выдвинули идею создания зоны свободной торговли Америк (ФТАА). Соглашение о создании на всей территории Северной. Центральной и Южной Америки общеконтинентального единого торгового пространства была разработана в декабре 1994 в Майями на первой встрече лидеров 34 стран Северной и Южной Америки. На следующей встрече лидеров этих государств в конце апреля 2001 в Квебеке было принято решение о завершении к 1 января 2005 переговоров о создании зоны свободной торговли и ратифицировать договор до 31 декабря того же года.

Между странами, которые стали участниками Соглашения о создании ФТАА, существовали большие различия в подходе ко многим проблемам. Будущее соглашение значительно зависит от взаимоотношений между США и Бразилией, экономики которых наиболее развитыми на своих континентах.

Соответственно на макро- и микроуровне усугубились внешнеэкономические связи, которые выступали фактором влияния на динамику международной специализации, экспорта производства и производного использования преимуществ стран-партнеров.

На современном этапе Латинская Америка является регионом с наиболее высокими показателями экономического роста и единственным режимом в торговле с которыми США имеет положительное сальдо торгового баланса. Таким образом, целесообразным является анализ возможностей свободной торговли, в частности с Чили.

Развитие свободной торговли со странами Латинской Америки является фактором закрепления рыночных реформ и расширения мировой торговли, а также возможность повышения конкурентоспособности США [2, с. 15].

В сентябре 1992 соглашение о свободной торговле было подписано с 5 странами Центральной Америки: Гватемалой, Гондурасом, Сальвадором, Никарагуа и Коста-Рикой. Зона свободной торговли включает 10 Юго Американских стран и Мексику. Последняя действительно может стать мостом между НАФТА и странами Латинской Америки. Так, осенью 1992 они подписали договор о свободной торговле со странами КАРИКОМ.

Аргентина и Бразилия действовали в ином направлении: преодолев экономические противоречия они пришли к соглашению о создании общего рынка МЕРКОСУР. Подходы к этой регионализации у Аргентины и Бразилии разные. Аргентина видит в МЕРКОСУР этап на пути создания панамериканской зоны свободной торговли, Бразилия склоняется к тому, что считает МЕРКОСУР альтернативой такой зоны.

Деловые круги Канады считают, что канадские внешнеэкономические интересы должны подталкивать Оттаву искать пути расширения НАФТА не столько на Юг, сколько на Восток — в страны Тихоокеанского бассейна. Объясняется это тем, что канадские внешнеэкономические связи в первую очередь за счет Альберты и Британской Колумбии, за последние 10 лет ХХ в. развивались со странами Азиатско-Тихоокеанского региона даже более интенсивно, чем с США. Кроме того, в отличие от США, Канада имеет незначительный дефицит в торговле со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вот почему в Канаде и США разное отношение к идее расширения Североамериканской зоны свободной торговли в сторону Тихоокеанского региона.

Несмотря на различия в Канаде и США направлений дальнейшего расширения НАФТА, на наш взгляд более реальное осуществление континентальной интеграции. Количество подписанных соглашений о создании зоны свободной торговли намного превышает между странами Северной, Южной и Центральной Америки, чем между странами АТР. Кроме того, Латинская Америка стала центром бурного развития стран и имеет перспективы устойчивого и динамичного развития. А США в данном случае стало интеграционным ядром региональных процессов не только в Северной Америке, но и Центральной и Южной Америке [4, с. 7].

Таким образом, Северная Америка не отступает от ЕС и так же стремится к образованию континентального рынка, присоединяя к регионализации не только страны, а уже и определенные объединения. Дальнейший сценарий развития образования панамериканской зоны свободной торговли должен развиваться путем объединения всех региональных группировок сначала а Южной Америке, а затем, объединение всех трех Америк. Конечно, мелкие объединения исчезнут, но на их место придет один рынок с большими возможностями: с отсутствием таможенных барьеров, свободным передвижением факторов производства, поднятии уровня экономического развития стран отстают от ведущих соседей, с решением проблем ограниченных ресурсов и т.п.

В современных условиях важную роль в международной экономике играют зоны свободной торговли (ЗСТ). Главная цель их создания — снятие барьеров в торговле и содействие свободному перемещению товаров, капиталов и услуг между странами-участницами, создание справедливых условий конкуренции в рамках зон, значительное увеличение возможностей для инвестирования, обеспечения эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, создание механизма урегулирования экономических споров и перспектив для дальнейшего многостороннего экономического сотрудничества.

Основание двусторонних и региональных зон свободной торговли — одна из приоритетных задач внешнеэкономической политики Администрации США. Наряду с декларированием по использованию механизма ЗСТ как неотъемлемого фактора сегодняшней глобальной либерализации внешней торговли, правительство Соединенных Штатов откровенно использует его для экспансии национальной продукции на внешние рынки, все больше стимулируя экспорт своих товаров, капиталов и услуг.

К важным факторам, которые активизировали в последнее время усилия американского правительства о введении режима свободной торговли с другими странами, эксперты в основном относятся следующие:

— Экономические: создание ЗСТ все больше становится известной альтернативной внешнеэкономической интеграционной инициативой, способной, в случае торможения или провала соответствующих переговоров в рамках ВТО, улучшить торговый баланс США, обеспечить рост американского экспорта, смягчить внутренние риски и усилить позиции корпораций США в их глобальной конкурентной борьбе с японскими, европейскими и китайскими компаниями;

— Политические: новые внешние торговые соглашения с ЗСТ служат усилению безопасности и политического влияния Америки в той или иной стране или регионе, поскольку они заключаются также под эгидой успешного развития демократии в стране-партнере, оказание поддержки дружественным иностранным правительствам и установка или конструктивного развития отношений стратегического партнерства.

В 2018 г. США имели дефицит в торговле со странами-членами Соглашения в размере 96 млрд долл. На НАФТА приходится 26,8% американского совокупного торгового дефицита. Экспорт коммерческих услуг из США в страны НАФТА вырос с 27,4 млрд в 1993 г. до 81,3 млрд долл. в 2018 г. а их импорт — с 16,5 млрд до 41,7 млрд долл., соответственно. Сальдо торгового баланса — положительное, и в 2018 г. оно составило 39,6 млрд долл. [2].

Перспективы: трехстороннее соглашени о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой обсудили в рамках встречи в Лондоне на саммите НАТО американский президент Дональд Трамп и канадский премьер-министр Джастин Трюдо, 3 декабря сообщает пресс-служба Белого дома. Кроме того, Трамп и Трюдо рассказали о приоритетных вопросах, которые они собираются поднять на предстоящей встрече лидеров НАТО. 28 ноября 2019 года заместитель Трюдо Христя Фриланд провела в Вашингтоне переговоры, направленные на ускорение процесса ратификации USMCA. В начале ноября премьер-министр Канады на встрече в Оттаве с председателем комитета Палаты представителей Конгресса США по доходам и налогам Ричардом Нилом заявил, что в процессе ратификации нового торгового соглашения между Канадой и США наметилась позитивная динамика.

Таким образом, мы доказали, что образование межконтинентальной интеграции — неизбежный процесс, который происходит под влиянием развития континентальной интеграции и дальнейших соглашений о межконтинентальном сотрудничество, которое, в свою очередь, приведет к формированию глобализирующегося регионально-экономического пространства.

Список литературы

  1. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / под ред. В.П. Колесова. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2014. – с. 114
  2. Шишков Ю. Европейский дом глазами федералиста // МэиМО. – 2014. — № 12. – с. 63-71
  3. Шишков Ю.В. Европа и процессы глобализации экономики //Современная Европа. – 2018. — №1. – с.32-41
  4. Шуканов П.В. Влияние этнополитического фактора на процессы глобализации и регионализации// Региональные перспективи. Березень 2010 р. № 1 (8), с. – 59-64
  5. Beyond EU Enlargement. Volume 1. The Agenda of Direct Neighborhood for Eastern Europe. – Gutersloh: Bertelsmann Foundation Publishers, 2019. – 281 p.
  6. Rajapatirana S. Trade Politics in Latin America and the Caribbean: priorities, progress and prospects. – S.F.: Center for economic growth, 2017. –p. 64.